Биография юнга. К. Г. Юнг творческая биография Карл юнг биография на английском

26 июля 1875 года родился основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Об открытиях, которые сделали психиатра известным во всём мире, АиФ.ru рассказала психолог Анна Хныкина .

Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное

Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.

По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.

Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.

По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Как это применяется сегодня?

Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».

Аналитическая психология

Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.

Плюс ко всему юнгианцы (так называют себя психологи-приверженцы теории доктора Юнга — аналитические психологи) активно используют спектр других психологических методов: арт-терапия, психодрама, активное воображение, все виды проективных техник (как, например, анализ рисунков) и т. д. Юнг особенно любил арт-терапию — терапию творчеством. Он считал, что посредством непрекращающейся творческой деятельности можно буквально продлевать свою жизнь. С помощью творчества (арт-терапии), любых спонтанных видов рисования, особенно мандал (схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках), высвобождаются глубокие слои психики.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Ортодоксальный психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2-3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается, даже если вы работаете сутки через трое и не имеете возможности соблюдать договорённости по своему рабочему графику. Зато, когда вы изъявите желание выяснить, почему аналитик к вам так несправедлив и не хочет войти в ваше положение, вам будет задана пара вопросов о том, почему в вашей жизни всё так неудобно складывается? А также кто обычно в реальной жизни склонен входить в ваши обстоятельства и подстраиваться под вас?

Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни. Также, помимо диалога, вам могут предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…

Границы и правила общения между аналитиком и пациентом всё равно остаются довольно жёсткими, что определяет качество контакта и, соответственно, работы.

Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.

Концепция психологических типов

Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует. Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Как это применяется сегодня?

Ведущий тип личности для практикующего психолога определить несложно, и это даёт массу информации о человеке, в частности о его способе восприятия и выдачи информации и адаптации к реальности.

Например, если у человека ведущая функция — мышление, ему будет трудно говорить о своих чувствах и ощущениях, он будет всё сводить к фактам и логике. У человека с ведущим экстравертным мышлением жизнь проходит под гнётом чувства справедливости. Чаще всего это военные, директора, учителя (математики, физики). Все они, как правило, тираны, поскольку у них сильно построены причинно-следственные связи, им сложно представить, что по какой-то причине их можно нарушать, они фокусируются всегда на объективных фактах окружающего мира, имеющих практическое значение.

А вот например, человек с ведущей интровертной интуицией будет сосредоточен на внутреннем мире и собственных представлениях о внешней реальности, он спокойно относится к окружающим его людям и предметам, предпочитая проживать свою жизнь внутри, нежели производить впечатление снаружи.

На основании типологии Юнга создана масса упрощённых подобий, самое известное из которых — соционика.

Ассоциативный метод

Началось всё с метода свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, вы должны давать ассоциацию на только что возникшую ассоциацию. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке. Предполагается, что в результате вы должны выйти на свой Эдипов комплекс.

Юнг же однажды обратил внимание на то, что над какими-то словами в ассоциативном ряду люди задумываются дольше, чем над другими. Он подумал, что сильные эмоции вызывают ступор или «кашу в голове», и по этой причине выдать резкую реакцию сложнее. Так родился ассоциативный эксперимент Юнга, который прекрасно показан в фильме «Опасный метод». В данном эксперименте Юнг доказывает, что ключевым значением является именно время, затраченное на построение ассоциации. Позже анализируются слова, которые заставляют задуматься (обычно более, чем на 4 секунды), и интерпретируются смыслы ассоциаций.

Как это применяется сегодня?

В дальнейшем на основании своего ассоциативного эксперимента и фрейдовского свободного ассоциирования Юнг создал метод амплификации, когда вокруг одного образа (ворон в нашем примере) собирается множество ассоциаций, образов из культурного наследия, мифологии, искусства, приводящих пациента к осознаванию комплекса, стоящего за этим.

Теория сновидений

С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.

Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.

Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики и аналитические психологи интерпретируют сновидения, и это является частью их работы точно так же, как первичное интервью, активное воображение или ассоциативный тест. Вас могут спросить на первом сеансе психоанализа о ваших самых важных снах или о том, что, возможно, приснилось вам накануне первого визита. Для аналитика это будет очень важная информация, не только диагностического, но и прогностического характера — нередко первый сон в анализе описывает будущую работу.

Швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил

учение о коллективном бессознательном, в образах которого (то есть архетипах)

видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений

("Метаморфозы и символы либидо"). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление

индивидуализации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное

религиоведение и мифологию.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу

живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви,

дед и прадед со стороны отца были врачами Учился в Базельской гимназии, любимыми

предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история

В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медици-

ну, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии Помимо этих

дисциплин интересовался философией, теологией, оккультизмом

По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию "О психологии и

патологии так называемых оккультных явлений", оказавшуюся прелюдией к его

длившемуся почти 60 лет творческому периоду Основанная на тщательно

подготовленных спиритических сеансах со своей необычайно одаренной

медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла

описание ее сообщений, полученных в состоянии медиуматического транса.

В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то

время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли

(пригород Цюриха) Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь

молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря

Блейлер от себя и сотрудников требовал точности, аккуратности и внимательности к

пациентам

На территории больницы царил сухой закон Юнг упоминает, что первые шесть месяцев

он провел совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал

Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по

применению разработанного им же теста словесных ассоциаций Юнг пришел к выводу,

что посредством словесных связей можно обнаружить ("нащупать") определенные

совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально

"заряженных") мыслей, понятий, представлений и тем самым дать возможность

выявиться болезненным симптомам

В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу Юнг

послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который спустя

четыре года предложил термин "шизофрения" для соответствующей болезни

Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга К моменту

личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после

непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в

словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов Используя в опытах

теорию Фрейда, Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и

поддерживал психоаналитическое движение как таковое Встреча положила начало

тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года Фрейд

был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга в

некотором смысле отцовской фигурой Со своей стороны, Фрейд уверовал в то, что

наконец-то нашел в лице Юнга своего духовного "сына" и последователя Бесценным

даром для

всей истории психоанализа является их многолетняя переписка, составившая

полновесный том.

В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего

фабриканта Эмме Раушенбах (1882 -1955), с которой прожил вместе пятьдесят два

года, став отцом четырех дочерей и сына. Вначале молодые поселились на

территории клиники Бургхольцли, заняв квартиру этажом выше Блейлера, а позже - в

1906 году - переехали в собственный дом в пригородное местечко Кюснахт, что

неподалеку от Цюриха. Годом раньше Юнг начал преподавательскую деятельность в

Цюрихском университете

В 1909 году вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком - венгром Фе-ренчи,

работавшим в Австрии, Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где

прочел курс лекций о методе словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате

Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший свое

двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почетную степень

Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой

доход, постепенно росли, так что в 1910 году Юнг оставил свой пост в

Бурхгольцльской клинике (к тому времени он стал клиническим директором) и

расширил частную практику у себя в Кюснахте, на берегу Цюрихского озера. В это

время Юнг становится первым Президентом международной Ассоциации психоанализа и

погружается в свои глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их

взаимодействия с миром психопатологии. Появляются публикации, довольно четко

обозначившие область последующих интересов Юнга, а также границу идеологической

независимости от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного

психического.

Словом, "отступничество" Юнга было неизбежно, и последовавшие события привели к

тому, что в 1913 году между двумя великими людьми произошел разрыв, и в науке

каждый пошел своим путем, следуя своему творческому гению.

Юнг очень остро переживал свой разрыв с Фрейдом. Фактически это была личная

драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани

глубокого нервного расстройства. "Он не только слышал неведомые голоса, играл,

как ребенок, или бродил по саду в нескончаемых разговорах с воображаемым

собеседником, - замечает один из биографов в своей книге о Юнге, - но и серьезно

верил, что его дом населен привидениями"

Драма расставания обернулась для тридцативосьмилетнего Юнга возможностью большей

свободы развития своей собственной теории содержаний бессознательного

психического. В работах его все более выявляется интерес к архетипическому

символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в "пучину"

бессознательного. В последовавшие шесть лет (1913-1918) Юнг прошел через этап,

который он сам обозначил как время "внутренней неопределенности" или "творческой

болезни" Юнг пытался понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и

описать это - насколько возможно-в терминах повседневной жизни. В результате

получилась рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков образов

сновидений и названная "Красной книгой". (По причинам личного характера она

никогда не публиковалась. Пройдя через личный опыт конфронтации с бессознатель-

ным, Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему аналитической

психотерапии и новую структуру психического.

Карл Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема

человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или ядерной

катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. В судьбе человечества

решающим фактором является сам человек, его психика Еще конкретнее этот

"решающий фактор" сфокусирован и сконцентрирован в бессознательной психике,

являющейся реальной угрозой; "мир висит на тонкой нити, и эта нить - психика

человека".

В 1920-е годы Юнг совершает ряд длительных увлекательных путешествий,

предпринятых им в различные районы Африки и к индейцам Пуэбло в Северной Америке

Отчет об этих исследовательских поездках (включая еще и поездку в Индию,

состоявшуюся позже, в 1938 году), а точнее, своеобразное культурно-

психологическое эссе составили позднее главу "Путешествия" в автобиографической

книге Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления". В отличие от беззаботно-

любопытствующих туристов, Юнг смог взглянуть на другую культуру с точки зрения

известный общечеловеческий универсальный смысл, в рамках которого возможно

взаимодействие и культур, и времен

В начале 1920-х годов Юнг познакомился с известным синологом Рихардом

Вильгельмом, переводчиком известного китайского трактата "Книга перемен", и

вскоре пригласил его прочесть лекцию в Психологическом клубе в Цюрихе. Юнг живо

интересовался восточными гадательными методами и сам с некоторым успехом

экспериментировал с ними. Он также участвовал в те годы в ряде медиуматических

экспериментов в Цюрихе совместно с Блейле-ром. Сеансами руководил известный в те

годы австрийский медиум Руди Шнайдер. Юнг долгое время отказывался делать какие-

либо заключения по поводу этих экспериментов и даже избегал всякого о них

упоминания, но впоследствии открыто признавал реальность этих феноменов. Он

также проявлял глубокий интерес к трудам средневековых алхимиков, в лице которых

увидел провозвестников психологии бессознательного.

В 1923 году Юнг приобрел небольшой участок земли на берегу Цюрихского озера в

местечке Боллинген, где он выстроил здание башенного типа и где в тишине и

уединении проводил воскресные дни и отпуск. Здесь не было ни электричества, ни

телефона, ни отопления Пища готовилась на печи, вода доставалась из колодца. Как

удачно заметил Элленбергер, переход из Кюснах-та в Боллинген символизировал для

Юнга путь от эго к самости, или, другими словами, путь индивидуализации.

В 1930-е годы Юнг был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического

общества Германии В ноябре 1932 года цюрихский городской совет присудил ему

премию по литературе, приложив к ней чек на 8000 франков

В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Психотерапевтическое общество

было немедленно реорганизовано в соответствии с национал-социалистическими

принципами, а его президент Эрнст Кречмер подал в отставку Президентом

Международного Общества стал Юнг, но само Общество стало действовать по принципу

"крышечной организации", состоящей из национальных обществ (германское общество

было лишь одним из них) и индиви

дуальных членов Как впоследствии объяснял сам Юнг, это была своего рода увертка,

позволившая психотерапевтам-евреям, исключенным из германского общества,

оставаться внутри самой организации В связи с этим Юнг отверг всяческие

обвинения относительно его симпатий к нацизму и косвенных проявлений

антисемитизма

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической

школы в Цюрихе, в том же году он основал Швейцарское Общество практической

психологии По мере того как международная ситуация становилась все хуже, Юнг,

который до того никогда не выказывал сколь-нибудь явного интереса к мировой

политике, стал проявлять к ней все больший интерес Из интервью, которые он давал

в те годы разным журналам можно понять, что Юнг пытался анализировать психологию

время исторического визита в Берлин Муссолини Юнг случайно оказался там и имел

возможность близко наблюдать поведение итальянского диктатора и Гичлера во время

массового парада С этого времени проблемы массовых психозов сделались одним из

фокусов внимания Юнга

Другой поворотный пункт в жизни Юнга следует отнести в концу Второй мировой

войны Он сам отмечает этот момент в своей автобиографической книге В начале 1944

года, пишет Юнг, он сломал ногу, а также у него приключился инфаркт, во время

которого он потерял сознание и почувствовал, что умирает У него возникло

космическое видение, в котором он рассматривал нашу планету со стороны, а самого

себя не более, чем сумму того, что он когда-то сказал и сделал в течение своей

жизни В следующий момент, когда он собирался переступить порог некоего храма, он

увидел своего доктора, идущего ему навстречу Вдруг доктор принял черты короля

острова Кос (родина Гиппократа), чтобы вернуть его обратно на землю, и у Юнга

возникло такое чувство, что жизни доктора что-то угрожало, в то время как его,

Юнга, собственная жизнь была спасена (и действительно, через несколько недель

его врач неожиданно умер) Юнг отметил, что впервые почувствовал горькое

разочарование, когда вернулся обратно к жизни С этого момента что-то изменилось

в нем бесповоротно, и его мысли приняли новое направление, что можно увидеть и

из его работ, написанных в то время Теперь он сделался "мудрым старцем из

Кюснахта"

К концу своей жизни Юнг все меньше отвлекался на внешние перипетии каждодневных

событий, все более проявляя свое внимание и интерес к общемировым проблемам Не

только угроза атомной войны, но и все возрастаю щая перенаселенность Земли и

варварское уничтожение природных ресурсов наряду с загрязнением природы глубоко

волновали его Возможно, Юнг почувствовал гораздо раньше других, какая угроза

нависла над человечеством Поскольку на кон поставлена судьба человечества, то

естественно спросить а не существует ли архетип, который представляет, так

сказать, целое человечества и его судьбу7 Юнг видел, что почти во всех мировых

религиях такой архетип существует и обнаруживает себя в образе так называемого

изначального (первочеловека) или космического человека, антропоса Антропос, ги

гантский космический человек олицетворяет жизненный принцип и смысл всей

человеческой жизни на Земле (Имир, Пуруша, Пан-ку, Гайомарт Адам)

Сотрудничество Юнга в последние годы жизни с физиком Вольфгангом Паули привело

обоих к убеждению, что изучение физиками глубин материи, а психологами - глубин

психического, могут быть лишь разными способами подхода к единой, скрытой

реальности Ни психология не может быть достаточно "объективной", поскольку

наблюдатель неизбежно влияет на наблюдаемый эффект, ни физика, не способная на

субатомном уровне измерить одновременно количество движения и скорость частицы

Принцип дополнительности, ставший краеугольным камнем современной физики,

применим и к проблемам души и тела В течение всей жизни у Юнга возникало

впечатление последовательности разных внешне не связанных друг с другом событий,

происходящих одновременно Скажем, смерть одного человека и тревожный сон у его

близкого родственника, случившиеся одномоментно Юнг ощущал, что подобные

"совпадения" требовали какого-то дополнительного объяснения, кроме утверждения о

некоей "случайности" Такой дополнительный принцип объяснения Юнг назвал

синхронностью По мнению Юнга, определенные изменения в состоянии психики

Сведенборга дали ему временный доступ к "абсолютному знанию" - к области, где

преодолеваются границы времени и пространства Восприятие структур упорядочивания

воздействует на психическое как смысл

В 1955 году в честь восьмидесятилетия Юнга в Цюрихе состоялся Международный

конгресс психиатров под председательством Манфреда Блейлера, сына Юджина

Блейлера (у которого Юнг начинал свою карьеру психиатра в Бурхгольцли) Юнгу

предложили сделать доклад о психологии шизофрении, теме, с которой начались его

научные исспедования в 1901 году

В ноябре 1955 года он пережил большое горе - умерла его жена Эмма, бессменный

спутник на протяжении более полувека Из всех великих пионеров глубинной

психологии Юнг был единственным, чья жена стала его учеником, усвоила его методы

и приемы и на практике применяла его психотерапевтический метод

С годами Юнг ослабевал физически, но его ум оставался живым и отзывчивым Он

поражал своих гостей размышлениями о тайнах человеческой души и будущем

человечества

В восемьдесят пять лет Карл Густав Юнг получил титул почетного гражданина

Кюснахта, в котором поселился в далеком 1909 году Мэр торжественно вручил

"мудрому старцу" церемониальное письмо и печать, а Юнг выступил с ответной

речью, обратившись к собравшимся на своем родном базельском диалекте Незадолго

до смерти Юнг завершил работу над своей автобиографической книгой,

"Воспоминания, сновидения, размышления", ставшей бестселлером в западном мире, а

также вместе со своими учениками написал увлекательную книгу "Человек и его

символы", популярное изложение основ аналитической психологии Карл Густав Юнг

протестантской церкви Кюснахта Местный пастор в погребальной речи назвал

покойного "пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и

давшим человеку мужество вновь обрести свою душу" Два других ученика Юнга -

теолог Ганс Шер и экономист Юджин Бюлер отметили научные и человеческие заслуги

своего духовного наставника Тело было кремировано, а пепел захоронен в семейной

могиле на местном кладбище

Карл Густав Юнг (нем. Carl Gustav Jung). Родился 26 июля 1875 года в Кесвиле, Тургау, Швейцария - умер 6 июня 1961 года в Кюснахте, кантон Цюрих, Швейцария. Швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии (аналитической психологии).

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо» ). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности.

Также получила известность концепция психологических типов Юнга.


Карл Густав Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909-1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. Скоро он стал главой большого семейства. В 1904 году у них родилась дочь Агата, в 1906-м - Грета, в 1908-м - сын Франц, в 1910-м - Марианна, в 1914-м - Хелена.

В 1904 году познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн-Шефтель. В 1907-1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

В 1914 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню (нем. Turm). Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики.

В 1933 году стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 год вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 года - в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. В интервью Кароль Бауман 1948 года в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом Юнг не находит ничего лучше как заявить, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Хотя и тогда и сейчас ряд историков упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете.

Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten», 1928), «Психология и религия» («Psychologie und Religion», 1940), «Психология и воспитание» («Psychologie und Erziehung», 1946), «Образы бессознательного» («Gestaltungen des Unbewussten», 1950), Символика духа («Symbolik des Geistes», 1953), «Об истоках сознания» («Von den Wurzeln des Bewusstseins», 1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города.

Научные воззрения Карла Юнга:

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом... представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по . Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») - своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием - обретением новой установки.

Оккультизм Карла Юнга:

Ряд исследователей отмечает, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией Юнга и его концепцией «коллективного бессознательного», которую привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды.

Отмечается, что многие направления оккультизма сегодня развиваются в русле основных идей Юнга, которые адаптируются к научным представлениям современности. Юнг ввел в культурный обиход огромный пласт архаической мысли - магического и гностического наследия, алхимических текстов средневековья и др. Он «возвел оккультизм на интеллектуальный пьедестал», придав ему статус престижного знания. Это, безусловно, не является случайностью, поскольку Юнг был мистиком, и по мнению исследователей, именно в этом следует искать подлинные истоки его учения. Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Его окружала соответствующая атмосфера дома Прейсверков - родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших. Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом.

В воспоминаниях Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Вот он задает «крылатому Филимону» (своему «духовному руководителю») вопросы своим собственным голосом, а отвечает фальцетом своего женского существа - анимы, вот в его дом стучат мёртвые крестоносцы... Неслучайно психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга разрабатывала принципы общения с мистическим миром и включала моменты вхождения в транс.

В то же время безусловный знак равенства между юнгианством и эзотерическими представлениями нашего времени ставить нельзя, поскольку учение Юнга отличается от них не только своей сложностью и высокой культурой, но и принципиально иным отношением к миру мистики и духа.

Краткая биография Юнга

Карл Густав Юнг родился в $1875$ году $26$ июля в Швейцарии в деревушке Кессвиле. Отец Карла был пастором, но при этом имел философское образование. Карл Юнг провел свое детство практически в одиночестве, оно было довольно не простым. При этом у него появилось желание познать людей. Это относилось, прежде всего, к его окружению, а особенно к отцу. Карл пытался изучать его поведение и объяснить его непоколебимую веру в Бога. На базе этого будущий классик психоанализа начал противопоставлять личные взгляды и мнение о высшем разуме церковным суждениям. Юнг-сын и Юнг-отец не могли найти общий язык между собой. Данные противоречия привели к тому, что, не считаясь с желаниями семьи, Карл решил получить медицинское образование и стать психологом.

Период с $1895$ года по $1900$ год Юнг учился в университете Базеля. А в $1902$ году продолжил обучение в Цюрихе. В Цюрихе группой, в которой учился Карл Юнг, руководил главный врач психиатрической больницы. Это позволило Юнгу испытывать разработанную им самим систему ассоциативных тестов, исследующих личность и выявляющую ее патологии. Посредством вопросов-раздражителей, он подвергал исследованию необычные и нелогичные ответы. В результате проведения ассоциативного тестирования, Юнг определял аномальные способы мышления, связывая подобные явления с сексуальными переживаниями или нарушениями. При подавлении в себе определенных ассоциаций, у человека начинают развиваться определенные комплексы.

Эти исследования получили известность во всем мире. В $1911$ году Карл Юнг стал президентом Международного психологического общества, но уже в $1914$ году ушел с этой должности.

Очень много в свое время говорилось о дружеских связях Юнга и Зигмундта Фрейда, их постоянно сравнивали. Они действительно были знакомы с $1907$ года, но при этом эти два выдающихся психолога никогда не дружили. Хотя в определенных случаях их суждения были одинаковыми. В $1912$ году их пути окончательно разошлись, так как Зигмунд Фрейд полностью посвятил себя исследованиям неврозов.

Основные идеи Карла Юнга

После трехлетних изысканий Юнг в $1906$ году опубликовал книгу «Психология раннего слабоумия», сделавшую переворот в психиатрии. Позиция Юнга по раннему слабоумию базировалась на синтезе идей многих ученых. Юнг не просто интегрировал существовавшие теории, но и стал первооткрывателем психосоматической экспериментальной модели ранних стадий слабоумия, в которой мозг является объектом эмоциональных влияний. Концепция Юнга, изложенная в его трудах, выглядит следующим образом: результатом аффекта является выработка токсина, поражающего мозг и парализующего психические функции так, что комплекс, высвобождаясь из подсознания, вызывает симптомы характерные для раннего слабоумия. Следует отметить, что позднее Карл Юнг отказался от своей токсинной гипотезы и принял современную концепцию о нарушении химического обмена.

Замечание 1

Карл Густав Юнг впервые предложил деление людей на интровертов и экстравертов. В последующем он определил четыре основные функции мозга:

  1. мышление,
  2. восприятие,
  3. чувствование
  4. интуицию.

В зависимости от преобладания какой-либо из этих четырех функций можно классифицировать людей на типы. Данные исследования изложены в его работе «Психологические типы».

На протяжении всей жизни Юнг реализовывал свои идеи достаточно успешно. Он открыл свою школу психоанализа.

Одной из идей, которую развивал психолог, заключалась в том, что христианство является неотъемлемой частью исторического процесса . Еретические взгляды он считал бессознательным проявлением христианской религии.

Карл Юнг, занимаясь историческими исследованиями, начал изучать пожилых людей и помогать тем из них, кто утратил смысл жизни . Его исследования показали, что большинство этих людей - атеисты. Психолог считал, что если они начнут выражать свои фантазии, то это даст им возможность найти свое место в жизни. Он назвал это процессом индивидуализации.

Удивительно, но Карл Юнг активно поддерживал идею фашизма , считая, что Германия занимает исключительное место в мировой истории. Такие взгляды зародились у него в $1908 $году, но в прогрессивных кругах его симпатию к фашизму не поддерживали и критиковали.

, психотерапия

Место работы
  • Базельский университет
  • Цюрихский университет
Альма-матер
  • Базельский университет
Научный руководитель Эйген Блейлер Известные ученики Шарль Бодуэн [d] Известен как cоздатель аналитической психологии Цитаты в Викицитатнике Карл Густав Юнг на Викискладе

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном , в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо »). Цель психотерапии согласно Юнгу - осуществление индивидуации личности. [ ]

Биография

14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. Скоро он стал главой большого семейства. В 1904 году у них родилась дочь Агата, в 1906-м - Грета, в 1908-м - сын Франц, в 1910-м - Марианна, в 1914-м - Хелена.

В 1904 году познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн-Шефтель . В 1907-1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

Юнг в 1910 году

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню (нем. Turm). Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики .

В 1933 году стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе . Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 год вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 года - в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы , а выдержки из «Mein Kampf » стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг объяснял политику журнала требованиями времени. В интервью Кароль Бауман (1948) Юнг отметил, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Некоторые историки упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, но он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера , продолжил преподавание в университете.

Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten», 1928), «Психология и религия» («Psychologie und Religion», 1940), «Психология и воспитание» («Psychologie und Erziehung», 1946), «Образы бессознательного» («Gestaltungen des Unbewussten», 1950), Символика духа («Symbolik des Geistes», 1953), «Об истоках сознания» («Von den Wurzeln des Bewusstseins», 1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован . Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте . Похоронен на кладбище протестантской церкви города.

Видео по теме

Научные воззрения Юнга

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное , которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы .

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли , чувства , поступки.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами . В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определённую автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранена, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду . Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары , ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») - своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко эффективным событием - обретением новой установки.

Юнг и оккультизм

Ряд исследователей отмечает, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией Юнга и его концепцией «коллективного бессознательного», которую привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды .

Отмечается, что многие направления оккультизма сегодня развиваются в русле основных идей Юнга, которые адаптируются к научным представлениям современности. Юнг ввел в культурный обиход огромный пласт архаической мысли - магического и гностического наследия, алхимических текстов средневековья и др. Он «возвел оккультизм на интеллектуальный пьедестал», придав ему статус престижного знания. Это, безусловно, не является случайностью, поскольку Юнг был мистиком, и по мнению исследователей, именно в этом следует искать подлинные истоки его учения. Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Его окружала соответствующая атмосфера дома Прейсверков - родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших. Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом .

В воспоминаниях Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Вот он задает «крылатому Филимону» (своему «духовному руководителю») вопросы своим собственным голосом, а отвечает фальцетом своего женского существа - анимы , вот в его дом стучат мёртвые крестоносцы… Неслучайно психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга разрабатывала принципы общения с мистическим миром и включала моменты вхождения в транс .

В то же время безусловный знак равенства между юнгианством и эзотерическими представлениями нашего времени ставить нельзя, поскольку учение Юнга отличается от них не только своей сложностью и высокой культурой, но и принципиально иным отношением к миру мистики и духа .

Юнг в кинематографе

  • «Гений» - сериал 2017 г.
  • «Опасный метод » - фильм Дэвида Кроненберга 2011 г.
  • «Сабина (фильм) » - фильм Роберто Фаэнца 2002 г.
  • «Меня зовут Сабина Шпильрейн» - фильм Элизабет Мартон 2002 г.
  • «Карл Юнг: Мудрость сновидений» - 3-серийный документальный фильм 1989 г.

См. также

Публикации сочинений на русском языке

  • Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. Е. И Рузера; Предисл. проф. Ив. Ермакова . - М.: Госиздат, . - 96 с. - (Психологическая и психоаналитическая библиотека. Вып. 7).
  • Неизвестный Юнг. Собрание переводов / Перевод с немецкого В. П. Терина. - М.: Колос, 2010. - 188 с. ISBN 978-5-10-004084-2 .
  • Архетип и символ. М., 1991. - 304 с. - ISBN 5-7664-0462-X .
  • Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов /Пер. с англ. - Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с. , (ошибоч.)
  • Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994. - 415 с.
  • Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. Софии Лорне; Под общей ред. В. Зеленского. - СПб.; М.: Ювента; Прогресс-Универс, 1995. - 718 с.
  • Юнг К. Г. Йога и запад: Сборник / Пер. с нем. П. П. Максимы. - Львов: Iнiцiатива, 1994. - 230 с. ISBN 5-8823-0-014-2
  • Юнг К.Г. Божественный ребенок. - М. : АСТ-ЛТД, 1997. - 400 с. - ISBN 5-7370-0493-4 , 5-15-000037-Х.
  • Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. - Минск: ООО Харвест, 2003. - 496 с. - ISBN 985-13-1220-7 .
  • Юнг К.Г. Психология и алхимия. - М. : Рефл-бук, 2003. - 592 с. - ISBN 5-87983-049-7 .
  • Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М. : Когито-Центр, 2010. - 352 с. - ISBN 978-5-88373-354-2 .
  • Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - СПб. : Питер, 2017. - 336 с. - ISBN 978-5-496-02567-6 .
  • Юнг К.Г. ЭОН Исследование о символике самости. - М. : Академический проект, 2009. - 340 с. - ISBN 978-5-8291-1128-1 .
  • Юнг К.Г. Человек и его символы. - Серебряные нити, 2017. - 352 с. - ISBN 978-5-902582-37-3 .
  • Юнг К.Г. Красная книга . - Клуб Касталия, 2011. - 396 с.

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118558749 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  3. Anguera J. E. Enciclopedia universal ilustrada europeo-americana - Editorial Espasa , 1905. - Vol. Suplemento 1961-1962. - P. 233–234. - ISBN 978-84-239-4500-9
  4. Юнг Карл Густав // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. Овчаренко В.И . Сабина Шпильрейн: Под знаком деструкции Архивировано 23 июля 2011 года. // Логос . - 1994. - № 5. - С.239-256.