Чем тебе нравится черемуха есенин. Анализ лирического стихотворения С.А.Есенина «Черемуха. Объявление и запись темы урока

Анализ стихотворения Черемуха Есенин для 3, 5, 6 классов

План

1.История создания

2.Жанр

3.Тропы и образы

4.Размер и рифмовка

5.Сюжет

6.Основная мысль

(1895г.- 1925г.) - великий русский поэт, выходец из крестьянской семьи. Есенин любил Россию и писал о великолепии ее пейзажей, описывая родные места. В своих стихах он наделял неодушевленные предметы человеческими качествами. Картины природы он передавал с невероятной легкостью и выразительностью мастерски используя гибкость русского языка.

История создания

Так как Есенин вырос в сельской местности, то в его творчестве множество стихов об окружающем нас удивительном, живом, очаровывающим миром, красоту которого мы часто не замечаем. Любимым временем года поэта была весна- период пробуждения и цветения жизни. Именно этому посвящено стихотворение "Черемуха". Автор написал его в 20 лет, в 1915 году. Тогда же в марте работа была напечатана в журнале "Мирок". В лирике поэта большое число стихов об окружающем нас восхитительном мире, очарование которого мы часто упускаем из виду.

Жанр

Поэзия в литературе относится к лирике. Лирика- это род литературы, основанный на эмоциональном переживании чувств и эмоций поэта. В лирике существует многообразие жанров, каждый из которого имеет свои особенности. Описание природы вокруг относится к пейзажной лирике. Это словесное искусство, Есенин изображает мир вокруг себя, делает его основной темой своих стихотворений.

Тропы и образы

Есенин профессионально пользуется множество художественных средств в своих работах. Например в данном стихотворении присутствуют такие литературные обороты как: Эпитеты, сравнения, олицетворение. В строках стихотворения "Черемуха" описывается весна, представленный описанием нескольких конкретных элементов черемухи, росы, травы, ручья. Есенин обладал удивительной способностью делиться своим настроением, впечатление, чтоб читатель смог почувствовать себя среди описанной картины.

Размер и рифмовка

Размер стиха (количество строп в одной строке, стропа - это сочетание одного ударного слога с одном или несколькими безударными). В стихотворении "Черемуха" используется двустопный ямб. Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Произведена линейная композиция.

Сюжет

Сам по себе сюжет отсутствует. Автор описывает свое личное видение окружающего мира. Лирический герой тоже не определен, стих посвящен пейзажу в целом. Есенин акцентируется на одном конкретном объекте, а позволяет читателю представить происходящее в целом.

Основная мысль

В стихотворении "Черемуха" происходит удивительное оживление природы. Читателю передается настроение весны, чувство легкости и вдохновения. Эта жизнерадостная картина будто предстает вокруг и играет всеми красками весны, на самом деле начинаешь чувствовать аромат цветущей черемухи и молодой травы, слышать звон ручья, чувствовать тепло солнечных лучей. Есенин в полной мере раскрыл здесь всю удивительную красоту природы, полноту ее жизни.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Черёмуха"

Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом.

Не случайно главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.

При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления бегущего ручья, шорохи же, создаваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих.

В стихотворении перед читателем последовательно встают два образа: черемуха и ручей. Автор как будто переводит взгляд с наполненных солнечным светом, сверкающих от росы ветвей дерева к бурному ручью, пробужденному весной. На протяжении стихотворения поэт дважды обращается к каждому из образов.

Объемность нарисованной поэтом картине весеннего оживления, царящего в природе, придают яркие эпитеты: «роса медвяная», «зелень пряная» и др.

Единение природы в общем, не всегда стройном хоре весенней радости подчеркивается в последних строках стихотворения при помощи все той же аллитерации. Здесь изначально бурлящий ручей, покоренный очарованием черемухи и как будто бы утомленный слишком бурным проявлением жизненной силы, уже поет ей песенки с вкрадчивостью поощряемого влюбленного.

Гармония и умиротворенность слышатся в этих строках, где сочетания звонких и сонорных перемежаются с глухими и шипящими, да и ручей уже не просто «рядом, у проталинки», как отдельный объект, а в контексте с черемухой. Разрозненные элементы картины в последних строках соединяются в одну миниатюру, наполненную жизнью, радостью и согласованностью.

«Черемуха» Есенина С.А.

Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении « » поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены . Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, - олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом . Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая ), сравнение (ветки, что кудри ), олицетворение (черёмуха завила ). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре ), сравнение (в серебре - в росе ), олицетворение (сползает , будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье - прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет , красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись» , золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво ), олицетворение (ручей поёт песенки ).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

Стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении «Черёмуха» поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены . Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, – олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом . Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая ), сравнение (ветки, что кудри ), олицетворение (черёмуха завила ). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре ), сравнение (в серебре – в росе ), олицетворение (сползает , будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет , красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись» , золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво ), олицетворение (ручей поёт песенки ).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
Важность реализации проблемно-поискового метода

на уроках в начальных классах.

Урок литературного чтения разработан с позиций развивающего обучения. На уроке использована технология адаптивного обучения: метод диалогического общения, проблемно-поисковый метод.

Главная цель проблемно-поискового метода в том, что новые понятия не даются в готовом виде. Дети открываю их сами. Учитель создает проблемную ситуацию, а дети путем всевозможных гипотез объясняют проблему.
Тема урока: СА Есенин "Черёмуха"


  1. Актуализация опорных знаний.
Портрет Е.А. Есенина. Наглядность: черемуха.

На уроке мы прикоснемся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы познакомились во 2 классе.

С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константинове, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспел её в своих стихах.

Тема урока: Стихотворение Сергея Есенина "Черёмуха".


  1. Мотивация: для чего? Цель урока.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение).

Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и, чтобы было приятно слушать другим).

Цель урока (на доске):


  • учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении:

  • учить выразительно читать стихотворение;

  • учить находить в тексте образные средства (эпитеты);

  • определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения.

  1. Погружение в урок.
- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

  1. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения Сергея Есенина "Черёмуха".
- Я прочитаю стихотворение "Черёмуха", а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

Стихотворение С. Есенина "Черемуха":

Черёмуха душистая

С весною расцвела

и ветки золотистые,

Что кудри, завила.

кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струиться маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?


  1. Обмен впечатлениями.
- Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами. (Мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Это красивое, доброе стихотворение).

Дети отвечают, что они почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а "зелень золотистая на солнышке горит".

Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование? (Чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна, как в этом стихотворении. Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов Есенин написал такое красивое стихотворение).

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? (Большая черемуха стоит вся в цвету в солнечный весенний день. Белые цветы черёмухи, как кудри у девочки. А рядом журчит ручеёк).

Вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении и "веточки золотистые", и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркая картина, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь.


  1. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
Карточка "Чтение пейзажной лирики".

Правила выразительного чтения (стоя)


  1. читайте медленно. Помните; ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

  2. после каждой сточки обязательно надо делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;

  3. постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Физкультпауза.
- Отметьте непонятные вам слова (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдает, вкрадчиво, под кручею )

Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.


  1. Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю Сергея Ивановича Ожегова.
На доске (оборотная сторона):

  • роса медвяная – ароматная, с запахом меда;

  • зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

  • проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;

  • волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

  • обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

  • вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно;

  • под кручею – под обрывом; круча – обрыв, крутой спуск.

  1. Анализ лирического стихотворения "Черёмуха".
(Призван способствовать более глубокому пониманию текста).

  • что сообщить о том, что расцвела черёмуха;

  • чтобы передать свою радость;

  • чтобы привлечь внимание читающего к красоте природы;

  • чтобы вызвать взаимное сопереживание (ненужное стереть).

  1. Работа с эпитетами.
- При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая ).

Как называются слова: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистая ? (Эпитеты).

Что такое эпитет (Образное художественное определение свойств предмета).

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха? (Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя ).

Черёмуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (наступила весна и черёмуха расцвела).

Вывод: цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по-настоящему вступает в свои права.


  1. Весна пришла
На доске:

Черемуха – это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

Попробуем доказать, что "черёмуха" – центральный образ в стихотворении (название, иллюстрация).

Чем привлекла внимание поэта черёмуха, которая "с весною расцвела"? (Душистая; веточки у черёмухи золотистые, они как кудри; на коре черёмухи выступают капельки росы; под черёмухой пробивается молодая зелень; около черёмухи журчит серебряный ручей).

Книга по чтению. Приём рассматривания иллюстрации.

Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

Под нею зелень пряная…
Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.
- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? (О девушке).

Какой образ олицетворяет черемуха?

Вывод: в этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка!

Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей? (Серебряный ручей). Работа с книгой. Прочитайте.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

М вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.


  1. Открытие.
- Это стихотворение о любви девушки-черемухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла. Все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

  1. Коллективное чтение стихотворения "Черемуха".
- Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

  1. Дифференцированное задание.
Для закрепления новых знаний по стихотворении С.А. Есенина "Черемуха" детям предлагаются дифференцированные задания первого, второго, третьего уровней сложности. У каждого карточка с вопросами. Дается время на подготовку. Дети выбираю понравившиеся вопросы и готовят на них ответы.

Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? Второй уровень. (Природа).

Вопрос 2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? Третий уровень. (Лирическая песня).

Вопрос 3. Прочитайте понравившиеся строчки. Первый уровень.

Вопрос 5. С каким чувством вы прочитаете это стихотворение? Второй уровень. (С чувством радости, восторга).

Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете? Третий уровень сложности. (Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую).

Вопрос 7. Иллюстрация ко всему тексту? Второй уровень.

Прочитайте только те строчки, которые относятся к картинке на с. 65.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

Под нею зелень пряная…

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Вопрос 8. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения? Третий уровень сложности.


  1. Домашнее задание (по выбору).
Найти сравнение, олицетворение и выписать в тетрадь.

Выучить стихотворение Сергея Есенина "Черёмуха"

Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.

Подготовить выразительное чтение стихотворения "Черёмуха".


  1. Рефлексия.
Вопрос 1. Что на вас произвело наибольшее впечатление? (Открытие, что это стихотворение рассказывает о любви черёмухи – ручья, девушки – юноши).

Вопрос 2. Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Вопрос 3. Какие задания показались вам наиболее интересными?

Вопрос 4. Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Вопрос 5. Для чего нужна такая работа со стихотворением? (Чтобы научиться выразительно читать стихотворение, узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой).


  1. Оценка работы.
Детям предлагается провести самооценку по критериям:

"5" – на вопросы отвечали, стихотворение прочитали выразительно;

"4" – на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно;

"(*)" – не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал невыразительно;

встаньте те, кто за свою работу не поставил себе оценку;

теперь – те, кто поставил себе оценку "4";

теперь – те, кто поставил себе оценку "5".
Спасибо за урок!

Это был урок получения новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Построен в традиционной форме с элементами развивающего обучения. Воспитывалось чувство ответственности и коллективизма.

Дети учились находить образные средства языка: эпитеты, олицетворение. Домашнее задание носит творческий характер, который позволит самореализоваться каждому ребенку.

Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.

Дети научились находить в тексте образные средства языка: сравнение, эпитеты, олицетворение, метафоры. Многие ученики могут создавать словесное описание предмета, умеют чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи.

Перспектива дальнейшей работы видится в том, чтобы использовать словесное рисование не только как прием развития речи, но и как прием анализа художественного произведения и формирования опыта творческого общения с лирически стихотворение.