Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе. Логопедические занятия Что такое фронтальные занятия логопеда

Самсонова С. Н., Яковлева И. В.

П Фронтальные формы логопедической работы: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – с.

В учебном пособии рассматриваются принципы, методы, приёмы, специфика планирования фронтальных форм логопедической работы с детьми.

Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

© Елецкий государственный

университет им. И. А. Бунина, 2014 г.

© С. Н. Самсонова, И. В. Яковлева, 2014

ВВЕДЕНИЕ

29.12. 2012 года был принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Статья 10 нового закона («Структура системы образования») гласит, что в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: высшее образование – бакалавриат и высшее образование – специалитет, магистратура.

В свете новых требований к преподаванию в системе бакалавриата остро стоит необходимость в разработке учебной и учебно – методической литературы, обеспечивающей потребность студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование».

Учебное пособие по дисциплине «Фронтальные формы логопедической работы» предназначено для подготовки к практическим занятиям студентов очного и заочного отделений высших учебных заведений, обучающихся по направлению: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Это учебное пособие направлено на формирование у студентов теоретических знаний и практических умений по предлагаемому курсу и предполагает глубокое изучение принципов разработки и проведения фронтальных форм логопедической работы.

Задачами курса «Фронтальные формы логопедической работы» являются:

Расширение и систематизация знаний студентов об обследовании речи детей и проведении фронтальных форм логопедической работы;

Ознакомление студентов с принципами, методами, приёмами, спецификой планирования фронтальных форм логопедической работы в дошкольной образовательной организации и на логопункте общеобразовательной школы;

Обучение проведению логопедического обследования и составлению конспектов фронтальных форм логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

Обучение студентов анализу проводимых фронтальных форм логопедической работы с детьми с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации и на логопункте общеобразовательной школы.

К каждой теме даны вопросы для самоконтроля и промежуточного контроля знаний студентов в форме тестирования, список используемой и рекомендуемой литературы.

В целом, предлагаемое учебное пособие, может быть рекомендовано для подготовки будущих бакалавров.

Тема 1. Фронтальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.

Цель: уточнить, систематизировать и расширить знания студентов о фронтальных формах логопедической работы.

Задачи:

Познакомить студентов с принципами организации фронтальных форм логопедической работы с детьми с нарушениями речи;

Охарактеризовать систему планирования и проведения фронтальных форм логопедической работы;

Раскрыть методы и приёмы фронтальных форм логопедической работы.

Ключевые слова и фразы: «фронтальные формы логопедической работы», «речевая патология», «дети с нарушениями речи», «логопедическая работа», «принципы фронтальной логопедической работы», «логопедическое воздействие».

План

1. Принципы организации фронтальных форм логопедической работы с детьми.

2. Система планирования и проведения фронтальных форм логопедической работы с детьми.

3. Методы и приёмы фронтальных форм логопедической работы.

Принципы организации фронтальных форм логопедической работы с детьми.

Логопедические занятия в дошкольной образовательной организации являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи (звукового состава слова, словообразования, грамматического строя), формирование высших психических функций (памяти, внимания, мышления) и подготовка к школе.

На фронтальных формах логопедической работы осуществляется

процесс логопедического воздействия, на котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе проведения фронтальных форм логопедической работы большое значение придаётся общедидактическим принципам: воспитывающий характер обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода .

Помимо этого, логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы, наиболее значимыми из которых являются следующие.

Принцип системности. В основе данного принципа лежит представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной

Принцип комплексности. Данный принцип имеет большое значение при изучении речевых расстройств как симптомов нервных и нервно – психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико – психолого – педагогический характер.

Принцип развития. Этот принцип предполагает учет общих и специфических закономерностей в онтогенезе аномальных детей, а также выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип деятельностного подхода. Реализация данного принципа применяется по отношению к тем видам деятельности, которые на различных возрастных этапах обеспечивают наиболее интенсивное психическое

развитие ребенка. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста. Качественная перестройка обеспечивает предпосылки для перехода к новой, более сложной деятельности, знаменующей достижение нового возрастного этапа.

Онтогенетический принцип. Заключается в том, что разработка методики коррекционно – логопедического воздействия на фронтальных формах логопедической работы ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Принцип обходного пути. Этот принцип предполагает формирование новой функциональной системы в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, в обход пострадавшего звена.

Этиопатогенетический принцип. Учёт данного принципа очень важен при устранении речевых нарушений, так как для правильного построения коррекционной работы с ребенком специалистам необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие грубое речевое недоразвитие, различны, соответственно методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.

Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции

расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного

мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике

нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.

Планирование и проведение фронтальных форм логопедической работы.

Логопедическая работа включает следующие виды занятий:

фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Их особенность заключается в коррекционной направленности, обеспечиваемой программой с учётом специфики речевого нарушения.

С точки зрения дидактической классификации, все виды логопедической работы делятся на:

Фронтальные логопедические занятия с целью овладения новыми знаниями, где дети накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем обеспечивает формирование понятий;

Фронтальные формы логопедической работы с целью совершенствования, формирования практических умений и навыков, на которых предусматривается проведение упражнений, направленных на длительное и многократное повторение;

Фронтальные формы логопедической работы с целью обобщения знаний, умений и навыков: при этом систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях детей; такие занятия проводятся в конце изучения отдельных тем и разделов программы;

Фронтальные логопедические занятия с целью повторения, на которых, учитывая особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретенные знания, умения и навыки;

Комбинированные логопедические занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач.

Основными задачами фронтальных форм логопедической работы с детьми, являются:

Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать

предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность

уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков

словообразования и словоизменения; воспитание умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных семантических структур;

Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарного звукового анализа и синтеза;

Обучение детей самостоятельному высказыванию, на основе сформированных навыков использования различных типов предложений; вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-

описание .

Тема, цели, содержание, методическая аранжировка, а также периодичность и продолжительность фронтальных форм

логопедической работы определяются специальной (коррекционной) программой и соотносятся с возрастными и речевыми особенностями детей.

Технология проведения фронтальных форм логопедической работы может меняться в зависимости от задач коррекционной работы, возраста детей, структуры речевого дефекта, уровня общего развития. Однако можно выделить некоторые этапы фронтальных форм логопедической работы, которые составляют организационный стержень и базируются на общих

закономерностях процесса усвоения знаний и умений (табл. 1).


Л.: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, какие звуки вы сегодня учились различать?

Д.: Сегодня мы учились различать звуки [ш –ж].

Л.: Чем отличаются эти звуки?

Д.: При произнесение звука [ж] горлышко дрожит, а при произнесении звука [ш] – нет.

Л.: Верно, а чем похожи эти звуки?

Д.: Оба звука согласные, всегда твердые.

Л.: Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Спасибо. Занятие окончено.

Фронтальные логопедические занятия

Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.

Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

По формированию словарного запаса;

По формированию грамматического строя речи.

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.

Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопедические занятия строятся с учетом как общей дошкольной педагогики, так и специальной.

Логопед определяет:

Тему и цель занятий;
- предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи;
- отработать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения;
- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, сформулировать цель каждого этапа;
- подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала;
- обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий;
- включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования;
- при отборе материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника;
- предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность;
- включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

1-й период коррекционного обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Развитие понимания устной речи;
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять название предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение некоторых форм словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
- усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;
- практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
- усвоение навыка составления короткого рассказа.

В первом периоде проводится 13-14 занятий по формированию речевых средств и 6-7 - на развитие первоначальных навыков связной речи.

2-й период коррекционного обучения
(декабрь, январь, февраль, март)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 - по развитию связной речи.

Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
- практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
- различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: в–на–из–под.

Связная речь:

Совершенствование навыка ведения диалога;
- сравнение предметов с выделением сходных качеств;
- составление простого описания предмета;
- закрепление навыка построения простого предложения;
- распространение предложения путем введения однородных членов;
- усвоение конструктно-сложных предложений;
- составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;
- заучивание простых стихов.

3-й период коррекционного обучения
(март, апрель, май)

Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
- закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк;
- усвоение слов-антонимов;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
- расширение значений предлогов.

Связная речь:

Совершенствование диалогической формы речи;
- распространение предложений;
- составление рассказа по картинке, серии картин;
- составление рассказа описания, пересказ;
- усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

Проведение фронтальных занятий требует от логопеда организации работы с воспитателями по подготовке детей к логопедическому занятию и отработке данного материала после занятия. Все виды работ строятся в течение месяца в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ планируются исходя из общедидактического принципа: от простого к сложному.

Примерное распределение тем по месяцам:

  • Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».
  • Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».
  • Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».
  • Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
  • Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
  • Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».
  • Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
  • Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
  • Май: «Лес», «Поле», «Луг».

Проведение фронтальных занятий с учетом лексических тем требует большого количества наглядного материала. Это наборы предметных картинок, пособия для дидактических игр, сюжетные картинки, муляжи, игрушки, предметы...

Говоря о фронтальных занятиях, необходимо отметить значимость этапов.

Занятие начинается с организационного момента, его цель - собрать внимание детей и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти.

Второй этап повторения должен быть органически связан с новым материалом.

Третий этап - обучающий.

Четвертый этап - последовательное закрепление нового материала.

Пятый этап - итог занятия. Здесь может быть дана дифференцированная оценка каждого ребенка или упражнение, подтверждающее еще раз, что занятие поставленной цели достигло.

Конспект фронтального занятия. Тема «Осень»

Цели:

1) Коррекционно – образовательная :

Расширение, обогащение словаря по теме «Осень»;

Расширение словаря прилагательных
- использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2) коррекционно-развивающие: систематизировать знания об осени и осенних явлениях.

3) коррекционно – воспитательная : воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование: листья деревьев, картинка - гном.

Ход занятия

1. Оргмомент: Раздаются листья деревьев.

2. Введение в тему: Рассматривают листья и называют по очереди: «Какой у тебя лист? А у тебя?» лист с березы - березовый (кленовый, рябиновый, дубовый). Да, листья разных цветов, они(какие?) разноцветные. Какие у вас листья? (Разноцветные.)».

Логопед загадывает загадку: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)». «Как можно узнать, что за окном осень? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки...)».

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется!

3. Расширение словаря прилагательных. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг». Игра «Самый внимательный ».

Какая стала трава? - желтая, пожухлая, сухая...
Какое стало небо? - серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? - холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? - частый, холодный, моросящий...

Юлия Гордиенко
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [Ф]»

Цель : формирование правильного произношения звука Ф в словах и слогах

Задачи :

Развивающие :

Развитие артикуляционного уклада;

Формирование знаний детей о звуке Ф ;

Коррекционные :

Развитие фонематического восприятия;

Развитие зрительного внимания;

Развитие мелкой моторики;

Дыхательная гимнастика;

Воспитательные :

Воспитание и интерес к учёбе.

Оборудование : предметные картинки.

План занятия :

1. Организационный момент

2. Загадки

3. Артикуляционная гимнастика

4. Игра «Наострили ушки»

5. Упражнение на развитие мелкой моторики

6. Игра «Один много»

7. Упражнение на развитие мелкой моторики

8. Итог занятия

Оборудование : предметные картинки, цветные карточки

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие детей

Выполнение пальчиковой гимнастики

Этот пальчик-маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот-средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть к себе, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.)

1. Вы ответьте мне сперва,

Что же это за игра?

Когда мяч ногой пинают

И в ворота загоняют. (Футбол)

2. Не галстук я, не воротник.

Я шею обнимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

3. Этот глаз- особый глаз :

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)

4. Весь день стоят на улице прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается,

И не гаснут до зари,

Глаза ночные- (Фонари)

5. Он стоит в углу у стенки

Ох, огромный он на вид,

Но он вовсе не наказан.

Мама вещи в нем хранит. (Шкаф)

Какой одинаковый звук вы услышали во всех отгадках?

Обратите внимание, когда произносим этот звук , зубы смыкаются. Нижняя губя прижимается к верхним зубам. Значит во рту есть преграда из губ и зубов. Давайте все вместе произнесем этот звук .

1. Как вы думаете звук Ф гласный или согласный (согласный т. к. его нельзя пропеть)

2. Положите руки к горлышку, произнесите звук ф и определите он звонкий или глухой? Почему?

3. Твердый или мягкий?

4. Каким цветом он выделяется?

Игра «Наострили ушки»

Я каждому раздам синие карточки, вы будете подымать их, как только услышите звук Ф .

Ф,Б,П,М,Ф,У,Б,М,Ф.

ФА,БУ,МО,ФЫ,ПА,ФО,БО.

ФЛАГ,БАТОН,КОФТА,СОФА,ФЫРЧАТЬ,МОЛЧАТЬ,ФАРФОРОВЫЙ,СТОЛОВЫЙ,МОГУЧИЙ,ФАНТИК,ФИШКА,ФЕВРАЛЬ,ТУФЛИ,МАГНИТОФОН.

Разминка

Утором стрекоза проснулась (потерли кулаками глаза)

Потянулась, улыбнулась. (руки вверх потянулись)

Раз-росой она умылась, 9потерли ладонями щёки)

Два-изящно покружилась (покружились на месте)

Три-нагнулась и присела (присели)

На четыре-полетела. 9помахали руками вверх вниз)

У реки остановилась, (легкий бег на месте)

Над водою покружилась (покружились)

Упражнение на развитие мелкой моторики

Мы капусту рубим рубим

(проговаривать ритмично, это не песенка,

ручками показываем как мы рубим капусту)

Мы морковку трём, трем

(ручками показываем как мы трем морковку)

Мы капусту соооолим сооолим.

(пальчики щепоткой -- солим)

Мы капусту мнем мнем. (ручками "мнем" капусту)

Игра «Один-много»

Фикус-фикусы флаг-флаги

ферма-фермы туфля-туфли

фиалка-фиалки фокус-фокусы

филин-филины фломастер-фломастеры

буфет-буфеты телефон-телефоны

фигура-фигуры фигурист-фигуристы

Итог занятия

Ребята о каком звуке мы сегодня с вами говорили?

До свидания.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Логопедические занятия Общение невозможно без речи. При освоении родного языка ребёнок восходит на первую ступеньку жизни. Выразительная, внятная, образная речь помогает ребёнку точнее выразить свои мысли, что значительно упрощает процесс общения с окружающими людьми, сверстниками, построение дружеских отношений. Соответственно ребёнку проще будет проходить процесс адаптации в новом коллективе. В большинстве случаев, к четырём годам у детей полностью формируется речь, в которой можно наблюдать лишь отдельные особенности, вызванные влиянием психофизиологических факторов. Логопедические занятия помогут ребёнку влиться в коллектив, общаться со сверстниками, налаживать дружеские контакты, выступать перед публикой, например на праздниках. Если вовремя обратиться к специалисту, то можно избежать сложных и продолжительных занятий. Логопедические занятия – это главная форма коррекционного обучения, которая нацелена на регулярное развитие компонентов речи, а также подготовку ребёнка к школе. У логопедических занятий 3 основные задачи, на которых мы остановимся более подробно. Первая задача, стоящая перед специалистом развивать у детей понимание речи; приучать к наблюдению и осмысливанию окружающих предметов и явлений, что позволяет выявить и увеличить объём представлений имеющихся у ребёнка; формировать обобщающие понятия; способствовать становлению навыков словообразования, словоизменения; учить использовать в речи простые, но распространённые предложения и некоторые сложные синтаксические структуры. В рамках следующей задачи при помощи логопедических занятий у детей формируется правильное произношение звуков; специалист развивает фонематический слух и восприятие; работает над закреплением навыков правильного произношения; следит за тем, чтобы речь ребёнка была внятная и выразительная; готовит к изучению важнейших 1/3 Логопедические занятия навыков звукового анализа и синтеза. Ещё одна задача подразумевает обучение самостоятельным высказываниям. Когда ребёнок уже умеет использовать в своей речи различные предложения, начинает вырабатываться умение рассказывать о своих впечатлениях, событиях, пересказывать содержание картин и серий сюжетного характера. Весть комплекс логопедических занятий для детей должен быть нацелен на развитие коммуникативных способностей ребёнка. Все усвоенные им языковые системы должны обязательно включаться в общение. Особенно важно научить детей применять отработанные речевые умения в других ситуациях и творчески использовать полученные на занятиях навыки в разнообразных видах деятельности. Существует несколько видов логопедических занятий: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Остановимся на них более подробно. Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы. Они одновременно выполняют одну работу, одинаковую для всех. Индивидуальные и подгрупповые занятия являются некой подготовкой к фронтальным занятиям. Именно поэтому лексический материал должен состоять из изучаемых и правильно произносимых всеми детьми звуков. Фронтальные занятия в логопедических группах проходят в несколько этапов, которые тесно связаны между собой и взаимообусловлены. На первом этапе закрепляется правильное произношение изучаемого звука. Лексический материал, используемый на данном этапе должен быть разнообразным, насыщенным изучаемым звуком. Однако не должны использоваться дефектные и смешиваемые звуки. На втором этапе происходит дифференциация звуков, как на слух, так и в произношении. Ход овладения произношением должен основываться на активной познавательной работе по наблюдению за звуками речи, словами и т.д. Эти 2 этапа должны идти параллельно друг другу, так как верное воссоздание структуры слов зависит от того, насколько правильно ребёнок воспринимает и произносит звуки, которые имеются в его речи. В отличие от фронтальных подгрупповые логопедические занятия проводятся с подгруппой детей имеющих сходные нарушения звукопроизношения. Вполне естественно, что за год обучения состав подгрупп детей меняется в зависимости от индивидуальных динамических изменений, которые происходят в коррекции речи каждого отдельного ребёнка. В ходе подгрупповой работы у детей закрепляются и автоматизируются навыки грамотного произношения звуков, которые имеются в речи ребёнка; происходит постановка отсутствующих звуков различными логопедическими методами. Наблюдается некоторая взаимосвязь между имеющимися звуками и звуками, которые произносятся не верно. Звуки появляются в некоторой последовательности, зависящей от тех звуков, которые дефектно произносятся ребёнком. 2/3 Логопедические занятия Индивидуальные логопедические занятия необходимы для того, чтобы развивать у ребёнка лексически правильное оформление речи. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с теми детьми, которые затрудняются в произношении сложных слов, имеют разнообразные патологии речи, нарушения в строении артикуляционного аппарата. На индивидуальных занятиях логопед совершенствует произношение ребёнка, его фонематические процессы, развивает активный словарь, работает над становлением грамматического строя речи, учит детей строить связные высказывания, развивает артикуляционную моторику и мелкую моторику рук, которая имеет огромное влияние на развитие речи ребёнка. Как видно из вышеперечисленного индивидуальные логопедические занятия имеют большие возможности для развития речи детей. В ходе занятия логопед устанавливает более тесную связь со своим подопечным, в связи с этим увеличиваются шансы на лучшие результаты. Логопедические занятия для детей имеют большие возможности для своевременного предупреждения и устранения речевых проблем. Это важно, так как качество развития речи ребёнка влияет на весь процесс обучения в целом, а также на эмоциональное развитие детей, так как хороший уровень речи помогает ребёнку общаться с окружающими, ясно выражать свои желания и мысли, задавать интересующие вопросы, контактировать со сверстниками по поводу совместной игры. 3/3

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на: индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных заня­тиях изучаются только те звуки, которые правильно произ­носятся всеми детьми изолированно и в облегченных фоне­тических условиях.

Фронтальное занятие включает в себя услов­но два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимо­обусловлены.

Первый этап - закрепление правильного произно­шения изучаемого звука. При подборе лексического мате­риала необходимо предусмотреть его разнообразие, насы­щенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.

Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и порядковых числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а так­же различные виды работ, направленные на развитие связ­ной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильно­го произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, спосо­бе их артикулирования и звучания.

Второй этап - дифференциации звуков на слух и в произношении. Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, концентрацию вни­мания к звукам речи, морфологическим элементам слов.

Работа по развитию фонетической стороны речи прово­дится одновременно с работой по различению фонем родно­го языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зави­сит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону язы­ка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое воспри­ятие. Систематические, последовательные занятия по отра­ботке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладе­нию элементарными навыками письма и чтения.

Первая часть программы «Логопедическая рабо­та по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе»предназначена для коррекции нарушений речи у детей 5 лет.

Последовательность отработки звуков в I периоде обучения обеспечивает поэтапную работу над фонемами, посте­пенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения про­изношению следует воспитывать у детей стойкий познава­тельный интерес, активизировать мыслительную деятель­ность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.


В течение I периода детей учат четко, даже утрирование воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять из ряда других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4 гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме,

Отработка правильного произношения простых соглас­ных звуков ([п], [п"], [т], [к], [к’], [л"]) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять! соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в начале слова (паук), затем - в конце (паук). Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, например: та-ат, пку-уп-пу и т. д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например: па -па -па; па -па -па; па -па -па.

Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узна­вание звука в слове, отбор картинок, называние слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использова­нием различного дидактического материала. Например, иг­ра «Кто самый внимательный». На столе у детей лежат! картинки. Логопед называет разные звуки: [и], [у], [р], [л],; [т], [к] и т. д. Дети, услышав звук [т], должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» (в тексте игры должен быть звук [т]). «Построили новый дом, а рядом сидит собака (Том). Сидит дома девочка (Тома)».

Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Напри­мер, игра «Кто в домике живет?». Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук [т]. А затем «расселяют» их в трехэтажном домике. На первом этаже - картинки со звуком [т] в начале слова, на 2-м - в середине, на 3-м - в конце (Таня, кот, плита, коты. Том, утка, Тоня, боты, тыква, хата и т. д.).

Умение выделить гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (от, ап, ут, уп, ит, ип, аль, оль). Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные сло­ги (уп, ут и т. д.). Одновременно детей учат преобразовы­вать слоги, изменяя один звук (уп-оп-от и т. д.).

На индивидуальных занятиях во II периоде продолжает­ся постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фрон­тальных занятий. Новым по сравнению с I периодом являет­ся усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости-мягкости, глухости и звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации сви­стящих звуков [с], [с*], [з], [з*], [ц]. По мере включения в лек­сический материал новых звуков детей знакомят с измене­нием форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков [с], [с"], [з], [з"] дети могут упражнять­ся в согласовании прилагательных синий, зеленый с сущест­вительными трех родов; при отработке дифференциации зву­ков [л] - [л"] могут включаться задания на преобразование глаголов, например: гуляет - гуляли - погуляет; копа­ет - копали - выкопали и т. д.; звуков [ы] - [и] - на закрепление категории числа существительных: тыквы - кубики, коты - соки, лилии - липы и т. д.

В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения, логопед может уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.

В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Оречевляя простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются корот­кие рассказы, стихотворения, потешки.

Продолжается работа по закреплению навыков звуково­го анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов, например: ас-са, уц-цу и т. д. В это же время детей учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т. д. В конце обучения II периода дети са­мостоятельно в устной форме анализируют слоги (такие, как: са-со-су), соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т. д.). Таким образом дети практически знакомятся с тер­минами «слог», «слово», «гласные звуки», «согласные зву­ки» (звонкие, глухие, мягкие, твердые), «предложение».

В III периоде индивидуальная работа проводится по ме­ре необходимости с детьми, имеющими стертую дизарт­рию, ринолалию или какие-либо другие отклонения. В под­группах занимаются дети, у которых сохраняются трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки: [л], [р], [л] - [л"], [р] - [р"], [л] - [р], [л] - [л"] - [р] - [р"], [ч], [щ] и осуществляется их дифференциация. Акцент перено­сится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяет­ся развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь мате­риал подбирается с учетом правильно произносимых зву­ков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки дейст­вий, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы. Большое значение уделяется совершенст­вованию практического навыка употребления и преобра­зования грамматических форм (категории числа сущест­вительных, глаголов, согласование прилагательных и порядковых числительных с существительными), исполь­зованию предложных конструкций. Отрабатываемые рече­вые формы включаются в работу над связной речью.

На каждом логопедическом занятии даются упражне­ния на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изу­чения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полос­кой обозначено слово, короткими - слоги. Выделяются гласные звуки - красными кружочками, согласные - си­ними. К концу III периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов, таких, как: стол, стул, шкаф.

Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синте­за односложных слов без стечения согласных и со стечени­ем согласных. В самостоятельной речи они должны доста­точно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предло­жений. В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обуче­нию детей осознанному анализу и синтезу звукового соста­ва слова. Развитие умения выделить звуки из разных пози­ций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подго­товке детей к овладению элементарными навыками письма и чтения начинается с выделения звука в слове и заканчи­вается анализом и синтезом односложных слов.

Вторая часть данной программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей в подготови­тельной группе» предназначена для коррекции речево­го нарушения детей 6-7 лет. Дошкольники должны за период пребывания в специализированном учреждении овладеть объемом знаний, умений и навыков, определен­ных настоящей программой и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразо­вательной школе. Вместе с тем методы воспитания звуко­вой культуры речи значительно отличаются от рекомендуе­мых для детей с нормальным речевым развитием.

В соответствии с особенностями речевого развития детей программа содержит такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма и чтения». Выделение пропедевтического периода на­правлено на воспитание правильного произношения звуков в сочетании с интенсивным формированием речезвукового ана­лиза и синтеза, который предшествует овладению дошколь­никами элементарными навыками письма и чтения.

Определены специфические направления формирования диалогической и монологической речи детей, учитываю­щие трудности дошкольников в ориентировке в звуковой форме слова. В связи с этим выделены этапы овладения грамматическими элементами на основе ориентировки на звуковую форму слова, установления общей звуковой фор­мы, соединения этого звукокомплекса с определенным предметом или явлением (модель - тип). Это влияет на развитие языковой способности детей, т. е. способствует накоплению неосознаваемых знаний о языке и практиче­ских правил оперирования с языковым материалом.

Выделен особый период формирования элементарных навыков письма и чтения, органически связанный с про­цессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого общения).

Общая цель программы - освоение детьми 6-7 лет коммуникативной функции языка в соответствии с возраст­ными нормативами.

Программа имеет широкую сферу использования, так как в настоящее время четко прослеживается тенденция к увеличению числа детей с данным нарушением. Кроме то­го, известно, что дети с ФФН представляют наиболее рас­пространенную группу риска по дисграфии и дислексии при обучении в школе. В связи с этим ведущей задачей яв­ляется целостное развитие речи во всех ее формах (внутренней, внешней) и во всех ее функциях (общения, сообще­ния и воздействия).

Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе наблюдения основных единиц языка: текста, пред­ложения, слова. Рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающе­гося фонематического восприятия. Соблюдение данных ус­ловий создаст надежную базу для выработки навыков чте­ния, письма и правописания.

Отбор и структурирование программного содержания основаны на тщательном изучении речевой деятельности детей 6 лет с ФФН, выделении ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения и анализе специфических проявлений, обусловленных клиническими и этиопатогенетическими причинами.

При тщательном логопедическом обследовании могут быть выявлены нерезко выраженные вторичные наруше­ния лексико-грамматического оформления речи, как пра­вило обусловленные ограничением речевого общения. Ком­плектование подготовительных групп для детей б-7 лет с ФФН происходит аналогично комплектованию групп для детей 5 лет с ФФН.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетическим строем языка, под­готовку к овладению навыками письма и чтения аналитико-синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамоты и графомоторных навыков. Преду­смотрены систематические упражнения, направленные на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамма­тически правильной связной и выразительной речи.

Формирование ориентировочной деятельности в звуковой действительности, развитие высшей формы фонематического слуха - фонематического восприятия - позитивно влияет на сенсорную систему ребенка, создает благоприятные усло­вия для развития слухового внимания и слуховой памяти.

В I периоде обучения фронтальные занятия по произно­шению и развитию речи проводятся 5 раз в неделю, индивидуальные и подгрупповые - ежедневно. Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения проводятся на материале правильно произносимых звуков в часы, выделенные для формирования произношения.

Во II периоде фронтальные занятия по формированию произношения и развитию речи планируются 3 раза в не­делю. Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения - 2 раза в неделю.

В III периоде фронтальные занятия по формированию произношения и развитию речи проводятся 1-2 раза в не­делю. Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения - 3 раза в неделю. Фронтальные занятия заканчиваются к 1 июня. В июне - августе проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, на кото­рых окончательно дорабатываются все оставшиеся недоче­ты в речи детей.