Лексическая тема космос в старшей логопедической группе. Домашнее задание для родителей тема. Подбор родственных слов

Разделы: Логопедия

Цель: Логоритмическая коррекция.

Задачи:

  • Закреплять и расширять знания детей о космосе.
  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве и четко выполнять инструкции.
  • Упражнять детей в произношении «р», развивать в речи четкость, ритмичность, согласовывать речь с движением.
  • Упражнять детей в отстукивании различных ритмических рисунков.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать правильное певческое дыхание, силу голоса, артикуляцию. Работать над выразительностью речи в пении, произношении слов, добиваться правильного интонирования мелодии.
  • Упражнять детей в импровизации движений с лентами под музыку.
  • Упражнять детей в согласовании слов со звуком «р» и определении позиции звука «р» в слове.

Ход занятия

Дети проходят и рассаживаются на стульчики.

Вступительное слово: Ребята, какой праздник отмечает вся страна 12 апреля? (ответ детей ). Правильно – день космонавтики.

Людей всегда манило неизвестное. Освоение людьми космического пространства началось уже давно. Вначале в космос запускали спутники, а потом и человека отправили покорять космос. – Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин). Мы всегда будем помнить этого отважного человека. Сколько бы новых подвигов не совершалось, он всегда останется героем.

Ребята, а вы знаете первую женщину – космонавта? (Валентина Терешкова ). Еще кого из космонавтов вы знаете? (На доску по очереди выставляются портреты космонавтов ). (Вторая женщина – космонавт Светлана Савицкая, первый космонавт, который вышел в открытый космос – Леонтьев ).

Очень много людей помогали готовить космические полеты: ученые, конструкторы, военные и много строителей и рабочих, которые строили космодром, собирали ракету, готовили космонавтов.

Как вы думаете все ли могут быть космонавтами? Каким должен быть человек, который готовится полететь в космос? (Качества ).

Давайте и мы попробуем подготовиться к полету. Может быть в будущем кому-нибудь представится такая возможность. Космонавт должен уметь четко выполнять инструкцию и ориентироваться в пространстве.

Упражнение «Будь внимателен!»

Инструкции:

  • постройтесь в круг;
  • поднимите руки вверх;
  • подпрыгните на правой ноге;
  • правой рукой возьмитесь за левое ухо;
  • левой рукой возьмитесь за правое колено;
  • покажите левую ногу;
  • левой рукой покажите правый глаз;
  • спрячьте руки за спину.

Инструкции выполняем четко, а теперь немного поиграем.

Подвижная игра «Звездочет»

Девять планет, среди которых и наша Земля, вращаются вокруг одной яркой и очень горячей звезды под названием Солнце. Планеты обегают Солнце за разное время. Они движутся с разными скоростями и не сталкиваются друг с другом, так как у каждой планеты своя орбита. Какие планеты вы знаете?

На последнее слово «звездочет» останавливается возле пары детей и «разбивает» их рукой. Дети бегут в разные стороны по кругу. Кто из соревнующихся добежит и возьмет палочку первым побеждает и становится следующим «звездочетом».

Учитель-логопед: Пока вы играли, на космическом корабле сломалась телевизионная связь. Что делать? (ответы детей). Как можно передать сообщения?

Д/у «Передай сообщение» (отстукивание ритмического рисунка катушками).

Учитель-логопед: А я передаю такое сообщение:

Настроение хорошее, давайте споем песню! (Деление слов по слогам хлопками ).

А мы дадим ответ:

Хо-ро-шо! Мы спо-ём пес-ню.

Музыкальный руководитель : Отгадайте, какую песню мы будем петь? (музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок песни, помогая мелодией).

Пение песни «Марш юных космонавтов» (Музыка А. Филипенко, слова Т. Волгиной)

Учитель-логопед: Космонавт видит Землю через окна (иллюминаторы) корабля. Давайте представим, что мы смотрим в иллюминаторы и видим как мимо пролетают астероиды, метеориты, звездочки. Давайте под музыку поимпровизируем движения космических тел. Кто-то представит себя астероидом, кто-то кометой, планетой, а кто-то маленькой звездочкой. (дети под музыку выполняют движения с лентами). Затем воспитатель спрашивает: кто – что показывал?

Воспитатель: Ребята, жизнь на космической станции отличается от земной. Пойти погулять некуда. В условиях невесомости всё не так как на Земле. Человек чувствует себя по другому. На космической станции свой распорядок дня. Космонавты много времени уделяют научным опытам и тренировкам. Мы сейчас тоже немного потренируемся.

Игра «Космонавты» (речь с движениями).

Гулять сегодня некогда
Мы заняты другим
Бумажные ракеты
Мы дружно мастерим,
Пускай себе летят
В отважных космонавтов
Играет детский сад.

Учитель-логопед: Ракеты вы смастерили, а теперь давайте запустим двигатель: р-р-р-р (круговые движения руками и показать как улетает ракета в космос).

Мы со звуком «р» играем и планеты выбираем: Марс, Юпитер, Земля, Нептун, Венера, Плутон и Сатурн. – Какие планеты в названии которых есть звук «р» вы запомнили? (определение позиции звука «р» в словах).

Музыкальный руководитель : Вы сегодня много тренировались, наверное устали? А космонавты после полетов в космос и тяжелых нагрузок всегда отдыхают и расслабляются. Давайте ляжем на пол, закроем глаза и подумаем о чем-нибудь приятном (под музыку).

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3.

Тема: Полёт на Далёкую планету.

Группа: подготовительная.

Учебно-методическое обеспечение:

Программа «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет»

Время реализации занятия: 30 минут.

Цель: закрепление знаний детей по лексической теме «Космос».

Задачи:

Образовательные: закрепить понятия по лексической теме;

Отработка навыка подбора родственных слов;

Упражнять в образовании новых слов.

Согласование существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах;

Расширение тематического словаря: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, планетный, планетарий, инопланетяне

Развивающие:

Развитие фонематического восприятия;

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний по теме: «Космос».

Форма: Занятие-путешествие.

Оборудование:

макет «Далёкой планеты», телеграмма с текстом, изображения инопланетян, рация, кукла Гнома-астронома, сигнальные флажки, материал для игры «Найди две одинаковые ракеты», горшочки, семена, горшочки с растениями, фигурки птиц, животных, насекомых.

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучат тревожные позывные. Логопед в наушниках, сидя за импровизированной рацией, принимает позывные.

Логопед: Ребята, только что поступили тревожные позывные жителей Далёкой планеты. Послушайте сообщение: «Дети Земли! На нашу планету обрушилось огромное горе! Налетел страшный смерч и уничтожил почти всё живое на ней. Погибли многие растения, насекомые, животные стали покидать её в поисках лучшей доли. Помогите, пожалуйста, вернуть нашей родине первоначальный облик!!! Жители Далёкой планеты»

Логопед: Ну, что, ребята, поможем? Но как мы доберёмся до неё?

Я, кажется, знаю.

Послушайте, пожалуйста, загадку и ответьте – у кого мы спросим совета:

Кто смотрит всегда в телескоп,

С космосом близко знаком,

Обнаруживает чёрные дыры,

Любуется созвездием Лиры? (Астроном)

Логопед: Правильно, ребята. Нам поможет Гном-астроном. (Появляется кукла Гнома-астронома).

Сообщение темы:

Логопед: Уважаемый, Гном, вы очень много знаете о космосе, укажите нам, пожалуйста, путь к Далёкой планете. Нам необходимо туда попасть, так как от нас ждут помощи её жители.

Гном: Я вам, конечно. Помогу, но вы должны знать, что путь вам предстоит трудный и далёкий:

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня,

Там нет земной голубизны,

Там виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна. (В.Лепилов)

Вы готовы? (Да)

Гном: А чтобы я не сомневался в вашей подготовке, хочу узнать, насколько вы внимательны и собраны.

Развитие фонематических восприятий:

Игра «Какое слово отличается от других?»

Необходимо поднять сигнальный флажок, когда услышите лишнее слово.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?

Кто такой астроном?

Что такое гастроном?

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник?

Что такое спутник?

Что общего у этих слов?

Развитие зрительных представлений:

Игра «Найди две одинаковые ракеты».

Гном: Путь нам предстоит не близкий и опасный, поэтому мы полетим парами.

Дети разбиваются на пары, выбирая одинаковые ракеты.

Логопед Ребята, транспорт, на котором мы полетим, какой? (Космический)

Как можно ещё назвать ракету? (Космический корабль).

Логопед: Но нам нужно надеть ещё специальное снаряжение.

Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

Откуда начнём свой путь? (С космодрома)

Гном: Чтобы наши космические корабли смогли подняться ввысь, нам необходимо подобрать ключи.

Подбор родственных слов:

Игра «Слова-родственники»

Выбрать только те слова, которые нам подходят:

1) Солнце, сон, солнечный, солнышко. (Солнце, солнечный, солнышко).

Космос, косматый, космонавт, космический. (Космос, космонавт, космический)

2) Планета, план, планетный, планетарий. (Планета, планетный, планетарий)

Почему выбрали эти слова? (Это слова-родственники).

Что обозначает слово «планетарий»?

Развитие мелкой моторики

Игра « Посади семена»

Логопед: Ребята, для того чтобы мы смогли заселить Далёкую планету растениями, давайте их посадим в маленькие горшочки. (Дети сажают семена в горшочки).

Гном: Итак, всё готово к полёту. Начинаем отчёт: пять, четыре, три, два, один…Пуск. (Звучит космическая музыка, на экран проецируется «звёздное небо»).

Подбор слов-определений.

Логопед: Ребята, внимательно посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (Кометы, планеты, созвездия)

Логопед: Какое определение можно подобрать к словам «созвездие», «планета», «комета»?

Согласование существительных, прилагательных с числительными

Логопед: Давайте посчитаем, сколько мы увидели созвездий?

Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий);

Одна далёкая планета, две… .

Один искусственный спутник,… .

Дети выходят из ракеты. Их встречают марсиане.

Логопед: Ребята, как вы думаете, на какую планету мы попали? (на Марс).

Логопед: Почему вы так решили?

Логопед: Посмотрите, нас уже кто-то встречает.

Логопед: Как можно назвать жителей Марса? (марсиане)

Марсиане: Кто вы и зачем пожаловали сюда?

Логопед: У жителей Далёкой планеты случилась беда, и они просили помощи от нас. Покажите, пожалуйста, куда нам лететь дальше.

Марс – красивая планета,

Всё на Марсе красным цветом,

Дружбой верною сильны,

Вам помочь, друзья, должны.

Мы обязательно покажем вам дорогу. Чтобы продолжить путь, необходимо взять очень важные предметы: «рисоварь» и «дилибомчик».

Логопед: Ребята, какие непонятные названия. Давайте подумаем, что это может быть. («Рисоварь»- карандаш, «дилибомчик»- колокольчик).

Марсиане: При помощи рисоваря вы сможете отмечать на карте свой маршрут, чтобы смогли вернуться назад. А дилибомчик нужен для оповещения о доброжелательном отношении к жителям планеты.

Физминутка.

На луне жил звездочёт – («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)

Меркурий – раз, (Описать круг руками)

Венера-два-с, (Хлопок)

Три – земля, четыре – Марс, (Присесть)

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, (Наклон вправо-влево)

Семь – Уран, восемь – Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Кто не видит – выйди вон! (Развести руки в стороны)

Логопед: Наш космический корабль прибыл на новую планету.

(Дети звенят колокольчиками)

Интересно, как она называется?

(Появляются инопланетяне.)

Мы с Венеры – раз, два, три!

Наш девиз ты повтори:

Дружба, смелость – наш девиз,

За друзей всегда держись!

Логопед: Кто сможет сказать, как называют жителей Венеры?(Венериане).

Логопед: Уважаемые Венериане! Мы проделали уже большой путь к Далёкой планете, не смогли бы вы нам показать, куда лететь дальше?

Венериане : Мы укажем, куда вам лететь, но сначала, расскажите, что вы видели, пока летели сюда?

Загадки:

1) Угли пылают-

Совком не достать.

Ночью их видно,

А днём не достать (Звёзды)

2) Блин в окошке виден Тане-

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел…

3) Ты меня увидишь в небе,

Я хвостата, не хвастлива.

Не планета. Не ракета,

А зовут меня…(Ракета)

Венериане: Чтобы вы добрались безприключений, мы хотим вам подарить волшебный талисман-оберег.

(Звучит космическая музыка. Дети продолжают путешествие. Выставляется макет планеты).

Логопед: Вот мы и долетели до цели, посмотрите, какая не радостная картина предстала перед нашими глазами. Пока мы летели? семена в горшочках проросли и зазеленели. Давайте высадим их, чтобы планета превратилась в цветущий сад.(Дети выставляют горшочки, украшают макет, наполняют водой устье реки, расселяют птиц, животных)

Логопед: Вот и ожила Далёкая планета и стала очень похожа на нашу Землю. Мы будем иногда прилетать сюда.

Какие пожелания вы хотели бы оставить жителям?

Дети: Есть теперь планета-сад

В этом космосе холодном.

Там теперь леса шумят,

Птиц, скликая, перелётных.

И цветы теперь цветут-

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы песнь поют

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету

Ведь другой, похожей нет!

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Вы сделали очень доброе дело – спасли от гибели Далёкую планету. Пора возвращаться домой.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех " Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в

Лексическая тема «КОСМОС» в старшей группе

2. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
3. Расскажите ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине.
4. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...
6. Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в род. падеже.
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет.
И так далее.

7. Словесная игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).

Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт)

Лексическая тема: Космос

Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник.

Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.

Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.

Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ.

Почитайте о космосе рассказы, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки.

Называть противоположные по смыслу слова.

Далеко – близко. Высоко – ______________ Улететь -______________________

Темно -_______________ c ильный - _____________ белый - _________________

Подбирать признаки.

Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный. Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая… Солнце - ________________________________________________

Космос -______________________________________________________________

Словесная игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз .

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

Выучить стихотворение: В небеса летит ракета

Вся зелененького цвета.

А в ней сидит Гагарин,

Простой российский парень.

ЗАГАДКИ:

Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит…(солнце)

Рассыпался горох на тысячу дорог (Звезды)

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат (Небо, звезды, месяц)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка. (Месяц)

Ночью светит нам она,

Белолицая…(Луна)

КОСМОС

Программное содержание:

1) Познакомить детей с праздником «Днем космонавтики»

2) Формировать представление детей о космосе, космонавтах.

3) Углублять знания о полете в космос Ю.А.Гагарина.

4) Воспитывать познавательный интерес к космическому пространству.

Оборудование: картины о космосе, фотографии Ю.А.Гагарина, космического корабля «Восток».

Ход НОД

1. Вводная часть:

- Ребята, отгадайте загадки:

Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и мал и стар,

Что она большущий шар.

(Земля) Молодцы

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …(ракету) Хорошо, верно.

2. Основная часть.

А знаете ли вы какой праздник будет отмечать наша страна в апреле месяце. (День космонавтики) Правильно.

Показывая портрет Ю.Гагарина и спрашиваю: «Знаете ли Вы - кто это? Расскажите, что Вы знаете о Ю.Гагарине». Дети отвечают: Ю.А. Гагарин был первым человеком, который полетел в космос. Он поднялся очень высоко над Землёй, так высоко, что и на самолёте туда не долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких лётчиков называют лётчиками космонавтами.

Да, 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – Юрием Гагариным. Полет длился 108 минут. Корабль Гагарина совершил всего один виток вокруг Земли. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов. Спускаемый аппарат «Востока» приземлился в Саратовской области. За подвиг Юрия Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом. Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг, которым гордится наша страна, наш народ.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей: космонавт должен быть – сильным, выносливым, смелым, решительным.)

Затем говорю: «Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, и тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества Ю.А. Гагарин воспитывал у себя с детства.

А теперь, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …(телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …(астроном)

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …(луна)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета)

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …(космонавт)

Космонавт сидит в ракете

Вспоминая все на свете-

На орбите как назло

Появилось … (НЛО)

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость … (света)

Физкультурная минутка

Вот как солнышко встает, Поднять руки вверх. Потянуться.

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет Присесть на корточки. Руки

Ниже, ниже, ниже. опустить на пол.

Хорошо, хорошо, Хлопать в ладоши. Улыбаться.

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

Составление рассказа по картине

А теперь давайте с вами посмотрим на картины, которые я вам принесла. « Земля ». Например: « Наша Земля похожа на огромный шар. Большую часть земного пространства занимают моря и океаны, и только меньшую часть Земли занимает суша. Моря и океаны бороздят суда, построенные людьми. На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни, высятся горы. Суша – пространство, покрытое камнями и почвой. На суше люди засевают поля и сажают сады, строят города и поселки, прокладывают дороги. Суша покрыта зеленым ковром множества растений: мхом, травами, кустами, деревьями. »

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

А теперь давайте продолжим нашу игру:

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты -…(кометам)

Все комета облетела

Все на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора-

Это черная …(дыра)

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный …(звездолет)

Звездолет – стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные …(галактики)

А галактики летят

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная

Эта вся … (Вселенная)

3. Заключительная часть.

Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (Ответы детей)

1.Как называется планета на которой мы живем? (Земля)

2.Как называется праздник который будет отмечать страна в апреле? (День космонавтики)

3. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

4.Как назывался космический корабль Гагарина? («Восток »)

Мы сегодня с вами много интересного узнали, все вы сегодня молодцы.

Ольга Тяпугина
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Космос».

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме : «Космос » .

1. Коррекционно-образовательные задачи : уточнять, активизировать словарь по теме «Космос » . Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.

Упражнять в образовании новых слов.

Согласование существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах;

Расширение тематического словаря : космос , космический , планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром , планетный, планетарий, инопланетяне

2. Коррекционно-развивающие задачи : развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

Развитие фонематического восприятия;

3. Коррекционно-воспитательные задачи : воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Ход занятия:

Приветствие.

Логопед : Совсем недавно наша страна отметила праздник День космонавтики .

Это праздник всех людей, а особенно космонавтов и людей которые участвуют в создании космических ракет .

Как называют людей летающих в космос ? (космонавты , астронавты, летчики, инженеры)

Как вы думаете, каким должен быть космонавт ? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым)

Ребята вы любите смотреть на небо ночью? (Да)

Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды, луну)

Сколько звёзд на небе? (очень много)

Чтобы наблюдать за звёздами ученые придумали специальные приборы – телескопы. Ученые узнали, что в космосе много разных планет .

Какие планеты вы знаете? (Земля, Луна, Солнце, Марс)

Первым человеком, который побывал в космосе был наш соотечественник Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года

В космической ракете ,

С названием «Восток»

Он первый на планете

Подняться к звёздам смог!

А вы бы хотели стать космонавтами ? (да)

Тогда приглашаю вас в школу будущих космонавтов , где мы с вами пройдем специальную подготовку. Приглашаю вас в космический класс . Для начала скажем с вами главное правило экипажа.

Дети вместе с логопедом проговаривают :

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях , в игре

Громко, четко говорим

Никогда мы не спешим.

Дети проходят и садятся за столы.

Л : Космонавты должны быть очень умными, согласны? Поэтому приступим к первому заданию.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны их угадать.

1. В черном небе до зари

Тускло светят фонари

Фонари – фонарики

Меньше, чем комарики. (звезды)

2. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все… (Солнце)

3. Блин в окошке виден нам

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел

4. Есть специальная труба,

В ней вселенная видна

Видно звёзд калейдоскоп

Что же это… (Телескоп)

5. Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя

И называется…. (Земля)

6. Специальный космический есть аппарат

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд

И как одинокий путник

Летит по орбите (спутник)

7. Кто смотрит всегда в телескоп,

С космосом близко знаком

Обнаруживает черные дыры,

Любуется созвездием Лиры? (астроном)

8. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост -

Понесется до звезд. (ракета)

9. Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету

Дети кто скажите это? (космонавт )

Игра «Один – много»

Следующее задание для вас это игра с метеоритом (мяч) . Я буду передавать вам метеорит и называть один предмет, а вы передавать метеорит обратно и называть много предметов.

Слова : звезда, космонавт , спутник, ракета, комета, планета, орбита, станция, метеорит, телескоп, астроном.

Игра «Скажи наоборот»

А теперь я буду передавать вам метеорит и говорить слово, вы должны сказать его противоположное значение.

Далёкий- близкий

Большой- маленький

Смелый- трусливый

Темный- светлый

Известный- незнакомый

Яркий- тусклый

Горячий- холодный

Ночь- день

Высоко- низко

Длинный- короткий

Мягкий- твёрдый

Взлететь- приземлиться

Медленно- быстро

Много- мало

Вперёд- назад

Снаружи- внутри

Лёгкий- тяжелый

Чтоб ракетой управлять

Нужно смелым, ловким стать.

Слабых в космос не берут ,

Ведь полёт – нелёгкий труд.

Ребята давайте сделаем зарядку космонавтов .

Физминутка.

Игра «Фотографы»

Следующее задание для будущих космонавтов .

Мы должны сфотографировать на Земле определённые места. Подумайте, что мы должны сфотографировать?

Логопед называет два слова , дети отгадывают.

1. яблоня, сад (яблоневый сад)

2. сосна, лес (сосновый лес)

3. глубина, море (глубокое море)

4. топь, болото (топкое болото)

5. густота, лес (густой лес)

6. высота, горы (высокие горы)

7. широко, поле (широкое поле)

8. широко, река (широкая река)

9. чисто, озеро (чистое озеро)

10. снег, вершина (снежная вершина)

Наши глазки немножко устали, давайте сделаем гимнастику для глаз. Внимание на экран.

Игра «Багажное отделение» (деление на слоги) .

Следующее задание ждёт вас в багажном отделении. Надо все предметы разложить по полочкам. На верхней полочке должны лежать предметы в названии которых 1 слог, на средней полочке предметы в названии которых 2 слога, на нижней полочке предметы в названии которых 3 слога.

Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку и размещают на необходимой полке.

Картинки :

Игра «Фантастическое животное»

Космонавты пролетали мимо незнакомой планеты и увидели на ней фантастическое животное. У нас есть фотографии частей тела этого животного. Сейчас вы их увидите. Составим предложение об этом невиданном звере, которое будет начинаться так : «У этого животного…»

На экране изображение :

1.(хвост лисы) У этого животного лисий хвост.

2.(нос свиньи) У этого животного поросячий нос.

3.(горб верблюда) У этого животного верблюжий горб.

4.(копыта лошади) У этого животного лошадиные копыта.

5.(глаз кошки) У этого животного кошачьи глаза.

6.(рога барана) У этого животного бараньи рога.

7.(шерсть овцы) У этого животного овечья шерсть.

Физминутка

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной в игру «Запрещённое движение» .

Дети выходят, становятся в круг, логопед проводит игру .

Дыхательная гимнастика. Логопед предлагает детям подуть в султанчики.

Игра «Подбери признак»

Логопед предлагает детям картинки на выбор. Дети садятся за столы.

Ребята посмотрите на картинки, которые вы выбрали, расскажите какие это предметы.

1 Солнце – яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое

2 Луна – большая, холодная, яркая

3 Ракета – большая, быстрая, огромная, крепкая

4 Космонавт – сильный , умный, храбрый, смелый

5 Астроном – умный, внимательный

6 Небо – огромное, темное, звёздное, ночное

7 Звезда – яркая, далёкая

8 Планета – далёкая, незнакомая, голодная

9 Спутник – быстрый, большой

10 Земля – огромная, родная, большая, круглая

11Телескоп – большой, мощный, стеклянный

12 Скафандр – крепкий, прочный

Итог : Ребята вот вы и прошли обучение в космическом классе . Я хочу предложить вам звёздочки с весёлыми и грустными личиками. Если у вам хорошее настроение выберите весёлую звёздочку, если вам грустно тогда грустную. Разместим наши звёзды на облачке и посмотрим каких звёздочек больше.

Марина Викторовна Собянина
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Космос»

Тема: «Космос».

1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.

2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: картинка с изображением ракеты, счетные палочки для выкладывания ракеты, карточки для игр «Найди отличия» и «Объясни, что это», мяч («метеорит»).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звезд. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.

2. Сообщение темы.

А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? Но прежде, чем мы отправимся с вами в космическое путешествие, я проверю, насколько вы сообразительны и внимательны. Я вам загадаю космические загадки.

а) В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики.

б) Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост -

Понесется до звезд.

в) Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …

г) Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? (космонавт)

д)Вокруг земли она летает,

А вот зачем – сама не знает. (Луна)

3. Основная часть.

1. Игра «Постой ракету».

А на чем же можно отправиться в космос? (На ракете).

Правильно, чтобы отправиться в космическое путешествие, мы построим с вами ракеты. (Дети выкладывают ракеты из палочек).

2. Игра «Найди отличия».

Ребята, а каким должен быть настоящий космонавт?

Вот сейчас мы посмотрим, насколько вы внимательны.

Дети находят отличия между двумя картинками.

3. Игра «Один – много».

Наши ракеты готовы, космонавты очень внимательны и сосредоточены. Можем отправляться в путь. Но в космосе могут случиться самые непредвиденные происшествия. Ребята вот и мы с вами пролетаем сейчас в зоне метеоритного дождя.

Чтобы благополучно преодолеть эту зону, мы должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Игра с «метеоритом» «Один – много». Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета, инопланетянин, скафандр, орбита, станция, метеорит.

Физминутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

4. Игра «Четвертый лишний»

Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

Упражнение «Четвертый лишний»

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Планета, план, планетный, планетарий.

А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники).

5. «Сосчитай, что увидел».

Ребята, пока мы летели, мы много чего увидели. Давайте посчитаем, что мы увидели.

Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий.

Одна далёкая планета, две… .

Один искусственный спутник… .

6. «Познакомь инопланетянина с земными словами».

Детям предлагаются картинки с изображение различных предметов. (Н-р, гайка – болт и др.)

Ребята, расскажите инопланетянину, как называются эти предметы, чем ни похожи, чем отличаются.

4. Итог.

Ребята, наше космическое путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться на нашу планету. А о чем же мы сможем рассказать нашим близким, вернувшись обратно, на планету Земля?