Ведомственные эмблемы российской федерации. Академия военных наук российской федерации Монографии ученых ниститута

30-й Центральный научно-исследовательский ордена Красной Звезды институт Министерства обороны Российской Федерации (30-й ЦНИИ Минобороны России ) - научная организация Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), предназначавшаяся для решения широкого круга проблем научного обеспечения строительства Военно-воздушных сил России и развития авиационной техники и вооружения.

30-й Центральный научно-исследовательский ордена Красной Звезды институт Министерства обороны Российской Федерации
(30 ЦНИИ Минобороны России )
Международное название ЦНИИ ВВС
Прежнее название ЦНИИ 30
Основан
Расположение Щёлково
Юридический адрес 141110, город Щелково-10, Московской области
Награды

Нарукавный знак 30 ЦНИИ Минобороны России , 2005 года.

Институт был расположен в городе Щёлково на территории аэродрома Чкаловский .

30-й ЦНИИ Минобороны России был создан как головная научная организация Министерства обороны по авиационной и космической технике. Институт предназначался для проведения системных крупномасштабных исследований по обоснованию перспектив развития авиационной и космической техники как основы системы вооружения ВВС, обоснования тактико-технических требований к новым и модернизируемым авиационным и авиационно-космическим комплексам, их двигателям, оборудованию и вооружению, проведения оценки боевой эффективности перспективной авиационной техники .

В соответствии с приказом Минобороны России от 24 мая 2010 г. № 551 «О реорганизации федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации», и в целях совершенствования структуры военно-научного комплекса Вооружённых Сил Российской Федерации, 30-й ЦНИИ МО был реорганизован в форме присоединения в качестве структурного подразделения к .

До 50-летнего юбилея 30-го ЦНИИ Минобороны России не дожил буквально полтора месяца.

За вклад в укрепление обороноспособности страны 30-й ЦНИИ Минобороны России был награждён орденом Красной Звезды .

История

Институт был создан на базе находившегося в Ногинске Вычислительного центра МО (ВЦ-3), который получил статус одного из подразделений ЦНИИ ВВС - Научно-исследовательского центра систем управления ВВС .

Впоследствии в структуру ЦНИИ ВВС был включен базировавшийся в Ленинграде 15-й НИИ ВМФ (15 НИИ МО, ранее 15-й НИИ ВМФ, НИИ-15 ВМС, НИИ авиации ВМС), который стал филиалом ЦНИИ ВВС по морской тематике.

С течением времени решаемые 30-м ЦНИИ задачи научных исследований существенно расширились. В конце 1960-х гг. институтом были начаты крупномасштабные исследования по программному планированию развития новой и модернизируемой авиационной техники, а с начала 1970-х гг. - работы по обоснованию основных направлений развития техники и вооружения на перспективу и обоснованию группировок ДА , ФА, ВТА, АА и морской авиации ВМФ . 30-м ЦНИИ обоснованы концепции создания и основные тактико-технические характеристики всех авиационных комплексов ВВС 3-го, 4-го и 5-го поколений .

По состоянию на 2006 год, в институте трудились 16 докторов и 215 кандидатов наук. За годы существования института создана крупная научная школа, широко известная в нашей стране и за рубежом: 14 сотрудников института удостоены Ленинской и Государственных премий; 9 сотрудникам присвоены Почетные звания «Заслуженный деятель науки и техники России» и «Заслуженный деятель науки России» ; 7 сотрудников стали лауреатами премии Ленинского комсомола .

По статусу, масштабу и характеру выполняемых работ, значимости полученных результатов 30-й ЦНИИ Минобороны России являлся общепризнанной головной научной организацией Министерства обороны в области строительства военной авиации России, оказывавшей существенное влияние на проводимую военно-техническую политику в совершенствовании авиации других силовых структур и гражданских ведомств России .

30-й ЦНИИ выполнял свои функции в тесном взаимодействии с НТК ВВС , службой вооружения ВВС (руководители Мишук Михаил Никитович , Аюпов Абрек Идрисович), другими НИИ МО (46-й ЦНИИ, 4-й ЦНИИ, 16-й ЦНИИ, Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова , 13-й ГНИИ ЭРАТ и др.), авиационными НИИ (ЦАГИ , ЛИИ , ВИАМ , и др.), конструкторскими бюро (Туполева , Микояна , Антонова , Яковлева , Ильюшина и др.), организациями Академии наук.

Торжественное собрание сотрудников и ветеранов 30-го ЦНИИ Минобороны России в январе 2011 г., посвященное 50-летию института, фактически подвело черту под полувековой историей организации .

Название

В информационных источниках часто встречаются альтернативные наименования 30-го ЦНИИ Минобороны России: , 30-й ЦНИИ ВВС , 30-й Центральный НИИ авиационной и космической техники Министерства обороны (недоступная ссылка) , Центральный НИИ Министерства обороны по авиационно-космической технике , 30-й ЦНИИ (АиКТ) МО , 30-й Центральный НИИ Минобороны .

Наиболее часто употребляется сокращение 30-й ЦНИИ или неформальное - «тридцатка».

В 2011 году институт был реорганизован и получил наименование: Научно-исследовательский центр авиационной техники и вооружения федерального бюджетного учреждения 4-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России (сокращенно «НИЦ АТВ ФБУ 4-го ЦНИИ Минобороны России»). Однако позднее вновь получил самостоятельный статус и стал именоваться Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил Министерства обороны Российской Федерации .

Направления деятельности

Сфера научной деятельности института охватывала военно-теоретические, оперативно-стратегические, военно-технические и военно-экономические исследования по актуальным проблемам строительства и применения ВВС и развития авиационной техники и вооружения .

Опубликованная информация свидетельствует о том, что ни один проект, касающийся летательных аппаратов и их систем, в авиационной, радиоэлектронной промышленности или других оборонных секторах не был запущен без тактико-технического задания (ТТЗ), разработанного 30-м ЦНИИ, а также ни одна система не была принята на вооружение ВВС без положительной оценки 30-го ЦНИИ.

30-й ЦНИИ гордится не только вооружением и военной техникой, которая стала реальностью с его участием, но и записывает в свой актив ситуации, когда институт занимал принципиальную позицию, предотвращая появление объектов, которые были признаны бесперспективными. Например, институт отстоял свою позицию в вопросе нецелесообразности разработки аналога американскому истребителю пониженной заметности F-117А , сэкономив огромные деньги. США теперь снимают его с вооружения и не планируют ему никакой замены . Системный подход к обоснованию заказа и разработке вооружения и военной техники и использование математического моделирования были краеугольными камнями исследовательской методологии 30-го ЦНИИ.

Начальники института

Известные сотрудники

Личный состав института формировался в основном за счет выпускников Киевского высшего военного авиационного инженерного училища , Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина .

Кроме того, штат гражданских учёных пополнялся уходящими в отставку офицерами из расположенных рядом (Монино , Звёздный городок , Чкаловская) организаций (преподавателями ВВА и специалистами ГКНИИ ВВС и ЦПК).

В институте работали многие известные учёные и специалисты (в список включены фамилии только тех сотрудников, связь которых с 30-м ЦНИИ подтверждается в ранее опубликованных открытых источниках): Артамонов В. Д. , Баклицкий В. К., Бурлаков П. Г., Благодарный Г. М., Гладилин А. С., Глазков А. И., Гончаров И. Н., Горчица Г. И., Григоров С. И. , Губарев А. А. , Денисенко А. К., Кибкало В. И., Кнауэр Г. Э., Куляпин В. П., Львов А. Н., Матвеев В. А., Мельников Ю. П., Минаков В. И. , Панков Р. А., Платунов В. С., Трушенков В. В., Романенко И. Г., Рукосуев О. Б., Семенов В. М., Скопец Г. М., Трушенков В. В., Тупиков В. А., Хрунов Е. В. , Цымбал В. И., Чинаев П. И., Юрьев А. Н.

Монографии учёных института

  • Баклицкий В. К., Бочкарев А. М., Мусьяков М. П. Методы фильтрации сигналов в корреляционно-экстремальных системах навигации. под ред. В. К. Баклицкого. - М.: Радио и связь, 1986. - 216 с.
  • Панов В. В., Горчица Г. И., Балыко Ю. П., Ермолин О. В., Нестеров В. А. Формирование рационального облика перспективных авиационных ракетных систем и комплексов. - М.: Машиностроение, 2010. - 608 с. - ISBN 978-5-217-03478-9 .
  • Антонов Д. А., Бабич Р. М., Балыко Ю. П. и др. Авиация ВВС России и научно-технический прогресс: Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра. (под ред. Федосова Е. А.) - М.: Дрофа, 2005. - 736 с. - ISBN 5-710-77070-1 , ISBN 978-5-710-77070-2 .
  • Платунов В. С. Методология системных военно-научных исследований авиационных комплексов: 30 ЦНИИ МО РФ. - М.: Дельта, 2005. - 343 с. - ISBN 5-902-37042-6 .
  • Соловьев Ю. А. Спутниковая навигация и её приложения. - М.: Эко-Трендз, 2003. -. 326 с. - ISBN 5-884-05050-X .
  • Барковский В. И., Скопец Г. М., Степанов В. Д. Методология формирования технического облика экспортно ориентированных авиационных комплексов. - M: ФИЗМАТЛИТ, 2008. - 244 с. ISBN 978-5-9221-0933-8 .
  • Фурман Я. А., Юрьев А. Н., Яншин В. В. Цифровые методы обработки и распознавания бинарных изображений. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1992. - 248 с. - ISBN 5-7470-0204-X .
  • Баклицкий В. К., Юрьев А. Н. Корреляционно-экстремальные методы навигации. - М.: Радио и связь, 1982. - 256 с.
  • Новоселов А. С., Болнокин В. Е., Чинаев П. И., Юрьев А. Н. Системы адаптивного управления летательными аппаратами. - М.: Машиностроение, 1987. - 280 с.

Международная деятельность

В начале 90-х годов сотрудники института в составе делегаций ВВС участвовали в организации ряда международных выставок. Активное участие в организации этих мероприятий принимали Горчица Г. И., Базлев А. М., Бочкарев А. М.

Авиационная выставка в Германии (ILA Berlin Air Show), 1991 г.

Российско-американский семинар по анализу действий ВВС США в Войне в Персидском заливе (1990-1991). Москва, 12 октября 1992 г. С американской стороны в семинаре принимали участие сотрудники фирмы Рэнд корпорейшн . Возглавлял делегацию посол Роберт Блэкуэлл . Российскую сторону представляли сотрудники 30 ЦНИИ МО и Военно-инженерной академии им. проф. Жуковского. Основной доклад на тему «Завоевание превосходства в воздухе в операции Буря в пустыне» сделал Бенжамин Лэмбет .

Aвстралийское международное авиашоу (Australian International Airshow), октябрь 1992. Авалон, шт. Виктория, Австралия. Российская делегация представила Ан-124 , вертолёты Ми-17 и Ка-32 .

Международный авиационный симпозиум в Великобритании (International Conference Air Power), 11-12 февраля 1993 г. Лондон, Великобритания. Начальник 30 ЦНИИ В. Е. Александров сделал доклад на тему «Перспективы разработки истребителя завоевания господства в воздухе»

Международное авиашоу в Канаде Абботсфорд-93 (Abbotsford International Airshow), , август 1993 г. Россия была представлена группой «Русские витязи » на самолётах Су-27 и самолётом Ил 76 .

В силу закрытости тематики института информации об участии 30-го ЦНИИ в конкретных разработках очень мало. Ниже приведены примеры участия 30 ЦНИИ в разнообразных проектах, получивших отражение в ранее опубликованных открытых источниках.

Участие в подготовке первых пилотируемых космических полётов

Помощник Главнокомандующего ВВС по космосу (с 1960 по 1971 год) генерал-полковник авиации Н. П. Каманин в своих дневниках зафиксировал многие важнейшие события подготовки первых пилотируемых космических полётов . 30-й ЦНИИ неоднократно упоминается в этих дневниках. Примечание: институт упоминается либо по названию (ЦНИИ-30), либо по фамилии начальника (Иоффе, Молотков).

Около четырёх часов обсуждали наши замечания по «Союзу». Присутствовали генералы Мишук, Иоффе, Бабийчук, Горегляд, Холодков, полковники Яздовский, Карпов, Терентьев, Момзяков и другие - всего более 20 человек.

Данные о положении кораблей мы будем получать от мощных пеленгаторов, передавать их в ЦНИИ-30 и через 15 минут будем знать координаты кораблей.

Вчера генерал Иоффе (начальник ЦНИИ-30 - Ред.) доложил мне, что у него на днях будет готов тренажер по стыковке. На следующей неделе нужно будет съездить в Ногинск, посмотреть этот тренажер и одновременно попытаться ускорить усовершенствование других тренажеров.

Заходил генерал-лейтенант Иоффе и доложил, что к 25 декабря у него в институте будет полностью закончен тренажер по стыковке. Судя по его докладу и докладам группы инженеров из Центра (бригада Ванькова), тренажер будет хорошим. На нём можно будет не только тренировать экипажи, но и проводить некоторые исследования в интересах ОКБ-1 для отработки проекта «Союз».

Весь вчерашний день провел с группой космонавтов и инженеров в ЦНИИ-30 в Ногинске, где ознакомились с тренажером по стыковке космических кораблей на орбите. Тренажер почти полностью готов, и мы посмотрели его в работе…

Кроме тренажера по стыковке генерал Иоффе показал нам несколько новых авиационных тренажеров и электронно-вычислительных машин, в том числе и бортовую ЭВМ для космического корабля. Она весит всего 40 килограммов, но может вести полный контроль за работой оборудования корабля и решать задачи космической навигации. Я убежден, что ЦНИИ-30, ЦПК и ГКНИИ ВВС могут сделать любой космический тренажер лучше какой-либо другой организации, и, что особенно важно, могут сделать его быстро.

Провел совещание по составлению перспективного плана пилотируемых космических полётов на ближайшие 3-5 лет. Присутствовали генералы: Иоффе, Волынкин, Арбузов, Кузнецов, Холодков, Газенко, Бабийчук и другие.

В субботу в ЦНИИ-30 собирали представителей всех министерств и ведомств, участвующих в разработке средств поиска. Иоффе, Матвеев и другие товарищи достаточно энергично взялись за разработку научно обоснованной системы обнаружения и поиска космических кораблей, жаль только, что эта работа начинается на три года позже того срока, на котором в своё время настаивали ВВС.

Вчера провели второе заседание Госкомиссии по Л-1. … На заседании были заслушаны доклады о мероприятиях, необходимых для обеспечения полётов лунных кораблей….

2. Доклад полковника Сибирякова и капитана 1-го ранга Дмитриева о службе поиска. ЦНИИ-30 (Иоффе) совместно с десятком военных и гражданских организаций провел большую исследовательскую работу по обоснованию необходимых для службы поиска морских, авиационных, радиосвязных и других средств.

Молотков [в то время первый заместитель начальника ГКНИИ ВВС] толковый генерал, он ещё сравнительно молод (ему чуть больше 40), и его кандидатура [на должность начальника ЦПК ], пожалуй, одна из наиболее подходящих.

Провел совещание начальников институтов ВВС (Иоффе, Волынкин, Пушко, Кузнецов) по обоснованию требований к членам экипажей лунных кораблей (ЛОК, ЛК), предназначенных для экспедиции на Луну. Иоффе, Волынкин и Пушко высказали много полезных предложений.

Два дня назад на экспертной комиссии по кораблю Л-1 я сделал доклад о выводах по изучению его спускаемого аппарата, посадочной системе и САС. Смирнов доложил о средствах жизнеобеспечения, Иоффе - о возможностях поиска и обнаружения корабля после посадки, а Гагарин сообщил о ходе подготовки экипажей для Л-1 и разработки тренажеров. В целом корабль ещё «сырой» и имеет массу недостатков.

В последние дни мне несколько раз звонили Г. А. Тюлин и Главный конструктор лунников Георгий Николаевич Бабакин - оба просили подключить ЦНИИ-30 (Иоффе) к новой работе Бабакина, связанной с возвращением с Луны на Землю автоматического устройства весом 40-50 килограммов.

Говорил по телефону с Мишиным и Тюлиным о необходимости пересмотра некоторых исходных данных по кораблю Л-3 - полигона посадки, максимально допустимого времени обнаружения, а также наличия на корабле средств самообозначения. Такие исходные данные были выданы нам (ВВС) в 1966 году, и на основании их ЦНИИ-30 выполнил научно-исследовательскую работу «Эллипс», согласно рекомендациям которой ВВС и ВМФ должны создать службу поиска космических кораблей на суше и в Индийском океане общей стоимостью около 800 миллионов рублей.

Однако длинная цепочка наших неудач в пилотируемых полётах в последние три-четыре года мешала и все ещё мешает остро ставить вопрос о перестройке сложившейся структуры космических подразделений и частей ВВС. Мы по-прежнему действуем «растопыренными пальцами», очень много безответственности и мало единства целей, а часто нет и хорошо продуманной перспективы. В ближайшее время необходимо: 1. Ввести должность заместителя Главкома по космосу. 2. Объединить космические звенья центрального аппарата (служба поиска, часть генерала Фролова, служба Солнца, аппарат помощника Главкома, космическая медицина и др.), подчинив их заместителю Главкома по космосу.

3. В ЦНИИ-30, ГНИКИ и Институте авиационно-космической медицины создать космические управления.

Спираль (авиационно-космическая система)

С 1964-го по 1979-й в СССР разрабатывался проект воздушно-космической системы (ВКС) «Спираль», впервые использующей горизонтальный старт орбитального самолёта (ОС) с самолёта-разгонщика.

Примерно в 1964-м группа учёных и специалистов ЦНИИ-30 ВВС разработала концепцию создания принципиально новой ВКС, которая наиболее рационально интегрировала в себе идеи самолёта, ракетоплана и космического объекта и удовлетворяла бы вышеуказанным требованиям.

В середине 1965-го министр авиационной промышленности П. В. Дементьев поручил ОКБ А. И. Микояна разработку проекта этой системы, получившей название «Спираль». Главным конструктором системы назначили Г. Е. Лозино- Лозинского. От ВВС руководство работами осуществлял С. Г. Фролов, военно- техническое сопровождение поручили начальнику ЦНИИ-30 - З. А. Иоффе, а также его заместителю по науке В. И. Семенову и начальникам управлений - В. А. Матвееву и О. Б. Рукосуеву - основным идеологам концепции ВКС.

Буран (космический корабль)

Руководство МО поручило ЦНИИ-30 АКТ ВВС, центральной организации, выполнявшей функции заказчика авиатехники, сформулировать требования к самолёту, который должен был заменить истребители МиГ-21, МиГ-23, Су-9, Су-11 и Су-15 в ВВС и ПВО. Тема получила шифр ПФИ - «перспективный фронтовой истребитель».

Требования к такой машине - перспективному фронтовому истребителю (ПФИ) - впервые были сформированы в 30-м ЦНИИ авиационно-космической техники Минобороны.

В 1971 г. институтами промышленности и заказчика - НИИ автоматических систем Минавиапрома (НИИАС МАП, ныне Государственный НИИ авиационных систем - ГосНИИАС) и Центральным НИИ-30 Министерства обороны (ЦНИИ-30 МО) - были начаты исследования по формированию концепции построения парка истребительной авиации (ИА) в составе ВВС страны на 80-е гг.

В 1973 г. в целом были завершены исследования по обоснованию состава перспективного парка ИА. теперь уже применительно к конкретным самолётам Су-27 и МиГ-29. и выпущены уточненные ТТТ ВВС к ПФИ и ЛФИ.

Эскизный проект Су-27К рассматривался в сентябре-октябре 1984 г. комиссией заказчика… Разработанные в филиале ЦНИИ-30 требования к Су-27К предусматривали его использование не только для обеспечения ПВО, но и для борьбы с надводными кораблями противника.

- [Авиация и время. - 2004. - N3 ]

Обновление систем вооружения позволит тяжелому истребителю МиГ-31 поражать гиперзвуковые летательные аппараты. Об этом заявил сегодня журналистам начальник ФГУ «30 ЦНИИ Военно-воздушных сил» полковник Юрий Балыко.

Радиоэлектронная борьба

В составе ЦНИИ ВВС (во главе с его начальником доктором военных наук генерал-лейтенантом авиации Молотковым А. П.) такую работу в 60-80 годы вели отделы под руководством полковников Попова М. П., Мельникова Ю. П., Горчицы Г. И. и Львова А. Н. в составе Управления во главе с полковником Бурлаковым П. Г.

Авиационное вооружение

Управляемая ракета класса «воздух-земля» Х-25.

После успешной реализации лазерной системы в составе самолётов Су-17М-2, Су-17М-3, МиГ-27 и ракет Х-25 работа «Решение научной и практической проблемы использования лазерного излучения для точного наведения авиационных средств поражения» в 1976 г. была удостоена Ленинской премии. Группе авторов в составе Е. А. Федосова (ГосНИИАС), В. Г. Коренькова (ОКБ КМЗ), Д. М. Хорола, А. А. Казамарова (ЦКБ «Геофизика»), Р. А. Панкова (30 ЦНИИ МО) было присвоено звание лауреатов Ленинской премии.

См. также

Примечания

  1. Сайт Министерства обороны России. «30 ЦНИИ Минобороны России 45 лет.» Сообщение Пресс-службы ВВС от 18.01.2006 (недоступная ссылка) из первоисточника 1 февраля 2007
  2. Приказ Министра обороны России от 24 мая 2010 г. № 551 «О реорганизации федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации» Архивировано 4 марта 2016 года. (アーカイブされたコピー (неопр.) . Дата обращения 3 февраля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года. ; http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=488230) из первоисточника 16 января 2012
  3. Справочник-календарь 2011. Агентство АРМС-ТАСС из первоисточника 16 января 2012

30-й центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации

30-й Центральный ордена Красной Звезды научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ
(30 ЦНИИ МО РФ )
Международное название
Прежнее название
Основан
Расположение
Юридический адрес

141110, г. Щелково-10, Московской области

Награды

30 ЦНИИ МО РФ был создан как головная научная организация Министерства обороны по авиационной и космической технике. Институт предназначался для проведения системных крупномасштабных исследований по обоснованию перспектив развития авиационной и космической техники как основы системы вооружения ВВС, обоснования тактико-технических требований к новым и модернизируемым авиационным и авиационно-космическим комплексам, их двигателям, оборудованию и вооружению, проведения оценки боевой эффективности перспективной авиационной техники.

В соответствии с приказом Минобороны РФ от 24 мая 2010 г. N 551 «О реорганизации федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации», и в целях совершенствования структуры военно-научного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации, 30 ЦНИИ МО был реорганизован в форме присоединения в качестве структурного подразделения к .

До 50-летнего юбилея 30 ЦНИИ МО не дожил буквально полтора месяца.

За вклад в укрепление обороноспособности страны 30 ЦНИИ МО был награждён Орденом Красной Звезды .

История

30 ЦНИИ МО РФ был образован в 1961 году с базированием на Чкаловской. 16 января считается датой основания и отмечается как День института. Возглавил организацию инженер-генерал-лейтенант З. А. Иоффе.

Первое наименование - Центральный научно-исследовательский институт ВВС (ЦНИИ ВВС) .

Институт был создан на базе находившегося в Ногинске Вычислительного центра МО (ВЦ-3), который получил статус одного из подразделений ЦНИИ ВВС - Научно-исследовательского центра систем управления ВВС .

Впоследствии в структуру ЦНИИ ВВС был включен базировавшийся в Ленинграде 15 НИИ ВМФ (15 НИИ МО, ранее 15 НИИ ВМФ, НИИ-15 ВМС, НИИ авиации ВМС), который стал филиалом ЦНИИ ВВС по морской тематике.

С течением времени решаемые 30 ЦНИИ МО РФ задачи научных исследований существенно расширились. В конце 1960-х гг. институтом были начаты крупномасштабные исследования по программному планированию развития новой и модернизируемой авиационной техники, а с начала 1970-х гг. - работы по обоснованию основных направлений развития техники и вооружения на перспективу и обоснованию группировок ДА , ФА, ВТА, АА и морской авиации ВМФ . 30 ЦНИИ МО РФ обоснованы концепции создания и основные тактико-технические характеристики всех авиационных комплексов ВВС 3-го, 4-го и 5-го поколений.

По состоянию на 2006 год, в институте трудились 16 докторов и 215 кандидатов наук. За годы существования института создана крупная научная школа, широко известная в нашей стране и за рубежом: 14 сотрудников института удостоены Ленинской и Государственных премий; 9 сотрудникам присвоены Почетные звания «Заслуженный деятель науки и техники РФ» и «Заслуженный деятель науки РФ» ; 7 сотрудников стали лауреатами премии Ленинского комсомола .

По статусу, масштабу и характеру выполняемых работ, значимости полученных результатов 30 ЦНИИ МО РФ являлся общепризнанной головной научной организацией Министерства обороны в области строительства военной авиации России, оказывавшей существенное влияние на проводимую военно-техническую политику в совершенствовании авиации других силовых структур и гражданских ведомств РФ.

30 ЦНИИ выполнял свои функции в тесном взаимодействии с НТК ВВС , службой вооружения ВВС (руководители Мишук Михаил Никитович , Аюпов Абрек Идрисович), другими НИИ МО (46 ЦНИИ, 4 ЦНИИ, 16 ЦНИИ, Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова , 13-й ГНИИ ЭРАТ и др.), авиационными НИИ (ГосНИИАС , ЦАГИ , ВИАМ, ЦИАМ и др.), конструкторскими бюро (Туполева , Микояна , Антонова , Яковлева , Ильюшина и др.), организациями Академии наук.

Торжественное собрание сотрудников и ветеранов 30 ЦНИИ МО в январе 2011 г., посвященное 50-летию института, фактически подвело черту под полувековой историей организации.

Название

В информационных источниках часто встречаются альтернативные наименования 30-го ЦНИИ МО: , 30 ЦНИИ ВВС , 30-й Центральный НИИ авиационной и космической техники Министерства обороны , Центральный НИИ Министерства обороны по авиационно-космической технике , 30 ЦНИИ (АиКТ) МО , 30 Центральный НИИ Минобороны , .

Наиболее часто употребляется сокращение 30 ЦНИИ или неформальное - «тридцатка».

С 2011 года 30 ЦНИИ МО РФ носит официальное название: «Научно-исследовательский центр авиационной техники и вооружения федеральнго бюджетного учреждения 4 Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России», сокращенно «НИЦ АТВ ФБУ 4 ЦНИИ МО РФ».

В 2012 году запланирована передача «НИЦ АТВ ФБУ 4 ЦНИИ МО РФ» в Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС)

Направления деятельности

Сфера научной деятельности института охватывала военно-теоретические, оперативно-стратегические, военно-технические и военно-экономические исследования по актуальным проблемам строительства и применения ВВС и развития авиационной техники и вооружения.

Опубликованная информация свидетельствует о том, что ни один проект, касающийся летательных аппаратов и их систем, в авиационной, радиоэлектронной промышленности или других оборонных секторах не был запущен без тактико-техническоого задания (ТТЗ), разработанного 30-м ЦНИИ, а также ни одна система не была принята на вооружение ВВС без положительной оценки 30 ЦНИИ.

30 ЦНИИ гордится не только вооружением и военной техникой, которая стала реальностью с его участием, но и записывает в свой актив ситуации, когда институт занимал принципиальную позицию, предотвращая появление объектов, которые были признаны бесперспективными. Например, институт отстоял свою позицию в вопросе нецелесообразности разработки аналога американскому истребителю пониженной заметности F-117А , сэкономив огромные деньги. США теперь снимают его с вооружения и не планируют ему никакой замены. Системный подход к обоснованию заказа и разработке вооружения и военной техники и использование математического моделирования были краеугольными камнями исследовательской методологии 30-го ЦНИИ.

Начальники института

Известные сотрудники

Личный состав института формировался в основном за счет выпускников Киевского высшего военного авиационного инженерного училища , Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина .

Кроме того, штат гражданских ученых пополнялся уходящими в отставку офицерами из расположенных рядом (Монино , Звездный городок , Чкаловская) организаций (преподавателями ВВА и специалистами ГКНИИ ВВС и ЦПК).

В институте работали многие известные ученые и специалисты (в список включены фамилии только тех сотрудников, связь которых с 30 ЦНИИ подтверждается в ранее опубликованных открытых источниках): Артамонов В. Д. , Баклицкий В. К., Бурлаков П. Г., Благодарный Г. М., Гладилин А. С., Глазков А. И., Гончаров И. Н., Горчица Г. И., Григоров С. И. , Губарев А. А. , Денисенко А. К., Кибкало В. И., Кнауэр Г. Э., Куляпин В., Львов А. Н., Матвеев В. А., Мельников Ю. П., Минаков В. И., Панков Р. А., Платунов В. С., Трушенков В. В., Романенко И. Г. , Рукосуев О. Б., Семенов В. М., Скопец Г. М., Трушенков В. В., Тупиков В. А., Хрунов Е. В. , Цымбал В. И., Чинаев П. И., Юрьев А. Н.

Монографии ученых ниститута

  • Баклицкий В. К., Бочкарев А. М., Мусьяков М. П. Методы фильтрации сигналов в корреляционно-экстремальных системах навигации. под ред. В. К. Баклицкого. - М. : Радио и связь, 1986. - 216 с.
  • Панов В. В., Горчица Г. И., Балыко Ю. П., Ермолин О. В., Нестеров В. А. Формирование рационального облика перспективных авиационных ракетных систем и комплексов. - М.: Машиностроение, 2010. - 608 с. - ISBN 978-5-217-03478-9 .
  • Антонов Д. А., Бабич Р. М., Балыко Ю. П. и др. Авиация ВВС России и научно-технический прогресс: Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра. (под ред. Федосова Е. А.) - М.: Дрофа, 2005. - 736 с. - ISBN 5-710-77070-1 , ISBN 978-5-710-77070-2 .
  • Платунов В. С. Методология системных военно-научных исследований авиационных комплексов: 30 ЦНИИ МО РФ. - М.: Дельта, 2005. - 343 с. - ISBN 5-902-37042-6 .
  • Соловьев Ю. А. Спутниковая навигация и её приложения. - М.: Эко-Трендз, 2003. -. 326 с. - ISBN 5-884-05050-X .
  • Барковский В. И., Скопец Г. М., Степанов В. Д. Методология формирования технического облика экспортно ориентированных авиационных комплексов. - M: ФИЗМАТЛИТ, 2008. - 244 с. ISBN 978-5-9221-0933-8 .

Международная деятельность

В начале 90-х годов сотрудники института в составе делегаций ВВС участвовали в организации ряда международных выставок. Активное участие в организации этих мероприятий принимали Горчица Г. И., Базлев А. М., Бочкарев А. М.

Авиационная выставка в Германии (ILA Berlin Air Show), 1991 г.

Российско-американский семинар по анализу действий ВВС США в Войне в Персидском заливе (1990-1991). Москва, 12 октября 1992 г. С американской стороны в семинаре принимали участие сотрудники фирмы Рэнд корпорейшн . Возглавлял делегацию посол Роберт Блэкуэлл . Российскую сторону представляли сотрудники 30 ЦНИИ МО и Военно-инженерной академии им. проф. Жуковского. Основной доклад на тему «Завоевание превосходства в воздухе в операции Буря в пустяне» сделал Бенжамин Лэмбет .

Aвстралийское международное авиашоу (Australian International Airshow), октябрь 1992. Авалон, шт. Виктория, Австралия. Российская делегация представила Ан-124 , вертолеты Ми-17 и Ка-32 .

Международный авиационный симпозиум в Великобритании (International Conference Air Power), 11-12 февраля 1993 г. Лондон, Великобритания. Начальник 30 ЦНИИ В. Е. Александров сделал доклад на тему «Перспективы разработки истребителя завоевания господства в воздухе»

Международное авиашоу в Канаде Абботсфорд-93 (Abbotsford International Airshow), , август 1993 г. Россия была представлена группой «Русские витязи » на самолетах Су-27 и самолетом Ил 76.

В силу закрытости тематики института информации об участии 30-го ЦНИИ в конкретных разработках очень мало. Ниже приведены примеры участия 30 ЦНИИ в разнообразных проектах, получивших отражение в ранее опубликованных открытых источниках.

Участие в подготовке первых пилотируемых космических полетов

Помощник Главнокомандующего ВВС по космосу (с 1960 по 1971 год) генерал-полковник авиации Н. П. Каманин в своих дневниках зафиксировал многие важнейшие события подготовки первых пилотируемых космических полетов. 30-й ЦНИИ неоднократно упоминается в этих дневниках. Примечание: институт упоминается либо по названию (ЦНИИ-30), либо по фамилии начальника (Иоффе, Молотков).

Около четырёх часов обсуждали наши замечания по «Союзу». Присутствовали генералы Мишук, Иоффе, Бабийчук, Горегляд, Холодков, полковники Яздовский, Карпов, Терентьев, Момзяков и другие - всего более 20 человек.

Данные о положении кораблей мы будем получать от мощных пеленгаторов, передавать их в ЦНИИ-30 и через 15 минут будем знать координаты кораблей.

Вчера генерал Иоффе (начальник ЦНИИ-30 - Ред.) доложил мне, что у него на днях будет готов тренажер по стыковке. На следующей неделе нужно будет съездить в Ногинск, посмотреть этот тренажер и одновременно попытаться ускорить усовершенствование других тренажеров.

Заходил генерал-лейтенант Иоффе и доложил, что к 25 декабря у него в институте будет полностью закончен тренажер по стыковке. Судя по его докладу и докладам группы инженеров из Центра (бригада Ванькова), тренажер будет хорошим. На нём можно будет не только тренировать экипажи, но и проводить некоторые исследования в интересах ОКБ-1 для отработки проекта «Союз».

Весь вчерашний день провел с группой космонавтов и инженеров в ЦНИИ-30 в Ногинске, где ознакомились с тренажером по стыковке космических кораблей на орбите. Тренажер почти полностью готов, и мы посмотрели его в работе… Кроме тренажера по стыковке генерал Иоффе показал нам несколько новых авиационных тренажеров и электронно-вычислительных машин, в том числе и бортовую ЭВМ для космического корабля. Она весит всего 40 килограммов, но может вести полный контроль за работой оборудования корабля и решать задачи космической навигации. Я убежден, что ЦНИИ-30, ЦПК и ГКНИИ ВВС могут сделать любой космический тренажер лучше какой-либо другой организации, и, что особенно важно, могут сделать его быстро.

Провел совещание по составлению перспективного плана пилотируемых космических полетов на ближайшие 3-5 лет. Присутствовали генералы: Иоффе, Волынкин, Арбузов, Кузнецов, Холодков, Газенко, Бабийчук и другие.

В субботу в ЦНИИ-30 собирали представителей всех министерств и ведомств, участвующих в разработке средств поиска. Иоффе, Матвеев и другие товарищи достаточно энергично взялись за разработку научно обоснованной системы обнаружения и поиска космических кораблей, жаль только, что эта работа начинается на три года позже того срока, на котором в свое время настаивали ВВС.

Вчера провели второе заседание Госкомиссии по Л-1. … На заседании были заслушаны доклады о мероприятиях, необходимых для обеспечения полетов лунных кораблей…. 2. Доклад полковника Сибирякова и капитана 1-го ранга Дмитриева о службе поиска. ЦНИИ-30 (Иоффе) совместно с десятком военных и гражданских организаций провел большую исследовательскую работу по обоснованию необходимых для службы поиска морских, авиационных, радиосвязных и других средств.

Молотков [в то время первый заместитель начальника ГКНИИ ВВС] толковый генерал, он ещё сравнительно молод (ему чуть больше 40), и его кандидатура [на должность начальника ЦПК ], пожалуй, одна из наиболее подходящих.

Провел совещание начальников институтов ВВС (Иоффе, Волынкин, Пушко, Кузнецов) по обоснованию требований к членам экипажей лунных кораблей (ЛОК, ЛК), предназначенных для экспедиции на Луну. Иоффе, Волынкин и Пушко высказали много полезных предложений.

Два дня назад на экспертной комиссии по кораблю Л-1 я сделал доклад о выводах по изучению его спускаемого аппарата, посадочной системе и САС. Смирнов доложил о средствах жизнеобеспечения, Иоффе - о возможностях поиска и обнаружения корабля после посадки, а Гагарин сообщил о ходе подготовки экипажей для Л-1 и разработки тренажеров. В целом корабль ещё «сырой» и имеет массу недостатков.

В последние дни мне несколько раз звонили Г. А. Тюлин и Главный конструктор лунников Георгий Николаевич Бабакин - оба просили подключить ЦНИИ-30 (Иоффе) к новой работе Бабакина, связанной с возвращением с Луны на Землю автоматического устройства весом 40-50 килограммов.

Говорил по телефону с Мишиным и Тюлиным о необходимости пересмотра некоторых исходных данных по кораблю Л-3 - полигона посадки, максимально допустимого времени обнаружения, а также наличия на корабле средств самообозначения. Такие исходные данные были выданы нам (ВВС) в 1966 году, и на основании их ЦНИИ-30 выполнил научно-исследовательскую работу «Эллипс», согласно рекомендациям которой ВВС и ВМФ должны создать службу поиска космических кораблей на суше и в Индийском океане общей стоимостью около 800 миллионов рублей.

Однако длинная цепочка наших неудач в пилотируемых полетах в последние три-четыре года мешала и все ещё мешает остро ставить вопрос о перестройке сложившейся структуры космических подразделений и частей ВВС. Мы по-прежнему действуем «растопыренными пальцами», очень много безответственности и мало единства целей, а часто нет и хорошо продуманной перспективы. В ближайшее время необходимо:

1. Ввести должность заместителя Главкома по космосу. 2. Объединить космические звенья центрального аппарата (служба поиска, часть генерала Фролова, служба Солнца, аппарат помощника Главкома, космическая медицина и др.), подчинив их заместителю Главкома по космосу.

3. В ЦНИИ-30, ГНИКИ и Институте авиационно-космической медицины создать космические управления.

Спираль (авиационно-космическая система)

С 1964-го по 1979-й в СССР разрабатывался проект воздушно-космической системы (ВКС) «Спираль», впервые использующей горизонтальный старт орбитального самолета (ОС) с самолета-разгонщика.

Примерно в 1964-м группа ученых и специалистов ЦНИИ-30 ВВС разработала концепцию создания принципиально новой ВКС, которая наиболее рационально интегрировала в себе идеи самолета, ракетоплана и космического объекта и удовлетворяла бы вышеуказанным требованиям. В середине 1965-го министр авиационной промышленности П. В. Дементьев поручил ОКБ А. И. Микояна разработку проекта этой системы, получившей название «Спираль». Главным конструктором системы назначили Г. Е. Лозино- Лозинского. От ВВС руководство работами осуществлял С. Г. Фролов, военно- техническое сопровождение поручили начальнику ЦНИИ-30 - З. А. Иоффе, а также его заместителю по науке В. И. Семенову и начальникам управлений - В. А. Матвееву и О. Б. Рукосуеву - основным идеологам концепции ВКС.

Буран (космический корабль)

Истребители 3-го поколения

К середине 60-х годов специалистами ЦНИИ- 30, ведавшего общими вопросами авиатехники ВВС, были сформированы новые требования к многоцелевому фронтовому самолету ([Су-17])

Истребители 4-го поколения

Руководство МО поручило ЦНИИ-30 АКТ ВВС, центральной организации, выполнявшей функции заказчика авиатехники, сформулировать требования к самолету, который должен был заменить истребители МиГ-21, МиГ-23, Су-9, Су-11 и Су-15 в ВВС и ПВО. Тема получила шифр ПФИ - «перспективный фронтовой истребитель».

Требования к такой машине - перспективному фронтовому истребителю (ПФИ) - впервые были сформированы в 30-м ЦНИИ авиационно-космической техники Минобороны.

В 1971 г. институтами промышленности и заказчика - НИИ автоматических систем Минавиапрома (НИИАС МАП, ныне Государственный НИИ авиационных систем - ГосНИИАС) и Центральным НИИ-30 Министерства обороны (ЦНИИ-30 МО) - были начаты исследования по формированию концепции построения парка истребительной авиации (ИА) в составе ВВС страны на 80-е гг.

В 1973 г. в целом были завершены исследования по обоснованию состава перспективного парка ИА. теперь уже применительно к конкретным самолетам Су-27 и МиГ-29. и выпущены уточненные ТТТ ВВС к ПФИ и ЛФИ.

Эскизный проект Су-27К рассматривался в сентябре-октябре 1984 г. комиссией заказчика… Разработанные в филиале ЦНИИ-30 требования к Су-27К предусматривали его использование не только для обеспечения ПВО, но и для борьбы с надводными кораблями противника.

- [Авиация и время. - 2004. - N3 ]

Обновление систем вооружения позволит тяжелому истребителю МиГ-31 поражать гиперзвуковые летательные аппараты. Об этом заявил сегодня журналистам начальник ФГУ «30 ЦНИИ Военно-воздушных сил» полковник Юрий Балыко.

Радиоэлектронная борьба

В составе ЦНИИ ВВС (во главе с его начальником доктором военных наук генерал-лейтенантом авиации Молотковым А. П.) такую работу в 60-80 годы вели отделы под руководством полковников Попова М. П., Мельникова Ю. П., Горчицы Г. И. и Львова А. Н. в составе Управления во главе с полковником Бурлаковым П. Г.

Авиационное вооружение

Управляемая ракета класса «воздух-земля» Х-25.

После успешной реализации лазерной системы в составе самолетов Су-17М-2, Су-17М-3, МиГ-27 и ракет Х-25 работа «Решение научной и практикой проблемы использования лазерного излучения для точного наведения авиационных средств поражения» в 1976 г. была удостоена Ленинской премии. Группе авторов в составе Е. А. Федосова (ГосНИИАС), В. Г. Коренькова (ОКБ КМЗ), Д. М. Хорола, А. А. Казамарова (ЦКБ «Геофизика»), Р. А. Панкова (30 ЦНИИ МО) было присвоено звание лауреатов Ленинской премии.

Примечания

  1. Сайт Министерства обороны России. «30 ЦНИИ МО РФ 45 лет.» Сообщение Пресс-службы ВВС от 18.01.2006 из первоисточника 1 февраля 2007
  2. Приказ Минобороны РФ от 24 мая 2010 г. N 551 «О реорганизации федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации» (http://bazazakonov.ru/doc/index.php?ID=2206728 ; http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=488230)
  3. Справочник-календарь 2011. Агентство АРМС-ТАСС из первоисточника 16 января 2012
  4. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов. ФГУ «30 ЦНИИ Минобороны России». из первоисточника 16 января 2012
  5. Скопец Г. М. Системному подходу к заказу и разработке ВВТ дана отмашка // Авиапанорама. −2010. - № 2. из первоисточника 16 января 2012
  6. Иоффе Зелик Аронович. Электронная версия Российской Еврейской Энциклопедии.
  7. Еремеев Л. Г., Кнауэр Г. Э. Во главе первого вычислительного центра ВВС. К 100-летию З. А. Иоффе // Военно-исторический журнал. - 2003. -№ 10. - С. 53.

Символика ФГБУ "Главный научный метрологический центр МО РФ" утверждена Приказом Заместителя Министра обороны РФ ген.армии Д. Булгакова № 423 от 20 мая 2014 года .

ОПИСАНИЕ И СЕМАНТИКА знаков различия по принадлежности к федеральному государственному бюджетному учреждению "Главный научный метрологический центр" Министерства обороны Российской Федерации
1. Эмблема представляет собой:
малая эмблема – серебряное изображение циркуля с линейкой на диагонально перекрещенных мече острием вниз и свитке;
средняя эмблема – изображение малой эмблемы в красном геральдическом щите (щит в виде свитка с тремя завитками (одним вверху и двумя внизу);
большая эмблема (герб) – изображение средней эмблемы, обрамленной серебряным дубовым венком овальной формы. В верхней части венка – эмблема Министерства обороны Российской Федерации (серебряный, увенчанный короной двуглавый орел с распростертыми крыльями. В правой лапе орла – меч, в левой – дубовый венок. На груди орла – красный, треугольный, вытянутый книзу щит со штоком, восходящим к короне. В поле щита – всадник, поражающий копьем дракона?).
2. Нарукавный знак – тканевая нашивка в форме щита цвета верха формы одежды (щит в виде свитка с тремя завитками (одним вверху и двумя внизу) с кантом красного цвета. В центре нарукавного знака – изображение малой эмблемы.
Высота нарукавного знака – 85 мм, ширина в самом широком месте знака – 70 мм.
3. Нагрудный знак – из металла серебристого цвета с эмалью в виде:
большой эмблемы (герба), имеющей стилизованный венок;
средней эмблемы.
На оборотной стороне нагрудного знака в виде большой эмблемы (герба) имеется приспособление для крепления к форме одежды.
Размеры нагрудного знака в виде большой эмблемы (герба):
высота венка – 45 мм, ширина – 35 мм; высота геральдического щита –
28 мм, ширина – 25 мм; высота эмблемы Вооруженных Сил Российской Федерации – 15 мм, ширина – 23 мм.
Нагрудный знак в виде средней эмблемы носится на кожаной подкладке. На оборотной стороне нагрудного знака имеется приспособление для крепления к кожаной подкладке. Подкладка черного цвета заострена в нижней части, в верхней части имеет петлю для крепления к пуговице нагрудного кармана.
Высота подкладки – 75 мм, ширина – 35 мм. Высота геральдического щита – 28 мм, ширина – 25 мм.
4. Геральдические элементы знаков различия символизируют (семантика):
циркуль с линейкой (символ измерений и точности), меч (символ готовности к защите Отечества) и свиток (символ исследовательского труда) – особенности функционального предназначения и специфику выполняемых задач;
форма геральдического щита – ранг воинского формирования;
красный цвет геральдического щита и канта нарукавного знака – традиционное приборное сукно формы одежды военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации;
эмблема Министерства обороны Российской Федерации – принадлежность к Министерству обороны Российской Федерации;
венок (символ мужества, силы, стойкости и доблести) – верность воинскому и служебному долгу.

30 центральный научно-исследовательский институт Минобороны (ЦНИИ-30 МО) и его научный правопреемник – научно-исследовательский центр авиационной техники и вооружения (НИЦ АТ и В) ЦНИИ ВВС, в котором сейчас работает большая группа ученых-авиаторов Подмосковного регионального научного отделения Академии военных наук, в январе 2016 года отмечает свой 55-летний юбилей.

История ЦНИИ-30 МО началась с момента создания в 1954 году Вычислительного центра № 3 МО СССР и НИИ-15 ВВС. ЦНИИ-30 МО формировался в г. Щелково-10 и начал полномасштабно функционировать с начала 1961 года. День 16 января объявлен ежегодным праздником личного состава ЦНИИ ВВС и его НИЦ АТ и В.

Основным предназначением 30 ЦНИИ – головной научной организации Министерства обороны по научным исследованиям в области авиационной техники и воздушно-космических самолетов, их силовых установок и оборудования – являлось обоснование перспектив их развития и разработка проектов программ строительства системы вооружения ВВС, тактико-технических требований к новым авиационным и авиационно-космическим комплексам, их вооружению, оценка боевой эффективности и разработка методов боевого применения опытной и перспективной авиационной и авиационно-космической техники.

Более чем за полвека 30 ЦНИИ МО накоплен уникальный опыт научных исследований сложных авиационно-космических систем и комплексов. Его обобщение и распространение позволяет осмысливать прошлые научные результаты, объективно оценивать современный научный вклад ученых Института в решение проблем развития парка государственной и экспериментальной авиации Российской Федерации, разрабатывать Программы инновационного вклада ученых центра в реализацию требований Государственных Программ Вооружения.

По масштабу и характеру выполняемых исследований 30 ЦНИИ МО на рубеже 1990–2000-х годов вышел за рамки одного вида Вооруженных сил (ВВС) и превратился в головное научное учреждение Министерства обороны, определяющее техническую политику развития всей военной авиации и в значительной мере влияющее на техническую политику развития авиации в других силовых структурах и гражданских ведомствах.

С конца 1990-х годов 30 ЦНИИ МО активно участвует в военно-научном обеспечении работы Правительства и Совета Безопасности, Государственной Думы, других органов государственного управления по вопросам обороны и военной безопасности, непосредственно участвуя в разработке проектов важнейших законопроектов и решений.

За годы существования Института создано несколько крупных научных школ. Подготовлено 43 доктора наук и около 800 кандидатов наук. В настоящее время в НИЦ АТ и В работают 14 докторов и более 200 кандидатов наук. Действуют докторантура и адъюнктура, а также специальный диссертационный совет с правом присуждения ученых степеней доктора и кандидата технических наук по двум научным специальностям.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1981 г.
№ 3826-Х за заслуги в создании средств специальной техники 30 ЦНИИ МО награжден орденом Красной Звезды.

19 октября 1981 г. 30 ЦНИИ МО вручены Красное Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1981 года.

В настоящее время по статусу, масштабу и характеру выполняемых работ, значимости полученных результатов и благодаря заслуженному авторитету научных школ своих научно-исследовательских управлений НИЦ АТ и В является общепризнанной научной организацией Минобороны в области строительства военной авиации России, оказывает существенное влияние на проводимую военно-техническую политику в ее развитии и совершенствовании.

Выполняемые центром исследования являются основой для разработки новых и модернизации существующих образцов авиационных и авиационно-космических комплексов, двигателей, бортового оборудования, авиационного вооружения, систем, комплексов и средств автоматизации управления, связи и РТО, средств тылового и технического обеспечения авиации ВКС. Существенно усилилась работа в области всесторонних военно-экономических исследований, использования новых информационных технологий для совершенствования применения авиации, создания системы комплексного разведывательно-информационного обеспечения боевых действий авиации, разработки новых технологий подготовки предложений в программные документы по развитию технической оснащенности авиации Воздушно-космических сил.

С воссозданием в 2014 году ЦНИИ ВВС научно-исследовательский центр АТ и В реализует новую стратегию научно-технического развития военной авиационной науки. В нем проводятся системные исследования актуальных проблем теории и практики строительства военной и государственной авиации, обоснования тактико-технических требований к образцам авиационной техники и вооружения авиации Воздушно-космических сил России.

В решении этих и ряда других научно-практических задач принимают активное участие ученые-авиаторы Подмосковного регионального научного отделения Академии военных наук.

Руководитель Подмосковного регионального научного отделения

Действительный член АВН, доктор военных наук, профессор,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

Почетный профессор ВВА им. Ю. А. Гагарина