Сокращение штатов или численности работников чем отличается. Чем отличается сокращение численности от сокращения штата? этап: Принятие решения о сокращении сотрудников

Такие процедуры в компании, как сокращение численности или штата сотрудников, является довольно болезненными, причем не только для работников, но и для работодателей. Для работника это означает необходимость искать новую работу, а работодателю возможно придется доказывать, что увольнение происходило с соблюдением требований законодательства. В статье рассмотрим, чем отличается сокращение штата и сокращение численности, а также порядок, который должен соблюдать работодатель.

Что такое сокращение

Увольнение путем сокращения – это такой способ прекращения отношений между работодателем и работником, который, как правило сопровождается конфликтами сторон. В подобных ситуациях уволенные работники довольно часто обращаются в суд с целью восстановления на работе. А если работодатель допустит при увольнение какие либо ошибки, то скорее всего иск работника будет удовлетворен.

1 этап: Принятие решения о сокращении сотрудников

При принятии решения о сокращении, работодателю следует определиться с тем, какой именно вид сокращения будет проводиться: штата или численности. Причем возможна и такая ситуация, при которой одновременно проводится и сокращение численности и сокращение штата работников.

Основное отличие будет заключаться в следующем: в случае сокращение штата происходит исключение из штатного расписания определенных позиций, а при проведении сокращения численности по определенной должности сокращается число штатных единиц.

Решение руководителя оформляется в виде приказа, в котором указывается дата введения нового штатного расписания в действие (или внесение в него изменений).

Важно! Определяя дату в приказе, работодатель должен учитывать срок уведомления работников о будущем сокращении. Напомним, что о сокращении работодатель должен уведомить работников за два месяца. А значит и новое штатное расписание в действие может быть введено не раньше, чем через 2 месяца после издания приказа.

Этап 2: Определение списка «неувольняемых» сотрудников

Определившись с необходимостью сокращения, работодатель принимает решение о сотрудниках, которых необходимо уволить. На данном этапе следует помнить, что отдельных сотрудников уволить нельзя, а некоторые имеют право на преимущественное оставление на работе.

Запрещается сокращать следующие категории работников:

  • беременных;
  • женщин с детьми в возрасте до 3 лет;
  • одиноких матерей и иных лиц, воспитывающих ребенка без матери или воспитывающих ребенка-инвалида до 18 лет;
  • одиноких родителей, воспитывающих ребенка до 14 лет;
  • родителей (законных представителей), являющихся единственными кормильцами ребенка-инвалида до 18 лет;
  • родителей (законных представителей), являющихся единственными кормильцами ребенка до 3 лет в семье с 3 и более малолетними детьми, если второй родитель не трудоустроен.

Важно! Принимая решение по «неувольняемым» работникам, следует учитывать возраст их детей на дату увольнения.

Этап 3: Определение сотрудников, имеющих преимущественное право на оставление на работе

Согласно 179 ТК РФ, в случае сокращения преимущественное право на оставление имеют кадры, имеющие более высокую квалификацию и производительность труда. Воспользоваться данным правом работники могут только в случае сокращения численности. При сокращении штата применение данного правила невозможно, так как сравнивать работников можно только в случае выполнения ими одинаковых функций. Если несколько работников имеют одинаковую производительность и квалификацию, то преимущество отдается следующим категориям сотрудников:

  • семейным, если в семье 2 и более иждивенца;
  • остальные члены семьи которых являются безработными;
  • получившим в результате работы в данной организации увечье или профзаболевание;
  • инвалидам ВОВ, инвалидам болевых действий;
  • повышающим квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Этап 4: Уведомление работников о сокращении

О будущем сокращении работника следует предупредить как минимум за 2 месяца. Каждого сотрудника уведомляют персонально в письменном виде. Специальная форма уведомления законодательством не предусмотрена, поэтому работодатель может разработать ее самостоятельно. В данном сообщении должны быть указаны причины и дата сокращения.

Получив такое уведомление, работник должен ознакомиться с ним и поставить свою подпись. Данная подпись будет являться подтверждением того, что работодатель выполнил требование законодательства об уведомлении работника о сокращении в положенный срок и должным образом. Направить работнику уведомление можно и раньше предусмотренного срока, например, не за 2, а за 3 месяца.

  • для сотрудников, которые трудятся по срочному договору, срок которого меньше 2 месяцев – уведомление направляется за 3 календарных дня;
  • для работников, занятых на сезонных работах – уведомление направляется за 7 календарных дней.

Этап 5: Предложение работнику иной вакантной должности

Обязанностью работодателя является предложение сокращаемому сотруднику иных вакантных должностей, включая и нижестоящие и нижеоплачиваемые должности. Каким именно образом работодатель обязан сделать такое предложение законодательство не определяет. Однако, для работодателя важным будет наличие подтверждения такого предложения, поэтому оформить его нужно в письменном виде и в двух экземплярах. Один из них останется у работника, а второй с подписью работника – будет хранится у работодателя.

Важно! Для того, чтобы не писать сразу несколько писем работнику, уведомление о сокращение и предложение вакантной должности, как правило, объединяют в один документ.

Если новые вакантные должности появятся после того, как работнику будет направлено уведомление, работодатель может направить предложение позже.

Этап 6: Уведомление центра занятости населения

Приняв решение о сокращении, работодатель обязан направить уведомление в службу занятости. Сделать это следует как минимум за 2 месяца до даты увольнения. При массовом увольнении – за 3 месяца. Такое уведомление направляется независимо от того, сколько человек планируется сократить в компании.

Этап 7: Уведомление профсоюзной организации

Если в компании есть профсоюз, то о сокращении нужно будет уведомить и его. Сделать это следует также в 2-месячный срок до начала сокращения. А в случае массовых сокращений – не менее, чем за 3 месяца. Уведомить профсоюзную организацию следует в письменном виде.

Этап 8: Оформление увольнения

Если работник согласился на другую должность, то оформляется перевод. В противном случае работника увольняют на основании приказа руководителя. После этого с работником следует произвести расчет. Ему выплачивается зарплата, компенсация за неотгулянный отпуск и выходное пособие. После этого в трудовую книжку вносится запись и она выдается на руки сотруднику.

Сокращение штата или численности в чем разница

Таким образом, основное отличие сокращения штата от численности будет заключаться в следующем:

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Что делать, если требуется сократить определенную должность в штатном расписании, но на данной позиции трудится сотрудник, уволить которого нельзя?

Ответ: Данную должность сократить не получится. В этом случае работнику можно предложить перевестись на иную должность. Но в случае отказа с его стороны, принуждать его нельзя. Работник вправе будет остаться на своей должности, а работодателю останется только дожидаться того момента, когда у работника пропадет статус «неувольняемого».

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.


1. Принятие решения о сокращении численности или штата работников. Утверждение нового штатного расписания.

Работодатель принимает решение о сокращении численности и/или штата работников и оформляет его.

Не менее чем за два месяца до предполагаемого начала увольнений "по сокращению", а в случае, если предполагаемое увольнение будет массовым, то не менее чем за три месяца, работодатель издает приказ (распоряжение) о сокращении численности или штата на предприятии. В приказе (распоряжении) указывается причина проводимого сокращения, устанавливаются лица, ответственные за мероприятия, проводимые в связи с сокращением численности и штата работников, сроки проведения этих мероприятий.

Следуя пошаговой процедуре сокращения численности и штата помните, что увольнение работника может быть произведено только после исключения его должности из штатного расписания, а ни в коем случае не в связи с планированием такого исключения в будущем. Поэтому сначала должно быть утверждено новое штатное расписание (или внесены изменения в действующее штатное расписание), а только после этого могут сокращаться численность и штат работников. Новое штатное расписание (а также изменения в него) утверждается приказом (распоряжением). В приказе устанавливается дата введения в действие нового штатного расписания.


2. Приказ (распоряжение) о сокращении численности/штата, приказ (распоряжение) об утверждении штатного расписания регистрируются в установленном у работодателя порядке, например, в соответствующем журнале регистрации приказов (распоряжений). Приказ доводится до сведения работников.


3. Письменное уведомление органов службы занятости о предстоящем высвобождении работников.

Согласно ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель – индивидуальный предприниматель – не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости.

В таком сообщении нужно указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Срок сообщения в органы службы занятости будет еще больше в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников. В этих случаях уведомлять органы службы занятости о массовом сокращении нужно не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Отправляемое в органы службы занятости сообщение регистрируется в установленном у работодателя порядке, например, в журнале регистрации исходящих документов.


4. Определяем, какие конкретно работники не могут быть уволены по закону, а какие имеют право на преимущественное оставление на работе.

Есть работники, которых уволить нельзя по закону, и работники, имеющие преимущественное право на оставление на работе. Согласно ст. 261 ТК РФ не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Согласно ч. 4 ст. 261 ТК РФ «расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5–8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса)».

Согласно статье 373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Данное мнение оформляется обычно в виде протокола заседания выборного органа первичной профсоюзной организации.

Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

Если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую Государственную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя не лишает права обжаловать в суд предписание Государственной инспекции труда.

Обратите внимание: статья устанавливает также сроки увольнения: работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (о сложностях соблюдения этого срока мы расскажем ниже). В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. Поэтому прежде чем вовлекать профсоюзный орган в процедуры, внимательно ознакомьтесь с положениями коллективного договора.

Статья 374 ТК РФ определяет дополнительные особенности увольнения работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденных от основной работы.


При отказе работника получить предложение, ознакомиться с ним, поставить свою подпись рекомендуется составить соответствующий акт, который заверяется подписями составителя и работников, присутствовавших при отказе, и направить предложение по домашнему адресу работника письмом с уведомлением и описью вложения. Акт регистрируется в установленном у работодателя порядке в соответствующем журнале регистрации.

При отказе работника получить уведомление, ознакомиться с ним, поставить свою подпись рекомендуется составить соответствующий акт, который заверяется подписями составителя и работников, присутствовавших при отказе, и направить уведомление по домашнему адресу работника письмом с уведомлением и описью вложения. Акт регистрируется в установленном у работодателя порядке в соответствующем журнале регистрации.

При отказе работника ознакомиться с приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора целесообразно также составить акт об отказе работника ознакомиться с приказом (распоряжением), который подписывается составителем и работниками, присутствовавшими при отказе (закон в данном случае не требует составления акта, но при возникновении судебного спора акт может пригодиться в качестве дополнительного доказательства правоты работодателя). Акт регистрируется в установленном у работодателя порядке в соответствующем журнале регистрации.

В случае отказа работника получить трудовую книжку целесообразно составить соответствующий акт. Акт подписывается составителем и работниками, присутствовавшими при отказе. Закон не требует составления такого акта, но он может пригодиться как доказательство невиновности работодателя, если по увольнению возникнет спор и дело попадет в суд. Акт регистрируется в установленном у работодателя порядке в соответствующем журнале регистрации.

  • Книга "Практика увольнений" >>
  • База 140 пошаговых процедур в справочной онлайн базе ИКС (база для подписчиков журнала "Кадровик-практик") >>
  • Обсуждение различных пошаговых процедур кадровых операций на форуме по кадрам >>
  • Скачать другие материалы по кадрам из базы журнала "Кадровик-практик" и "Пакета Кадровика": образцы и бланки документов, книги, консультации, законодательство, письма Роструда и др. >>

Перепечатка данного материала на другие сайты и в иные СМИ без письменного разрешения нашей редакции не разрешается.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2012, N 2

НЕТОЧНОСТИ НОРМ ОБ УВОЛЬНЕНИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ (ШТАТА) РАБОТНИКОВ

Увольнение по сокращению численности (штата) работников всегда являлось одним из самых проблемных, поскольку процедура расторжения трудового договора по данному основанию является довольно сложной, что нередко предоставляет работодателю возможность ее несоблюдения. В данной статье выявлен ряд неточностей законодательных формулировок норм, регулирующих увольнение по сокращению, и с целью исключения нарушения прав работников предложены возможные пути их устранения.

Отличие сокращения численности от сокращения штатов

Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников относится к общим основаниям и производится без вины работника, поскольку прекращение трудовых отношений по данному основанию осуществляется в связи с производственной необходимостью и обусловливается главным образом экономическими или технологическими причинами. Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников производится по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ в 2006 г. данная формулировка основания увольнения содержала понятие "организация", то есть предполагалось, что проведение сокращения возможно только у работодателя - юридического лица. При этом ст. 81 ТК РФ предусматривает основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, а согласно ч. 4 ст. 20 ТК РФ работодателем выступает физическое либо юридическое лицо (организация). Следовательно, подразумевается, что основания, указанные в ст. 81 ТК РФ, в полном объеме могут применяться и работодателем - физическим лицом. Таким образом, законодатель исправил допущенную неточность, и теперь данное основание увольнения распространяется на организации и работодателей - индивидуальных предпринимателей.

В трудовом праве используются такие понятия, как "сокращение численности", "сокращение штата", "высвобождение работников", однако не существует легальных определений данных понятий, что порождает определенные проблемы в правоприменительной деятельности. Отметим, что данный вопрос является важным, так как неправильное толкование терминов нередко приводит к ошибкам в оформлении самого увольнения, а, следовательно, к постановке вопроса о законности такого увольнения. Не напрасно законодатель использует в п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ разделительный союз "или": "сокращение численности или штата работников".

В толковом словаре под численностью понимаются численный состав, количество чего-либо; штат - положение о числе сотрудников и должностей учреждения, их функциях и окладах . Численность работников определяется по общему правилу исходя из технологических процессов и потребностей технического обслуживания деятельности работодателя, а штат работников - это совокупность должностей различного уровня. При сокращении численности уменьшается общее количество работников, осуществляющих трудовую деятельность у работодателя, а сокращение штата предполагает исключение штатной единицы из штатного расписания.

Необходимо обратить внимание, что в любом случае при проведении мероприятий по сокращению уменьшается количество работников. Например, при исключении из штатного расписания должности юриста производится сокращение штатной единицы, то есть производится увольнение работника, занимающего эту должность, следовательно, количество работников уменьшается; аналогично при сокращении численности. При этом сокращение численности может быть и без сокращения той или иной должности, а сокращение штата всегда приводит к уменьшению количества работников. Значит, в любом случае при сокращении численности (штата) фактически имеет место сокращение численности работников. Следовательно, можно предложить новую формулировку увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: "Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности работников".

Что такое "высвобождение"?

Понятие "высвобождение работников", как правило, используется в случае массового увольнения. Некоторые авторы называют использование такого термина "терминологической неточностью", поскольку зачастую данное понятие используется и при увольнении одного или нескольких работников . В последнее время термин "высвобождение" употребляется все реже, тем более что в формулировке основания увольнения он не используется, то есть нельзя уволить работника в связи с его высвобождением.

В ТК РФ понятие "высвобождение" встречается только в ст. 41, которая в числе прочих пунктов коллективного договора определяет "занятость, переобучение, условия высвобождения работников". В данном случае законодатель подменяет термины, что недопустимо, поскольку в рамках одного кодифицированного акта должна использоваться единая терминология. В связи с этим необходимо понятие "условия высвобождения работников" заменить на "условия сокращения численности работников".

Предлагаю...

Внести изменения в ТК РФ

В ч. 2 ст. 41 ТК РФ понятие "условия высвобождения работников" заменить на "условия сокращения численности работников". Часть 5 ст. 74 ТК РФ следует исключить.

Определение преимущественных прав

Трудовым законодательством определены те категории лиц, которых нельзя уволить по инициативе работодателя, то есть работодатель первоначально должен исключить из перечня работников, подпадающих под будущее увольнение, тех, которых законом запрещено увольнять. В соответствии со ст. 261 ТК РФ к таким категориям работников относятся: 1) беременные женщины; 2) женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; 3) одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - до 18 лет); 4) другие лица, воспитывающие указанных детей без матери. Кроме того, трудовое законодательство запрещает увольнение работника в период его временной нетрудоспособности, а также в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ). При этом имеются в виду ежегодные, а также другие отпуска, которые предоставляются работникам как с сохранением, так и без сохранения заработной платы.

После определения перечня работников, которые не могут быть уволены в силу установленного в законодательстве запрета, работодатель должен определить круг работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе. Согласно ч. 1 ст. 179 ТК РФ при сокращении численности (штата) работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При этом сравниваются производительность труда и квалификация работников, занимающих однородные должности или выполняющие работу по одной специальности.

По общему правилу производительность труда определяется выполнением норм выработки, плана, конкретных заданий. Квалификация работников подразумевает сравнение по таким критериям, как образование (его уровень, соответствие профилю работы), опыт, повышение квалификации.

Наличие иждивенцев

Нередко возникают ситуации, когда работодатель не может доказать более высокую производительность труда и квалификацию работника. В этом случае предпочтение в оставлении на работе отдается работникам, указанным в ч. 2 ст. 179 ТК РФ. Прежде всего, это семейные работники, имеющие двух или более иждивенцев. При отнесении данной категории работников к тем, которые имеют преимущественное право на оставление на работе, в ТК РФ используется союз "или" - "при наличии двух или более иждивенцев". Очевидно, что такая формулировка является неточной, так как в данном случае предполагается существование двух иждивенцев и более (трех, четырех и т. д.). Следовательно, целесообразно в данном случае заменить соединительный союз "или" на "и".

Анализируя данную норму, следует отметить, что характеристика понятия "иждивение" раскрывается непосредственно в ТК РФ, который в полном объеме дублирует определение, содержащееся в пенсионном законодательстве. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 01.07.2011) члены семьи признаются состоящими на иждивении, если они находятся на полном содержании работника или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. К иждивенцам могут относиться дети, братья, сестры, внуки, родители, дедушка, бабушка работника при определенных законодательством условиях.

В данном случае возникает вопрос: необходимо ли непосредственно в ТК РФ раскрывать понятие "иждивение"? Скорее всего, такой необходимости нет, так как в пенсионном законодательстве не только раскрывается понятие "иждивение", но и указываются лица, которые признаются таковыми. Следовательно, предлагается исключить из ч. 2 ст. 179 ТК РФ содержание понятия "иждивение".

Кроме того, предпочтение в оставлении на работе отдается лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком. Следует учесть, что законодатель в данном случае употребляет термин "заработок", то есть денежные средства, которые лицо получает, осуществляя трудовую деятельность. Однако члены семьи работника нередко являются индивидуальными предпринимателями и получают доход от своей деятельности, но не подпадают под категорию лиц с самостоятельным заработком. Также член семьи может получать любой вид пенсии, при этом не являться лицом с самостоятельным заработком. Поэтому могут возникать ситуации, когда доход всех членов семьи работника гораздо больше, чем у другого работника, однако в такой семье только этот работник будет лицом с самостоятельным заработком, а иные доходы членов семьи учитываться не будут. Вследствие этого предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 179 ТК РФ, изложив данную норму следующим образом: "работникам, в семье которых нет других лиц с самостоятельным заработком или доходом".

Дополнение списка льготных категорий

В ТК РФ перечень лиц, имеющих право на оставление на работе, не является исчерпывающим и в соответствии с ч. 3 ст. 179 ТК РФ может быть дополнен коллективным договором. Тем не менее в некоторых нормативных актах предусмотрены положения, согласно которым те или иные категории работников пользуются преимущественным правом на оставление на работе. Например, к ним относятся лица, пострадавшие вследствие катастрофы на ЧАЭС (п. 7 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ред. от 11.07.2011); лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (п. 10 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", ред. от 27.12.2009) и др. Однако согласно ст. 5 ТК РФ нормативно-правовые акты применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ. В результате существования коллизий правовых норм целесообразно внести изменения в ч. 3 ст. 179 ТК РФ.

Следует подчеркнуть, что первоначально трудовое законодательство предпочтение отдает именно работникам с более высокой производительностью и квалификацией, определяя это главным критерием. Это означает, что критерии, изложенные в ТК РФ и касающиеся категории лиц, которые имеют преимущественное право в оставлении на работе, носят второстепенный характер.

Предлагаю...

Внести изменения в ТК РФ

Часть 2 ст. 178 ТК РФ необходимо исключить.

Изложить ч. 2 ст. 179 в следующей редакции:

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух и более иждивенцев; работникам, в семье которых нет других лиц с самостоятельным заработком или доходом; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Изложить ч. 3 ст. 179 в следующей редакции:

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Изложить ч. 1 ст. 180 в следующей редакции:

При проведении мероприятий по сокращению численности работников одновременно с предупреждением работника об увольнении работодатель обязан предложить ему другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 настоящего Кодекса".

Уведомления и предупреждения

В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ работодатель обязан предупредить работников персонально и под роспись о будущем увольнении не менее чем за два месяца до начала проведения мероприятий по сокращению. Отметим, что ст. 180 ТК РФ носит название "Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации". В данном случае существует несоответствие названия и содержания данной статьи формулировке увольнения, указанной в п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, поскольку исключается понятие "индивидуальный предприниматель".

При проведении мероприятий по сокращению работодатель должен предпринять все возможные меры для того, чтобы сохранить трудовые отношения с данным работником. Для этого он должен предложить ему вакантную должность, работу, соответствующую квалификации работника, вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Также работодатель обязан предлагать работнику все вакансии, имеющиеся у него в данной местности (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

ТК РФ не оговаривает, когда работодатель обязан предложить работнику другую работу. Очевидно, что работодатель должен это сделать одновременно с уведомлением его о предстоящем увольнении.

В соответствии с ч. 1 ст. 82 ТК РФ работодатель обязан письменно уведомить выборный орган первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. При этом трудовое законодательство предусматривает случай, когда на работодателя возлагается обязанность предупредить профсоюзный орган о будущем сокращении за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Это характерно для ситуаций, когда решение о сокращении может привести к массовому увольнению работников, и в данном случае необходимо будет затратить больше времени для рассмотрения кандидатур на увольнение, учитывая все обстоятельства и факторы.

Отметим, что ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 28.12.2010), закрепляя обязанность работодателя предварительно уведомить профсоюз о предстоящих мероприятиях по сокращению, предусматривает, что такое уведомление должно быть сделано работодателем не менее чем за 3 месяца. В данном случае очевидно несоответствие нормы Федерального закона ч. 1 ст. 82 ТК РФ, предусматривающей такой срок только при массовых увольнениях. С целью устранения противоречий надо бы изложить ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О профсоюзах..." в новой редакции, полностью заимствовав норму ч. 1 ст. 82 ТК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 74 ТК РФ, в случае если изменение организационных или технологических условий труда могут повлечь массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев. Хотя такого рода мероприятия направлены на сохранение рабочих мест, эта норма противоречит ч. 1 ст. 93 ТК РФ, согласно которой неполное рабочее время может устанавливаться исключительно по соглашению между работником и работодателем. Это противоречие может привести прежде всего к нарушению прав самих работников, поскольку за работу в неполном рабочем времени оплата труда осуществляется пропорционально отработанному времени. Представляется, что ч. 5 ст. 74 ТК РФ следует исключить.

Оформление увольнения и расчеты

Последним этапом в процедуре увольнения работника по сокращению являются оформление увольнения и производство с ним расчетов. Оформление увольнения работника при сокращении производится по общим правилам, установленным трудовым законодательством для всех оснований расторжения трудового договора, то есть работник знакомится с приказом об увольнении под роспись, ему выдается надлежащим образом заполненная трудовая книжка.

Относительно производства расчетов с увольняемым работником имеются некоторые особенности. В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. При этом трудовым или коллективным договорами может предусматриваться повышенный размер выходного пособия. Данная норма не ухудшает положение работников по сравнению с действующим законодательством; повышение размеров выходного пособия производится за счет средств работодателя. Помимо выплаты выходного пособия законодательство также гарантирует работнику сохранение за ним среднемесячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Данная норма законодательства заслуживает особого внимания. Во-первых, поскольку при сохранении среднего заработка работника ему засчитывается выходное пособие, фактически средний заработок выплачивается за второй месяц нетрудоустройства работника. Отметим, что работник в таком случае не заинтересован в заключении трудового договора с другим работодателем. Во-вторых, за второй месяц после увольнения гражданин имеет право получить средний заработок независимо от причин его нетрудоустройства. В этом случае он должен представить свой паспорт и трудовую книжку. В-третьих, органы службы занятости не учитывают при решении вопроса о присвоении гражданину статуса безработного сохранение за ним среднего заработка по последнему месту работы. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения при условии, если работник обратился в двухнедельный срок после увольнения в органы службы занятости для его трудоустройства и не был трудоустроен. Основанием для выплаты является решение службы занятости о сохранении за работником среднего заработка.

Думается, что ч. 2 ст. 178 ТК РФ подлежит корректировке. Во-первых, ТК РФ не определяет, что понимается под "исключительными случаями". Фактически любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным . Во-вторых, средний заработок за третий месяц нетрудоустройства выплачивается гражданину за счет работодателя. Однако решение о сохранении за лицом заработка принимают именно органы службы занятости. Встает вопрос: почему работодатель должен нести бремя расходов только потому, что органы службы занятости не смогли трудоустроить уволенного работника? Таким образом, представляется, что ч. 2 ст. 178 ТК РФ необходимо исключить.

Анализ действующего законодательства, регулирующего вопросы увольнения работника по причине сокращения, позволил выявить ряд неточностей норм трудового законодательства и предложить возможные пути их устранения. Это позволит достичь единообразия положений трудового законодательства, добиться правильного их применения и максимального исключения нарушения прав работников.

Библиографический список

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 812, 826.

2. Коршунов Ю. Н., Коршунова Т. Ю., Кучма М. И. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.: Экзамен, 2005.

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. В. И. Шкатуллы. М.: Норма, 2004.

Н. Цуркан

ст. преподаватель

кафедры трудового права

и права социального обеспечения

Академии труда

и социальных отношений

Подписано в печать

Сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя является одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, которые обозначены в ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вопреки тому, что процедура сокращения численности или штата работников четко регламентируется трудовым законодательством, недобросовестные работодатели часто используют данное основание в попытках сократить расходы на оплату труда работников, а порой и просто желая расторгнуть трудовой договор с неугодным работником, поскольку «найти» иное законное основание для увольнения дисциплинированного работника весьма сложно, а здесь работодателю дана относительная свобода (закон разрешает ему самостоятельно определять численность и структуру организации).

Тем не менее, Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает для работников, увольняемых по сокращению численности или штата, определенные гарантии и компенсации, возлагая обязанность по их предоставлению на работодателя, поэтому в случае несоблюдения работодателем процедуры сокращения численности или штата, непредоставления определенных законом гарантий уволенный работник может обратиться во властные органы за защитой своих прав.

Как говорится, предупрежден – значит вооружен, поэтому разберем указанное основание для увольнения подробно.

Понятие «сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя»

Рассмотрим, что же подразумевается под понятием «сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя».
На самом деле, легального определения данного понятия российское законодательство не содержит. Однако на практике принято разбивать указанное основание на два самостоятельных:

1. Сокращение численности работников
2. Сокращение штата работников

При этом под сокращение численности обычно понимают уменьшение количества штатных единиц (т.е. количества работников) по определенной должности. Например, вместо семи секретарей в штатном расписании остаются четверо. Это обычно происходит, если работа есть, но ее объемы не соответствует количеству нанятых для ее выполнения работников.
Сокращение штата же подразумевает полное исключение из штатного расписания некоторых должностей, когда работодатель решает исключить из своей деятельности производство определенной работы. То есть, если обратиться к примеру, приведенному выше, уволены будут все сотрудники, занимающие должность «секретарь».

Принципиальная разница здесь заключается в том, что работники, увольняемые по сокращению штата, фактически лишаются такой предусмотренной законом гарантии как преимущественное право на оставление на работе, поскольку в данном случае сокращаются все сотрудники, занимающие определенную штатную должность, то есть работодатель не стоит перед выбором, кого из работников оставить, а кого уволить. Соответственно, для работника более опасной разновидностью основания для увольнения, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является сокращение штата.
Тем не менее, рассмотрим, какие категории работников законодатель наделил преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

Так, ч. 1 ст. 179 ТК РФ определено, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Более того, в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» отмечается, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно лишь при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе. В то же время, если с квалификацией все относительно ясно, какого-либо перечня критериев более высокой производительности труда законодателем не закреплено, поэтому, решая вопрос о производительности труда работников, подлежащих увольнению по сокращению численности или штата, работодатель руководствуется, прежде всего, субъективным мнением, сложившимся о конкретном работнике во время исполнения им трудовых функций.
Важно указать, что если квалификация и/или производительность труда нескольких работников, попадающих под сокращение численности или штата, равны, то предпочтение должно быть отдано следующим работникам:

1. Семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию)

2. Лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

3. Работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

4. Инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

5. Работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Законодательством предусмотрены и иные категории работников, пользующихся правом преимущественного оставления на работе:

1. Граждане РФ, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) (п. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
2. Герои и полные кавалеры ордена Славы (ч. 1 ст. 8 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»).
3. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

Граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
- граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
- граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в связи с этим инвалидности (п. 7 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

4. Супруги военнослужащих граждан при прочих равных условиях имеют преимущественное право на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников (ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

5. Должностные лица и граждане, допущенные к государственной тайне на постоянной основе (абз. 3 ч. 5 ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»).

6. Изобретатели (лица, обладающие патентом на изобретение) (ч. 5 ст. 35 Закона СССР от 31.05.1991 N 2213-1 «Об изобретениях в СССР»).

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 179 ТК РФ коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации. Однако важно понимать, что категориям работников, указанным в коллективном договоре, работодатель может отдать предпочтение в оставлении на работе лишь в том случае, когда нет работников, пользующихся этим правом в силу действующего законодательства.

Необходимо помнить, что с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ), работниками в возрасте до 18 лет (ст. 269 ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут только в случае ликвидации организации, т.е. сократить занимаемые такими работниками должности работодатель не вправе.

Кроме того:

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ);

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, кроме случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (ч. 3 ст. 39 ТК РФ);

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений в период разрешения коллективного трудового спора не могут быть уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство (ч. 2 ст. 405 ТК РФ).

Процедура сокращения численности или штата работников

Теперь необходимо уделить внимание процедуре сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В первую очередь, в силу ч. 1 ст. 82 работодатель обязан в письменной форме сообщить о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Обязательность письменной формы уведомления профсоюзного органа и соблюдение сроков такого уведомления, предусмотренных Трудовым кодексом, подчеркивается и в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Более того, согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
При этом критерии массового увольнения, согласно ст. 82 Трудового кодекса РФ, определяются в отраслевых и (или) территориальных тарифных соглашениях. Так, например, в п. 4.8. «Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы» установлены следующие критерии массового увольнения работников:

Увольнение за 30 дней свыше 7% от среднесписочной численности работников, но не менее 25 чел.
Увольнение за 60 дней свыше 11,5% от среднесписочной численности работников, но не менее 50 чел.
Увольнение за 90 дней свыше 20% от среднесписочной численности работников, но не менее 100 чел.
Однако для разных отраслей деятельности такие критерии могут быть разными.

Еще одна прямая обязанность работодателя при проведении мероприятий по сокращению численности или штата – предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ работник должен быть предупрежден об увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 180 ТК РФ работодатель вправе с письменного согласия работника расторгнуть трудовой договор до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Также в силу ч. 1 ст. 180 при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). При этом под другой работой понимается как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которую он может выполнять с учетом состояния здоровья.

Согласно ч. 3 ст. 81 работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности; а предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Важно знать, что работодатель обязан предлагать работнику вакансии не только в день предупреждения, но и в течение всего срока предупреждения.

Еще одно условие, без соблюдения которого увольнение в связи с сокращением численности или штата не будет законным, - учет работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при увольнении по сокращению работников, являющихся членами профсоюза. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя определен в ст. 373 Трудового кодекса РФ.

Важно сказать, что в любом случае сокращение штата должно быть реальным. Это значит, что работодатель должен издать соответствующие приказы (распоряжения) о проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников (приказ о сокращении численности или штата работников, приказ об утверждении нового штатного расписания и т.д.) Если же подобных документов работодатель не издавал, можно доказывать фиктивность сокращения и требовать восстановления на работе.

Еще один признак фиктивности сокращение – когда после увольнения неугодного сотрудника, в штатное расписание снова вводится должность аналогичная той, что занимал уволенный сотрудник, либо следом за сокращением численности, сразу идет увеличение.

Так, часто работодатели считают, что создавать новую вакансию и нанимать нового сотрудника можно по истечении одного месяца со дня увольнения сотрудника, поскольку один месяц – это установленный законом срок, в который уволенный работник может подать иск против работодателя по поводу своего увольнения. После истечения данного срока истец не вправе вчинять иск ответчику, кроме как в случае если суд, рассмотрев материалы дела, примет решение о восстановлении срока по уважительной причине. Однако это не совсем так.

Обратимся к определению Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 № 1087-О-О. В указанном определении Конституционный Суд РФ, отмечает, что уволенный работник может узнать о восстановлении в штатном расписании должности, занимаемой им ранее, лишь по истечении срока, предусмотренного ч. 1 ст. 392 ТК РФ. К тому же только судом устанавливаются обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав работника, о чем он не знал и не мог знать на момент вручения ему копии приказа об увольнении либо выдачи трудовой книжки. Поэтому суд, рассматривая в порядке ч. 3 ст. 392 ТК РФ соответствующее ходатайство, не вправе отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока без исследования фактических обстоятельств дела, которые могут послужить основанием для такого восстановления.

Проще говоря, Конституционный Суд данным рекомендует судам, рассматривающим трудовые споры, принимать к рассмотрению дела о восстановлении на работе в случаях, где можно усмотреть фиктивное сокращение, и восстанавливать в таких случаях срок.

Иные гарантии и компенсации

Помимо всего вышеперечисленного, государство налагает на работодателя экономические обязательства перед увольняемым работником.
Статья 178 Трудового Кодекса гарантирует работникам получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия. Для получения сохраненного среднего месячного заработка работник должен предоставить бывшему работодателю заявление, а также трудовую книжку, где будет отсутствовать новая запись о приеме на другую работу.
Работник в праве также рассчитывать и на третий месячный заработок. Но данное право возникает лишь в том случае, если работник был признан безработным, и служба занятости приняла решение о выплате третьего среднемесячного заработка.

В соответствии же со ст. 318 ТК РФ работникам, увольняемым по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ними также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 3 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанными работниками в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работники обратились в этот орган и не были им трудоустроены.
Кроме того, в последний рабочий день работнику должны быть перечислены суммы за неиспользованный ежегодный отпуск.

Если Вы работаете у работодателя – индивидуального предпринимателя (ИП) !

Следует отметить, что законодатель разделяет гарантии и компенсации, которые предоставляются работникам работодателей-организаций, от гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым у индивидуальных предпринимателей.

Согласно ч. 2 ст. 307 Трудового кодекса РФ работодатели – физические лица, к которым относятся и индивидуальные предприниматели (ИП), вправе закрепить сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат в трудовом договоре.

Таким образом, если Вы работаете у индивидуального предпринимателя и в Вашем трудовом договоре не предусмотрено каких-либо выплат в случае увольнения Вас в связи с сокращением численности (штата) работников, то Вы не вправе претендовать на какое-либо выходное пособие.

Сказанное подтверждается и судебной практикой. См., например, раздел № 2 «Обзора Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014), Определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.04.2011 № 33-5014/2011 и др.

Итак, для того, чтобы увольнение в связи с сокращением численности или штата было законным, работодатель обязан соблюсти следующие условия :

Подкрепить сокращение численности работников или штата организации, индивидуального предпринимателя документами, подтверждающими его «реальность»;
не позднее 2 месяцев (а при массовом увольнении – не позднее 3 месяцев) в письменной форме уведомить о принятом решении выборный орган первичной профсоюзной организации и органы службы занятости;
учесть работников, обладающих преимущественным правом на оставление на работе;
предупредить работников о предстоящем увольнении не менее чем за 2 месяца до увольнения, персонально и под роспись;
предлагать работнику перевод на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, учесть мнение выборного профсоюзного органа.

Если хоть одно из указанных условий не было соблюдено, работник может обратиться за защитой своих прав в суд и потребовать от работодателя восстановления на работе, выплаты среднего заработка за период, в который работник не мог трудиться, а также истребовать компенсацию морального вреда, поскольку увольнение в данном случае не будет являться законным.

Чем отличается сокращение численности от сокращения штата — вопрос не праздный и не устаревший, поскольку оформление документов в этих ситуациях различается. Все об отличиях и вытекающих из этого правовых последствиях — в нашей статье.

Для чего надо знать, в чем разница между сокращением численности или штата работников

Одной из наиболее сложных процедур, предшествующих увольнению, является сокращение, поскольку с его проведением Трудовой кодекс связывает многие ограничения и гарантии, обязательные для соблюдения (ст. 179, 180 ТК РФ и др.). Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В статьях ТК РФ используется общий термин, объединяющий 2 основания прекращения трудовых отношений, — «сокращение численности или штата работников». При этом какие-либо разъяснения, для чего термин разбивается на 2 составляющие, в самом кодексе отсутствуют. Нет их и в подзаконных актах. Но такая терминология имела место еще в советском законодательстве.

И науке трудового права, и судебной практике известно, чем сокращение численности отличается от сокращения штата как по содержательным характеристикам, так и по вытекающим из этого правовым последствиям.

Эти различия нужно знать:

  • для правильной реализации порядка определения высвобождаемых и оставляемых работников в соответствии с требованиями ТК РФ;
  • внесения записи в трудовую книжку в соответствии с содержанием проведенной процедуры.

В конечном счете цель — максимально соблюсти права работников, с тем чтобы избежать санкций и иных последствий, предусмотренных ТК РФ или ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

К сожалению, как и во многих других случаях, при разграничении оснований сокращения не обошлось без разногласий. Рассмотрим существующие точки зрения по этому вопросу.

Разногласия по вопросу о различии между сокращением численности и сокращением штата

По данной теме высказано 2 точки зрения, из которых вытекает различная трактовка уменьшения численности:

  1. Сокращение численности — это уменьшение количества единиц по должности.

    Это наиболее распространенная точка зрения. Поскольку в штатном расписании поименованы все должности с указанием количества единиц по каждой, то сокращение возможно 2 способами: путем уменьшения численности по должности и путем уменьшения штата.

    При этом сокращение штата понимается следующим образом:

    • исключение наименований должностей (т. е. всех единиц по данной должности);
    • замена одних должностей другими исходя из изменения функциональных обязанностей, объема работы, требований к квалификации.

    Дробная единица приравнивается к целой. Так, если происходит уменьшение целой единицы до 0,5, это не считается сокращением штата, а является существенным изменением условий труда (ст. 74 ТК РФ, см. решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 24.06.2016 по делу № 2-6575/2916).

  2. Сокращение численности — это уменьшение числа работающих.

    Штатное расписание подразумевает штат в определенном суммарном количестве единиц, которое утверждается приказом руководителя. Унифицированная форма Т-3 предусматривает соответствующую строку. Однако она не отражает число работающих.

    Работники могут трудиться в организации на дробной ставке или по совместительству. С другой стороны, некоторые должности могут быть вакантны. Поэтому суммарное число единиц по штату и количество работающих могут не совпадать.

    В связи с этим под сокращением штата предлагается понимать любые меры, связанные с уменьшением количества единиц в рамках одной или нескольких должностей по штату, а под уменьшением численности — сокращение фактического числа работающих.

    Другой важный аспект: при сокращении штата общая численность работников может не уменьшаться, так как работодатель вправе ввести в штатное расписание новые должности (профессии, специальности) или образовать новые структурные подразделения.

Практическая значимость и применение

Найти практическое применение второй позиции сложнее. При любом виде сокращения существует обязанность предложить имеющиеся вакантные должности. В то же время в судебной практике сложилось устойчивое представление, что определение, в т. ч. комиссионное, оставляемых и высвобождаемых работников с учетом ст. 179 ТК РФ проводится только при сокращении численности по штату, т. е. при уменьшении количества единиц по определенной должности. Это соответствует применению первой точки зрения. При этом толкование применяется судом исходя из содержания изменений, а не названия основания увольнения, указанного работодателем.

Кроме того, в результате применения второй позиции происходит, по сути, отождествление увольнения работника, не согласившегося с существенным изменением условий труда по ст. 74 ТК РФ, с сокращением численности. Подобное правоприменение не могло бы отразить правовое содержание этих изменений.

Судебная практика по разграничению понятий

В судебной практике можно найти примеры применения разграничения на основании первой из приведенных позиций:

  1. Независимо от того, каким образом работодатель обозначил проводимые им мероприятия по уменьшению общего числа работников, суд применяет нормы, касающиеся сокращения численности, в случае, если сокращаемая должность остается в штатном расписании организации. При этом принимается во внимание обстоятельство наличия должности с таким же наименованием в других подразделениях. Так, по одному из дел рассматривалась ситуация, когда была уволена по сокращению штата старшая медсестра отделения реабилитации, в то время как в штате организации в целом осталось несколько единиц по должности старшей медсестры. Суд сделал вывод, что фактически имело место сокращение численности, а не уменьшение штата (см. решение Октябрьского районного суда Приморского края от 10.01.2017 по делу № 2-8/2017).
  2. Обратный пример. По одному из дел работодатель указал как основание увольнения сокращение численности исходя из того, что было упразднено подразделение. Суд посчитал, что имело место сокращение штата, т. к. должность истца была сокращена. Из этого был сделан вывод о необязательности проведения процедуры определения преимущественного права, предусмотренной ст. 179 ТК РФ (см. решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27.02.2017 по делу № 2-587/17).

Как видим, первый подход является более продуктивным.

До проведения процедуры определяется структура и число работающих согласно документам организации.

Определение количества работающих и числа вакансий

Основным документом, определяющим структуру и численность персонала, в организации является штатное расписание. Узнать о его составлении и посмотреть образец можно в статье на сайте по ссылке: «Составляем штатное расписание для ООО в 2017-2018 гг. (образец)» .

В нем содержатся основные сведения о структуре организации, количестве должностей и единиц по каждой должности. В том числе могут указываться дробные величины (подробнее — в статье «Количество единиц в штатном расписании - что это?»). Значимость штатного расписания для правильного проведения сокращения подчеркнута Рострудом в письме от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1.

Однако о том, какие из должностей вакантны, а какие замещены, информации в нем нет. Эти сведения отражаются в штатно-списочном составе работников, включающем:

  • наименования должностей в соответствии со штатным расписанием;
  • Ф. И. О. работников, замещающих должности, или указание на ее вакантность;
  • величину занимаемой или свободной штатной единицы (эта единица может быть равна 0,35; 0,5; 1 и т. д.).

Этот документ широко используется в качестве средства доказывания наличия вакансий по делам об увольнении по сокращению (см. решение Кимовского горсуда Тульской области от 02.06.2016 по делу № 2-390/2016).

Сотрудники обособленного подразделения учитываются в числе работников организации и могут быть уволены по сокращению, а не по ликвидации, даже в случае ее проведения в отношении этого подразделения (см. апелл. определение Красноярского краевого суда от 11.10.2017 по делу № 33-13564/2017).

Оформление сокращения штата или численности

Определив, каким образом следует изменить число работающих и структуру организации, работодатель издает приказ, на основании которого вносятся соответствующие изменения. Этот документ может иметь различные названия.

Наиболее существенная его часть — это утверждение изменений штатного расписания:

  1. При сокращении штата сокращаются должности.
  2. При сокращении численности уменьшается количество единиц по должности.
  3. При одновременном проведении 2 процедур по отдельным должностям убавляется число штатных единиц, а другие должности исключаются полностью.

В первую очередь убираются вакантные единицы, подпадающие под сокращение. В отношении конкретного работника, занимающего определенную штатную единицу, проводится одна из предусмотренных ТК РФ процедур.

Если он занимает одновременно 2 сокращаемые должности, т. е. по одной из них является совместителем (подробнее о понятии см. в статье по ссылке: «Совмещение и совместительство - в чем разница?»), то возможно одновременное применение 2 процедур сокращения, поскольку права совместителей не отличаются от прав других работников.

Оценка правомерности сокращения численности или штата

Вопрос о целесообразности изменений структуры организации или штата работников входит в исключительную компетенцию работодателя, суд его обсуждать не вправе (см., например, решение Октябрьского районного суда г. Самары от 17.10.2017 по делу № 2-4389/2017). Однако правомерность внесения в штатное расписание определенных изменений и увольнения может быть оценена Рострудинспекцией или судом. При этом бремя доказывания законности действий возлагается на работодателя (п. 23 постановления Пленума ВС РФ «О практике применения…» от 17.03.2004 № 2).

Оспаривание возможно по различным основаниям, таким как:

  • сокращение занятых единиц при наличии вакантных;
  • изменение наименований должностей при сохранении прежней трудовой функции;
  • непредложение всех имеющихся и соответствующих квалификации увольняемого сотрудника вакансий;
  • неправильное определение преимущественного права на оставление на работе и др. случаи нарушения установленного порядка.

ВАЖНО! Главной процедурной особенностью, вытекающей из различия между 2 видами сокращения, является необходимость определения преимущественного права на сохранение рабочего места при сокращении численности сотрудников по определенной должности в соответствии со ст. 179 ТК РФ.

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности

В тексте ч. 1 ст. 179 ТК РФ отсутствует указание на ее применение только при одной из процедур сокращения. Это связано с тем, что она применяется в 2 случаях:

  1. При уменьшении численности по определенной должности.
  2. Отборе работников из числа увольняемых на предлагаемые вакансии.

Сущность определения преимущества состоит в выделении объективных критериев, по которым определяются работники, максимально соответствующие квалификационным требованиям (экономический критерий). Из их числа далее проводится отбор по общественно значимым характеристикам (социальный критерий).

Если по первому из параметров работодатель вправе самостоятельно определить показатели, которые он считает значимыми для оценки работы, с учетом понятия квалификации, данного в ст. 195.1 ТК РФ, то во втором случае критерии установлены прямым перечислением в ч. 2 ст. 179 ТК РФ (наличие иждивенцев, статус единственного кормильца и т. д.). Перечень является открытым, но может быть дополнен только в коллективном договоре.

Критерии, перечисленные в ст. 179 ТК РФ, применяются последовательно. Как правило, для этого при проведении процедуры сокращения образуется специальная комиссия.

Как выглядит запись в трудовой книжке при сокращении

Поскольку уменьшение численности и убавление штатных единиц являются разными основаниями для увольнения, запись в каждом случае должна быть конкретизирована в соответствии с фактически проведенной в отношении данного сотрудника процедурой. В организации в целом оба порядка могут применяться одновременно, но в отношении конкретного работника всегда есть только одно основание увольнения.

В п. 5.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69, приводится пример записи, из которой четко вытекает предписание о разграничении этих понятий. Например: «Уволен по сокращению штата работников организации…».

Однако зачастую и это можно увидеть практически во всех приведенных выше примерах судебной практики. Работодатели не разграничивают 2 варианта сокращения, а иногда вместо одного вписывают другой. Как правило, это не приводит к последствиям в виде привлечения к административной ответственности, поскольку первичное значение для определения порядка, в котором было проведено уменьшение персонала организации, имеет приказ, которым внесены изменения в штатное расписание. Вывод о наличии признаков того или иного варианта сокращения делается на основании содержания внесенных изменений.

Итак, сокращение численности или штата - в чем разница? Сокращение численности — это убавление единиц по какой-либо из должностей, а сокращение штата — исключение целых должностей. При первой процедуре дополнительным этапом является определение преимущественного права на сохранение рабочего места по оставляемым штатным единицам.