Пётр 1 и голландия. От верфи до таверны. Памятная доска и домик Петра в Заандаме

Дружеские связи и теплые отношения между Россией и Голландией возникли еще при отце Петра Ⅰ, Алексее Михайловиче. Во время правления Петра Ⅰ на русский язык было переведено множество трудов голландских ученых и сам русский государь приезжал в Амстердам, чтобы учиться и перенимать опыт.

Петр Ⅰ и Великое посольство

В 1697-1698 годах было организовано Великое посольство, то есть дипломатическая миссия России в страны Западной Европы, в которой участвовал и урядник Преображенского полка Петр Михайлов. Чтобы упростить дипломатические условности, под этим именем в Европу отправился сам Петр Ⅰ.

Объехав несколько стран, осенью 1697 года Великое посольство прибыло в Голландию. Некоторое время государь жил в Заандаме, а затем перехал в Амстердам, где инкогнито устроился работать на верфи Ост-Индской компании.

Вместе с простыми плотниками Петр Михайлов обучался искусству кораблестроения. При его участии на верфи был заложен и построен новый корабль - фрегат «Пётр и Павел», успешно спущенный на воду 16 ноября. В честь этого события был проведен показательный морской бой.

Увидеть историческое место, где трудился русский царь, Вы сможете, если выйдете на улицу Hoogtekadijk (Хогт-Кадайк) и у дома №119 свернете направо на улицу Overhaalsgang (Овер Халсганг). Перед Вами окажется три искусственных острова Oostelijke Eilanden (Остерлейк Эйланден, Восточные острова), созданные в 1658 году. Их насыпали в период роста Голландской Ост-Индской компании, которой потребовалось расширить свои судостроительные верфи, на которых в 1657-1658 годах вместе с голландскими плотниками работал русский правитель. Памятную доску о том, что русский царь Петр работал здесь находится на канале Oostenburgergracht [показать на карте ].

Во время дипломатической миссии российские послы не сумели добиться политических выгод для России да и денег на создание собственного флота они не получили. Вместе с тем, изучив голландский опыт судостроения, Петр Ⅰ стал иметь четкие представления о будущем российского флота.

Именно поездка в Голландию в составе Великого посольства имела судьбоносное значение для государя и для всей Российской империи. Именно тогда царь полюбил Голландию, которая в то время была сильной морской державой и стала первой буржуазной республикой.

Петр Ⅰ - пребывание в Амстердаме в 1716 году

Надо отметить, что голландские купцы и ремесленники еще при Алексее Михайловиче были частыми гостями в России. Именно у голландцев учился русский государь морскому делу.

Купец из Голландии Христоффел Брантс в молодости жил в России, где и подружился с русским царем. Когда же Петр в декабре 1716 года инкогнито отправился в турне по Европе, он без предупреждения заехал к своему старому приятелю.

Вспоминая прошлое, царь выпил столько, что заснул прямо на жестком полу в спальне.

Дом, располагающийся ныне на Херенграхт 527, построен в стиле одного из самых ярких периодов в истории Франции, в так называемом золотом стиле Людовика XVI.

Перед отъездом правителю пришлось заплатить кучу денег за ремонт здания, а также за реставрацию картин, испорченных во время его пьяных дебошей.

Выше приведено описание мест, связанных с пребыванием Петра I в Нидерландах так как оно излагается в путеводителях. Однако мои личные исследования во время поездки в Амстердам говорят, что все не так просто. На местности пришлось проводить практически детективное расследование. Во-первых выяснилось, что из трех упомянутых здесь зданий только на одном - бывшем Адмиралтействе есть почетная доска. На домах Herengracht 527 и Keizersgracht 317 вообще ничто не напоминает о Петре I. Сайт русского посольства в Нидерландах ничего не упоминает про существование посольства России в Амстердаме. История начинается со здания в Гааге.

Путеводитель The National Geographic Traveller говорит "Первое здание, дом № 527, в стиле Людовика XVI, с прекрасными ионическими колоннами с каннелюрами, украшает фронтон с имперским орлом. Это бывшее российское посольство, где царь Петр Великий жил во время своего пребывания в Амстердаме."

Однако Людовик XVI родился только в 1754 году, так что это здание никак не могло быть построено в его стиле, а орел изображенный на фронтоне имеет одну главу, что как-бы для герба России не характерно. Ну и в завершении стоит упомянуть, что вся поездка Петра и называлась "Великое посольство", поэтому никакого посольства в Амстердаме тогда существовать не могло. Более точно говорит путеводитель Афиши, который упоминает про "дом российского посланника", расположенный по этому же адресу.

В связи с этим можно предположить что реальная история выглядела несколько иначе. Петр I вспомнив, что в Амстердаме проживает его старый друг Христоффел Брантс наведался к нему в гости. Как обычно бывает у русских, визит перерос в многодневную пьянку с дебошами и уничтожением попавшейся под руку посуды, картин, мебели. Христоффел понял, что надо это как-то прекращать и вежливо спровадить царя. Но сделать это крайне деликатно. Для этого и собрался городской совет, который естественно направил царя в дом российского посланника, где тот продолжил веселье.

Поэтому стоит писать как-то так: "по адресу Herengracht 527 находился дом российского посланника, где царь провел несколько дней". Также можно понять голландцев, которые отметили интерес Петра Великого к судостроению почетной доской на адмиралтействе, а другие дома решили никак не отмечать.

Следует отметить, что во времена Петра Ⅰ в Россию приехало 700 человек, это были военные и судостроители, архитекторы и ремесленники, врачи и даже садовники. Петр Ⅰ и сам освоил не только профессию плотника, но обучился живописи и зубоврачебному делу, после чего он благополучно удалил десятки зубов, правда не всегда больных. Он научился вскрывать и бальзамировать трупы, а в результате общения с профессором Рюйшем в Петербурге была открыта Кунсткамера.

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин

Великое посольство Петра 1 в Голландию.

Голландия одна из самых передовых и развитых стран того времени. Одна из первых республик и сильная торговая, и морская страна. Она могла бросить вызов таким крупным державам как Испания и Англия. Большая часть ходящих в мировом океане кораблей (под разными флагами, как торговых, так и военных) были спущены с голландских верфей. Петр не случайно выбрал Голландию, как первую страну для своего посещения: удивительная веротерпимость и любовь ко всему иностранному; огромные успехи практически во всех областях знания - от философии до картографии.

У Руси, а впоследствии у Московского царства с Голландией всегда были не плохие отношения. Торговля между голландцами и русскими имели место еще на рубеже Х-ХI веков на известном торговом пути "из варяг в греки", когда складывалась сама система европейских политических, экономических и культурных связей. Судя по старинным документам, торговые связи между голландцами и русскими существовали уже около тысячного года. Пути проходили вдоль огромных русских рек и тянулись от Балтийского моря на севере до Каспийского и Черного морей на юге. Начало постоянных связей с Голландией относится к периоду правления Ивана Грозного, когда нидерландские купцы первый раз появились в Архангельском порту. Именно тогда они смогли, составить первые морские карты данного пути. Первые официальные контакты между двумя государствами относятся к началу XVII века. Смутное время подорвало торговые отношения Руси с Голландией, однако в 1614 году русским посольством, голландцам была выдана грамота, подтверждавшая прежние права голландской компании на торговлю своими товарами по вольной цене. В 1615 г. в период польско-шведской интервенции Нидерланды предложили России своё посредничество в примирении со Швецией, и послы Нидерландов, прибывшие в Новгород, способствовала заключению Столбовского мира со шведами. В 1632 году, нидерландский купец Андрей Виниус получил право на строительство чугуноплавильных, железоделательных и оружейных заводов близ Тулы и по рекам Шексне, Костроме и Ваге. При нем впервые была установлена продажа лекарств из царских аптек, и было положено начало школе "аптекарского учения", а также собрана библиотека медицинских книг. Он заведовал Сибирским приказом, артиллерийскими делами, в 1695 году принимал участие в доставке артиллерийских припасов к Азову, а в 1701 году при посредстве Виниуса Атласовым была открыта и присоединена к России Камчатка.Во время Северной войны благодаря А.А.Виниусу после нарвского поражения была восстановлена в кратчайшие сроки русская артиллерия. Голландские торговые кампании, получив право на торговлю по Руси, стремились как можно быстрее обзавестись своими конторами и постоянными складочными пунктами в важных торговых городах. Голландское купечество имело свои склады по Двинской водной линии путей. Так же оно расположило свои конторы в Архангельске, Вологде. В 1675 году голландец Ван-Стаден по заданию российского царя Алексея Михайловича был послан за границу с заданием привезти оттуда рудокопов, трубачей и комедиантов. 1 Бургомистр Амстердама Николай Витзен объехал пол-России, выполнял поручения царского двора и лично Алексея Михайловича по заказу кораблей и мастеров-корабельщиков в Голландии.

Первыми учителями Петра 1 в морском деле и кораблестроении были голландцы, которые строили корабли (на воронежских верфях) для взятия Азова. Единственный язык, которым свободно владел Пётр 1- это голландский. С самого детства Петра окружали голландцы, самые известные из которых Франц Тиммерман (Петр познакомился с ним, когда искал в Немецкой слободе иностранцев, которые могли бы оказать ему помощь и поддержку в заинтересованности морскими путешествиями.В 1697 году, сразу после рождественских праздников Петр назначил судный приказ (ведавший строительством кораблей), где главным поставил Александра Протасьева, дав ему первым помощником Франца Тиммермана.) и Карстена Бранта. Он отремонтировал первый бот и вместе с Петром выводил его на просторные воды. Брант участвовал во всех корабельных строительских делах Петра, давал дельные советы, передавая ему свое умение. По просьбе Петра он ездил в Переславль, чтобы лично проследить за ходом строительства фрегата. В 1692 года на воду был спущен построенный под руководством голландских мастеров корабль "Марс", на мачте которого впервые появился трехцветный флаг царя. Работами по строительству корабля руководил голландец Клас, который был намного моложе Карстена; под его началом трудились голландские мастера и плотники. Нельзя не упомянуть ближайшего сподвижника царя Франца Лефорта, который хоть и не был голландцем по происхождению, долгое время состоял в Нидерландах на службе. Именно по их предложениям Пётр 1 дважды посещал Голландию. Это заложило основу крепкой дружбы между странами, которая способствовала развитию торговли и упрочению статуса обеих держав на международной арене.

Великое посольство – дипломатическая миссия Российского царя в Европу в 1697-1698 годы (одна из легенд гласит что во время этого посольства царь был подменен). Главными его целями являлись:

    Создать союз с европейскими государствами для борьбы с Турцией.

    Поднять престиж России на международной арене.

    Создать союз с европейскими государствами против Швеции.

    Изучение иностранных технологий.

    Вербовка иностранных специалистов.

    Ознакомление посольства с европейскими порядками и культурой.

    Закупка образцов иностранных вооружений и технологий.

Возглавили посольство Лефорт Франц Яковлевич - генерал-адмирал, Новгородский наместник; Головин Фёдор Алексеевич - генерал, Сибирский наместник; Возницын Прокофий Богданович - думный дьяк, Белёвский наместник. Их сопровождали более 50 дворян и добровольцев среди которых и был Пётр1 инкогнито. Инкогнито царя в плане протокола соблюдалось, однако его легко было узнать по большому росту и подергиванию лица.

Его отъезд был омрачён попыткой стрелецкого и казачьего мятежа, который был жестоко подавлен. До приезда в Голландию Великое посольство проезжало Швецию, затем Курляндию где Петру 1 был оказан отличнейший приём, а затем Бранденбург и Пруссия. 2 Только к началу августа Пётр 1 добрался до Голландии.

Минуя столицу Нидерландов, царь сразу пребывает в Заандам, небольшой городок, славившейся множеством верфей и кораблестроительных мастерских. Примерно там, где ему впоследствии поставят памятник, царь встречает знакомого по воронежской верфи кузнеца Геррита Киста и отправляется к нему на постой. Поселили Петра в коморке под сеновалом, спал Петр в шкафу, так было принято тогда в Голландии. Считалось, что если спать, полусидя – кровь не притекает к голове, очень полезно для здоровья. Здесь при посещении этого городка Наполеон Бонапарт сказал: «Для великого человека ничто не бывает малым».

На другой день царь под именем Петра Михайлова записался на верфи Линста Рогге, простым плотником.

Заандам, и дом царя, теперь достопримечательность небольшого нидерландского городка, приобрели известность только в конце восемнадцатого столетия. Он долгое время переходил от одной королевской семьи Нидерландов к другой, пока не был подарен Виллемом III российскому императору Александру III. После революции дом на некоторое время остался бесхозным, и в 1921 году заведование музеем взял на себя Пустошкин – секретарь царской миссии в Гааге. В 1948 году два наследника рода Романовых официально отказались от прав на этот дом, после чего он вновь вернулся в ведение Нидерландов.

Историки в это время так описывают его жизнь:

    Он сам себе готовит обед.

    Сам себя обслуживает и одевает

    Строит модель корабля и ветряной мельницы

    Покупает себе небольшую парусную яхту,пытаясь её усовершенствовать.

    Целый день проводит на верфях с молотком и рубанком в руке, обучаясь кораблестроительству.

    Вечерами посещает лесопильни, прядильни, мастерские по изготовлению компасов.

    Несколько дней работает на бумажной фабрике, отлично справляясь с поставленной задачей, параллельно изучая технологию создания бумаги.

В Заандам Пётр попал по чистой случайности, так как большая часть кораблестроителей работавших в России при строительстве флота в Воронеже были с верфей этого города. Пётр Алексеевич с десятком добровольцев пробыл в этом городе 8 дней, но быстро разочаровался и был вынужден уехать в Амстердам по нескольким причинам:

    На Заандамских верфях строились только торговые корабли не больших размеров.

    Пётр 1 не увидел особой технологии в строительстве данных кораблей (очень многое определялось «на глаз»).

    Царь в силу своего характера несколько раз вступал в конфликты с местными жителями, что вызвало недовольство местных властей.

    Прибытие основной части посольства в Амстердам требовали немедленного возвращения Петра в столицу для выполнения тайных переговоров.

    Появление иноземцев в Заандаме, явление для того времени необычное, привлекало любопытных. В городок стали съезжаться люди со всей страны, чтобы посмотреть на загадочного московского царя. 3

Гораздо больше пользы извлек Петр в Амстердаме. Там ожидал его друг, работавший в своё время на его отца, городской бургомистр, Николай Витсен. Посетив Россию в царствование Алексея Михайловича, переписывавшийся с Лефортом и служивший посредником для его повелителя при заказах кораблей и других покупках, производимых в Голландии, он не мог не принять путешественника с распростертыми объятиями.

Витсен выхлопотал разрешение Петру на работу в больших верфях Ост-индской компании, руководство которой смогло оградить его от лишнего внимания. Его записали в плотники к одному из лучших корабельных мастеров Герриту Клаасу Поолю, а для того чтобы он смог принять участие в постройке корабля с самого начала, заложили новый фрегат «Петр и Павел».

На верфи, кроме Петра, трудились еще десять русских, в том числе царский любимец Алексашка Меньшиков, он единственный после целого дня махания топором не жаловался на боль в руках. Русские почти профессионалы, они здесь как бы на производственной практике, строят от начала до конца большой фрегат. Строят три месяца. Этот корабль будет ходить потом на остров Ява, голландскую колонию в Индонезии.

16 ноября корабль был спущен на воду, а в честь русского царя, голландским флотом, было устроено показательное морское сражение, за которым наблюдало всё Великое посольство.

В свободное от тяжёлой работы время царь вместе с бургомистром посещал фабрики, госпитали, мастерские, лаборатории и музеи, встречался с инженерами, учеными и художниками. Одновременно посольство успешно занималось наймом специалистов для работы в России. Всего было нанято около 1000 человек (военные, инженеры, кораблестроители, моряки, учёные и др.). 4

При переезде из Амстердама в Гаагу он постоянно останавливал экипаж, то измеряя длины встречающихся мостов на сваях, то пытался понять механизмы встречающихся мельниц, то входил в дома простых голландцев пытаясь понять их жизненный уклад. Он чуть не искалечился, пытаясь остановить лесопилку; вешался на маховое колесо ткацкой фабрики, рискуя, что его зацепит одно из вспомогательных колес.

За время пребывание в Голландии Пётр изучал:

    Архитектуру с Симоном Шшювутом из Лейдена.

    Механику с Ван дер Генденом.

    Фортификацию с Гохорном.

    Книгопечатание с одним из братьев Тессинг.

    Анатомию с Рюйшем.

    Естественную историю с Левенгуком.

    В Лейдене в анатомическом театре Бургаве Пётр сам принимал участие во вскрытии трупов

За четыре с половиной месяца, проведённых в Нидерландах, Пётр 1 научился:

    Пользоваться циркулем, рубанком, пилой.

    Проводить вскрытие трупов. Хотя отец Петра Алексей Михайлович запрещал в России вскрытие трупов под страхом смертной казни.

    Удалять зубы.

    Рисовать и гравировать по меди.

    Готовить еду.

Построил и смастерил:

  • Русскую баню.

Пётр 1 посещал мастерскую Иоанны Кёртен Блок, позировал для портрета, который она с него написала, расписался в ее альбоме и сам исполнил гравюру на доске, изображающую торжество христианской религии над верой Магомета. 5

Важным событием пребывания Петра I в Голландии стало знакомство с Вильгельмом III–верховным правителем Нидерландов и Англии. Несмотря на сильную разницу в возрасте между ними установилось взаимопонимание по многим вопросам. Дипломаты выразили пожелание заключить с Нидерландами и другими европейскими странами союз против Османской империи и со своей стороны заявили о готовности создать благоприятный климат для голландских купцов в России. Они просили также помочь в строительстве 40 военных кораблей и более сотни галер, которые предполагалось использовать против турецкого флота. Генеральные Штаты ответили, что не могут дать ни денег, ни вооружения, боясь поставить под удар свою торговлю с Ближним Востоком через контролируемое османами Средиземное море. Таким образом, заключить, как предполагалось, политический и военный союз не удалось, как и не удалось получить денежную субсидию на создание флота. Через два месяца обучение на амстердамских верфях было окончено, что подтверждал специальный аттестат, выданный царю мастером Полем. Изучив нидерландский опыт судостроения, Петр понял его главный недостаток – отсутствие теории кораблестроения – и, воспользовавшись приглашением Вильгельма III, в январе 1698 г. он отправился учиться к корабелам Англии. 6

Голландские верфи пользовались в семнадцатом столетии заслуженной славой; но это была скорее практика, нежели ученье (набор теоретических алгоритмов для кораблестроения). Употребляемые ими приемы менялись сообразно с верфями, без всякой теоретической последовательности, без всякого осмысленного оправдания размеров и преемственно передаваемой методы. Совершенствуясь в изучении ремесла, Петр заметил это и огорчился. Вследствие этого он вынужден был продолжить свою образовательную программу в Англии. В написанном им предисловии к Морскому регламенту, Пётр так объясняет причину своего недовольства:

«На Остъ-Индской верфи, вдавъ себя съ прочими волонтерами въ наученіе корабельной архитектуры, государь въ краткое время совершился въ томъ, что подобало доброму плотнику знать, и своими трудами и мастерствомъ новый корабль построилъ и на воду спустилъ. Потомъ просилъ тоя верфи баса Яна Поля, дабы училъ его пропорціи корабельной, который ему черезъ четыре дня показалъ. Но понеже въ Голландіи нѣтъ на сіе мастерство совершенства геометрическимъ образомъ, но точію некоторыя принципіи, прочее же съ долговременной практики, о чемъ и вышереченный басъ сказалъ, и что всего на чертежъ показать не умѣетъ, тогда дѣло ему стало противно, что такой дальній путь для сего воспріял, а желаемаго конца не достигъ. И по нѣсколькихъ дняхъ прилучилось быть его величеству на загородномъ дворѣ купца Яна Тессинга въ компаніи, гдѣ сидѣл гораздо невеселъ ради вышеописанной причины, но когда между разговоровъ спрошенъ былъ: для чего такъ печаленъ, тогда оную причину объявилъ. Въ той компаніи былъ одинъ англичанинъ, который, слыша сіе, сказалъ, что у нихъ, въ Англіи, сія архитектура такъ въ совершенствѣ, какъ и другія, и что краткимъ временемъ научиться можно. Сіе слово его величество зѣло обрадовало, по которому немедленно въ Англію поѣхал и тамъ черезъ четыре мѣсяца оную науку окончилъ.»

Хотя политических целей посольства достигнуто небыло, все остальные задачи были выполнены с блеском. Говоря о завербованных специалистах в Голландии, нельзя не упомянуть фигуру вице-адмирала Корнелиуса Крюйса, который внёс огромный вклад в развитие российского флота. Благодаря этому человеку уже впервые годы своего существования российский флот на Балтике достиг таких высоких позиций, что без труда смог отражать атаки шведской армады и побеждать ее, что, без преувелечения, способствовало успеху российской армии в Северной войне. На протяжении многих лет, пользующийся особой благосклонностью императора, вице-адмирал много лет проработал в Адмиралтействе, где был незаменимым работником. Он стоял у истоков становления Адмиралтейства. Родился Корнелиус Крюйс в норвежском городке Ставангере 3 июня 1657 года. Уже хорошо известным человеком этот норвежец, уволившийся с Голландской службы в связи с сокращением военных штатов, в 1697 году поступил на русскую службу: в Амстердаме Крюйс приглянулся Петру Михайлову то есть царю Петру 1, и с того момента участь моряка была решена. Правда, боясь потерять свою независимость и свободу, Крюйс не сразу согласился приехать в Россию. Петр Алексеевич не брал в расчет отговорки и в знак своего покровительства и расположения пожаловал ему чин вице-адмирала и шпагу с серебряным эфесом. Корнелий имел такие поручения от Петра: составлял карту течений Дона; ездил в Голландию нанимать для русской службы иностранцев, а дворянских детей, прихваченных с собой, устраивать в порты и школы для обучения морским делам. Корнелий Крюйс проявил себя и как изобретатель. Так, например, ему принадлежала идея создать особые ящики, содержащие около 1000 фунтов пороха. Такими ящиками предполагалось сбивать валы и стены неприятельских крепостей и взрывать на воздух неприятельские суда. К крепостной стене ящик должен был быть прикреплен вплотную, а к неприятельскому судну подвешен в брандере и зажжен у корабельного борта. Уже прославившись, как автор первого морского кодекса, строитель кораблей на верфях Воронежа и участник первых Азовских походов русского флота, Крюйс стал и первым защитником новой русской столицы с моря. Осенью 1705 года после отражения нападения шведского флота на только что отстроенный форт Кроншлот и остров Котлин эскадра балтийского флота под гром канонад возвращалась в Петербург. Корнелис Крюйс шел на флагмане балтийского флота корабле "Дефам" в роли триумфатора. Однако со смертью императора и Крюйс прожил недолго, силы постепенно оставляли его, здоровье становилось все хуже и хуже. Последние два года, страдая тяжелейшими приступами грудной и каменной болезни, адмирал почти безвыездно провел в своем доме, умудряясь при этом руководить работами в Адмиралтействе. 3 июня 1727 года Корнелиус Крюйс, в день своего семидесятилетия, он и скончался. 7 Неоценим вклад этого человека в становлении Азовского и Балтийского флотов и в целом в создание адмиралтейской структуры.

В целом следствием поездки Петра1 в Голландию стали:

    Фортификаторами, привезёнными Петром из Нидерландов (и своими, кто прошёл у них обучение) строилась крепость Алексея и Петра, а в Таганроге строилась крепость с портом и гаванью во имя Св. Троицы и Апостола Павла.

    Было ускорено строительство российского флота.

    Шведский король, в свете укрепившийся дружбы между Европой и Россией беспрепятственно отправил триста корабельных пушек (неожидан, что они потом будут направлены против него же).

    Пётр смог подружиться с Вильгельмом 3 и заручиться его поддержкой при переговорах с остальными европейскими монархами, что укрепило международный авторитет России.

    Он завербовал искусного моряка, как было выше сказано, норвежца Корнелиуса Крюйса, которого назначил адмиралом, несколько капитанов кораблей, двадцать три командира, тридцать пять лейтенантов, семьдесят два лоцмана, пятьдесят докторов, триста сорок пять матросов, четырех поваров.

    В Москву отсылались образцы иноземного оружия и технологий (ружья, пушки, пистолеты, корабельные канаты, циркули, пилы, красное дерево, китовый ус, парусина и якоря, мрамор и чучела животных).Всего было отправлено более 260 ящиков.

В целом поездка оказала огромное влияние на развитие культурной, экономической и военной сфер государства. Важность привезённых Петром 1 идей и людей из Голландии неоспорима. Именно петровские реформы заложили фундамент для развития нашего государства на многие сотни лет вперёд.

Итак, подведём небольшие итоги проведённых реформ и преобразований петровской эпохи, оказавших огромное влияние на сегодняшнюю действительность, несмотря на прошедшие века.

В политической сфере одним из важнейших преобразований можно считать создание флага. Самый первый флаг, который Петр поднял в своей жизни, был, голландский. Построив на местной верфи корабль, Петр не мог отказать себе в таком удовольствии, а русского флага тогда еще не было. Потом, учреждая свой флаг, Петр использовал цвета голландского флага и получились одинаковые полосы, только на нашем флаге белая полоса вверху, а на голландском в середине. Такое бывает только у очень близких народов, похожи более-менее флаги норвежские и датские, и флаги некоторых арабских государств. Пётр считал Голландию очень близкой к России страной, и считал что у них сходные пути в развитии. Ну, Петр в своих преобразованиях меньше всего обращал внимание на чужое мнение. Сторонники Петра триста лет указывают на неспособность старой Руси естественным образом, без принудительной модернизации, рвануть за все более уходящей вперед Европой.

Опыт пребывания Петра I за границей в Нидерландах, сыграл неоценимую роль при проведении им крупномасштабных реформ в России, в том числе и во внешнеполитической сфере. Старый Посольский приказ уже не отвечал новым потребностям государства. Уже в начале XVIII в. при Петре возникает «походная Посольская канцелярия», к которой постепенно переходят все функции Приказа; в 1716 г. она преобразовывается в «Посольскую коллегию», а в 1720 г. - в особую Коллегию иностранных дел, которая стала прообразом современного МИД. При перестройке органа внешних сношений произошло своеобразное сочетание европейских порядков с традициями и обычаями, сложившимися в русской дипломатии в предшествующий период. Ко второй половине царствования Петра вырасло новое поколение умелых и тонких дипломатов, отлично ориентировавшихся в международных отношениях и действовавших с большой ловкостью и незаурядным тактом. Выдающимся дипломатом этого времени, умело и с достоинством защищавшим интересы России, был Б.И.Куракин, долгое время занимавший пост посла в Голландии. Куракин по существу являлся как бы заместителем канцлера – руководителя Коллегии иностранных дел за границей. По его «советам» действовали русские представители в других странах Европы. С расширением сферы дипломатической деятельности функции русских дипломатов при Петре чрезвычайно усложнились. На них была возложена, среди прочих, задача «литературной борьбы» с вредными для России политическими настроениями за границей. Когда в Гаагу пришло известие о Нарвском поражении, русский посол Матвеев составил и подал Генеральным Штатам меморандум, который должен был рассеять дурное впечатление, произведённое этим известием: шведский посол был вынужден написать опровержение. Позже князь Куракин следил в Гааге за тем, чтобы в прессе не печаталось ничего предосудительного для России, и опровергал напечатанное, жаловался на «газетёров» голландскому правительству. Однако, больше для политических реформ Пётр в Европе ничего не почерпнул, в силу своей импульсивности и непоследовательности. Вся политическая мысль его была поглощена борьбой с сестрой и Милославскими; все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству, стрельцам, раскольникам; солдаты, пушки, фортеции, корабли заняли в его уме место людей, политических учреждений, народных нужд, гражданских отношений.

Культурная и научная сферы так же не осталась без внимания царя. В русском языке большинство морских слов – голландские заимствования, от «аварии» и «айсберга» и далее, вплоть до «шкипера», «шланга» и «штурвала». Во время пребывания Петра I заметное развитие получили культурные и научные связи между двумя странами. При нём были переведены на русский язык книги многих голландских авторов, что помогало распространять знания о достижениях культуры, науки и техники. В целом отношения с Нидерландами в период царствования Петра характеризовались как привилегированные, что, правда, не помешало царю арестовать в 1718 г. голландского резидента в Петербурге Деби по обвинению в посылке лживых, неблагоприятных для России донесений своему правительству и в подозрительных связях с подданными царя. К послу был приставлен караул.

Именно благодаря Голландии в России появились зимние катки и коньки, правила этикета. Привезённые из Амстердама глыбы мрамора стали основой будущей академии изящных искусств, а чучела зверей основой зоологического музея (в целом идея создания музеев была привезена из этой страны).

В Голландии интерес Петра Первого вызывала, по свидетельству современников, анатомия человека. Во время пребывания в Нидерландах молодой российский царь наряду с обучением кораблестроению посещал лекции по анатомии. Прекрасно понимая, как много дает знание анатомии для хирургии и вообще медицины, Петр купил прославившееся на всю Европу собрание препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, которого он называл своим учителем. Есть предположение, что, продавая в 1717 году свою коллекцию русскому царю, Рюйш заодно передал способ препарирования анатомических органов, за секретами которого охотились многие в Европе, сообщил Коойманс. Автор исторического исследования считает, что по просьбе царя Рюйш записал инструкцию по препарированию на бумаге и передал царскому лейбмедику. Наиболее ранние коллекции – конца XVII-начала XVIII века, происходят из так называемого Кабинета натуралий Кунсткамеры Петра Первого. После приобретения коллекции Ф. Рюйша Петр издает Указ "О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей", после чего начинаются сборы так называемой "Русской анатомической (тератологической) коллекции", препараты которой собраны, изготовлены в России, иногда при личном участии Петра Первого. 8

В Голландии был нанят для работы в России доктор Бидлоо. Он был родственником известного профессора медицины и анатомии Лейденской академии. В России Бидлоо стал руководителем медицинской школы, в которой обучалось 50 студентов (открыта в Москве при военном госпитале в 1707 году).

Всё это оказало огромное влияние на становление отечественной медицины и системы медицинского образования в России

В Голландии Петр нанял художника Адама Сило (Стило), который научил Петра писать картины с морскими судами, делать чертежи и проектные схемы, гравера Адриана Шхонебенка - он обучал царя гравировальному искусству. Огромное впечатление на царя произвело обилие в Голландии научных трактатов. Люди ещё не исчерпали своего оптимизма по поводу могущества человеческого разума. Некоторые произведения голландских ученых были переведены на русский язык, и эти трактаты стали основой новой российской науки, пополнив кремлёвскую библиотеку. Приглашенный голландец Тессинг стал основателем типографии, печатавшей книги на русском языке. Нельзя не отметить, что наборы русских шрифтов (использующихся в печатном станке) также были привезены из Нидерландов и с 1708 года этими литерами печатались книги в России. Это оказало огромное влияние на развитие общего культурного уровня страны и развитие образовательных программ, закладывая мощный фундамент для создания независимой от европейской собственной системы образования, отвечавшей требованиям нашей страны, и в то же время не отстающей от обще мирового научного уровня.

Пётр I в Голландии

20 октября 1696 года (что соответствует 30 октября по григорианскому календарю) Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть...», и это стало первым законом о флоте и признанием официальной датой его основания.

А в начале марта 1697 г. из России в Западную Европу выехало Великое посольство . Великими полномочными послами были назначены:

Лефорт Франц Яковлевич — генерал-адмирал, Новгородский наместник;
Головин Фёдор Алексеевич — генерал и воинский комиссарий, Сибирский наместник;
Возницын Прокофий Богданович — думный дьяк, Белёвский наместник.
При них было более 20 дворян и до 35 волонтёров, среди которых находился урядник Преображенского полка Пётр Михайлов — сам царь Пётр I , фактически руководивший этой масштабной экспедицией на Запад для изучения европейского опыта и, прежде всего, корабельного искусства. Перед Петром, только что завоевавшим Азов, стояла задача создания мощного военного флота. На специальной сургучной печати, которую царь ставил на своих письмах во время путешествия, была надпись: «Я ученик и ищу себе учителей».

Формально Пётр следовал инкогнито, но его заметная внешность легко выдавала его. Да и сам царь во время путешествия нередко предпочитал лично возглавлять переговоры с иностранными правителями. Возможно, такое поведение объясняется стремлением упростить условности, связанные с дипломатическим этикетом.

Великое посольство Петра I в Европу (1697-98 гг.). Справа портрет Петра в одежде матроса во время его пребывания в голландском Саардаме (Саандаме). Гравюры Маркуса. (1699)

Посольство посетило Курляндию, Восточную Пруссию, Голландию, Австрию. С частью посольства Петр I на три месяца выезжал в Англию. Предполагавшаяся поездка в Венецию была отменена в связи с известиями о стрелецком бунте в Москве и спешным возвращением Петра I в Россию августе 1698 г.

Особое место в этом путешествии занимала одна из крупнейших морских держав Европы - Голландия .


Русские послы в Гааге

Голландия, самая передовая страна этого времени, первая в мире буржуазная республика, главная морская держава. В этом качестве она уже превзошла Испанию и еще не уступила Англии. Из пяти кораблей в мировом океане четверо - голландские. В русском языке большинство морских слов - голландские заимствования, от «аварии» и «айсберга» и далее, вплоть до «шкипера», «шланга» и «штурвала».

Голландия давно уже привлекала царя, и ни в какой другой стране Европы тех времён не знали так хорошо Россию, как в Голландии. Голландские купцы были постоянными гостями единственного русского морского порта того времени — города Архангельск. Ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, в Москве было большое количество голландских ремесленников; первые учителя Петра в морском деле, с Тиммерманом и Кортом во главе, были голландцы, много голландских корабельных плотников работало на воронежских верфях при строительстве кораблей для взятия Азова. Амстердамский бургомистр Николай Витзен был в России ещё при царе Алексее Михайловиче и ездил даже на Каспий. Во время своего путешествия Витзен завязал прочные отношения с московским двором; он исполнял поручения царского правительства по заказу судов в Голландии, нанимал корабельщиков и всяких мастеров для России.


Беседа Петра I в Голландии. Неизвестный голландский художник. 1690-е гг. ГЭ

Петр прибыл в Голландию со своим ближайшим окружением 8 августа 1697 г. Он опередил посольский обоз и, не остановившись в Амстердаме, отправился в небольшой городок Саардам, (совр. Заандам), который славился своими корабельными верфями. Он прибыл в Заандам в воскресенье, 18 августа 1697 года (по старому стилю).


Открытка 1901 года

Примерно там, где ему впоследствии поставят памятник, царь встречает знакомого по воронежской верфи кузнеца Геррита Киста и отправляется к нему на постой. Поселили Петра в коморке под сеновалом, спал Петр в шкафу, так было принято тогда в Голландии. Считалось что если спать полусидя - кровь не притекает к голове, очень полезно для здоровья. Здесь был Наполеон, он сказал: «Для великого человека ничто не бывает малым».

С 19 августа Петр начинает работать на верфи Линста Рогге простым плотником. В свободное от работы время он осматривал фабрики, мельницы и мастерские в Заанском районе. Бывал у местных жителей, особенно в семьях, члены которых работали в России. Появление иноземцев в Заандаме, явление для того времени необычное, привлекало любопытных. А слухи о том, что в Заандаме находится русский царь, привели к тому, что в поселок стали приезжать люди со всей страны. Инкогнито Петра было быстро нарушено, и назойливые зрители сделали его проживание в Заандаме невыносимым. Поэтому 25 августа Петр уходит из Заандама в Амстердам на купленном им здесь буере. До Амстердама он дошел по Заану под парусом за три часа.

Впоследствии Петр неоднократно возвращался в Заандам, но никогда не оставался здесь более чем на один день.

3 июля 1814 года император Александр I посетил Заандам и Домик Петра I, где возложил на камин мраморную доску с надписью «Petro Mayno. Alexander».

В 1816 году дочь императора Павла I Анна Павловна Романова стала супругой принца, а затем короля Нидерландов Вильгельма II Оранского. По случаю рождения их второго сына, Александра, в 1818 году Домик Петра был подарен ей королем Нидерландов Вильгельмом I. По приказанию Анны Павловны для ветхого строения был построен каменный футляр по образцу сооруженного императрицей Екатериной II покрытия для Домика Петра в Санкт-Петербурге.


Весной 1839 года Гаагу посетил наследник российского престола великий князь Александр Николаевич. Вместе со вторым сыном Анны Павловны, тоже Александром, они побывали в Заандаме в Домике Петра I. Это событие запечатлено на картине «Посещение русским царем Александром II Домика царя Петра 17 апреля 1839 г.», которая хранится в помещении Домика.Сопровождавший великого князя Александра, его воспитатель Василий Жуковский увидев избушку Петра сочинил патриотический экспромт: Над бедной хижиною сей витают Ангелы святые: Великий князь благоговей! Здесь колыбель империи твоей, здесь родилась великая Россия!
Впоследствии строение переходило от одного члена голландской королевской фамилии к другому. В 1886 году сын Анны Павловны король Нидерландов Виллем III подарил Домик царя Петра российскому царю Александру III. По указанию Александра III, были установлены балки, поддерживающие деревянные стены домика. Позднее Николай II распорядился построить для домика большой футляр в виде прочных кирпичных стен с крышей.
Дом находился в собственности российского царского двора вплоть до революции 1917 года.
С 1921 года г-н Пустошкин, секретарь бывшей царской миссии в Гааге, взял на себя заведование музеем. Он выступал от имени наследников Романовых. После официального отказа в 1948 году двух наследников Романовых от прав на домик он снова перешел во владение голландского государства и по сей день функционирует в качестве музея.
В записках А. О. Смирновой-Россет утверждается, что Александр Пушкин хотел стать дворником у домика Петра в Голландии. В разговоре с императором Николаем I, Государь сказал Пушкину: «Мне бы хотелось, чтобы король Нидерландский отдал мне домик Петра Великого в Саардаме». — Пушкин ответил: «Государь, в таком случае я попрошу Ваше Величество назначить меня в дворники». Государь рассмеялся и сказал: «Я согласен, а покамест назначаю тебя его историком и даю позволение работать в тайных архивах».
Домик Петра изнутри и частично снаружи расписан именами-фамилиями посетителей, среди которых можно обнаружить подпись Михаила Кутузова



Памятник Петру I на площади, недалеко от домика

В Амстердаме, где в это время находилось Великое посольство, через бургомистра города Витзена он выхлопотал себе разрешение работать на верфях Ост-Индской компании, руководство которой смогло оградить его от излишнего внимания. Царя записали в плотники к одному из лучших корабельных мастеров Герриту Клаасу Поолю, а для того чтобы он смог принять участие в постройке корабля с самого начала, заложили новый фрегат «Петр и Павел ».

Сплошь деревянное кораблестроение триста лет назад было, по сути, плотницким делом. На верфи, кроме Петра, трудились еще десять русских, в том числе царский любимец Алексашка Меньшиков, он единственный после целого дня махания топором не жаловался на боль в руках. Русские почти профессионалы, они здесь как бы на производственной практике, строят от начала до конца большой фрегат. Строят три месяца. Руководство Ост-Индской компании не догадается подарить фрегат России и корабль этот, «Петр и Павел», будет ходить потом на остров Ява, голландскую колонию в Индонезии.

16 ноября корабль был успешно спущен на воду. В честь русского царя было устроено показательное морское сражение.

20 октября 1696 года двадцатичетырехлетний царь Петр издал указ короткий, но убедительный: “Морским судам быть”. Так он выражал заветную идею государства Российского создать могучий регулярный военный флот.

Однако первые опыты строительства надежных кораблей для будущей Азовской флотилии убедили молодого Петра, что иностранные кораблестроители, приглашенные им на службу, были малосведущими в своем деле. И тогда Петр, стремясь постичь суть кораблестроения с азов, сам берется за топор… “Сначала научиться самому”, — решает царь. Несколько месяцев трудится он вместе с крепостными плотниками на верфи Воронежского адмиралтейства . Но скоро Петру стало ясно, что кроме энтузиазма лучших людей России и денежных отчислений из казны необходимы еще и прочные знания всех достижений кораблестроения. И вот задумывает он удивительное предприятие. Петр приказывает готовить посольство в Голландию, Англию и Венецию – самые крупные морские державы той поры.

Царь спешит. Уже в начале марта 1697 года русское посольство выезжает из Москвы в Амстердам. В его составе адмирал Лефорт, боярин Ф.А. Головин, думный дьяк Возницын, 30 волонтеров и 69 стольников. Волонтеры разделены на три группы, в одной из которых десятником под именем Петра Михайлова сам царь. В этой же группе и его любимец – Александр Меншиков. Кстати заметим, что из числа этих волонтеров впоследствии вышли известные флотоводцы России – Иван Синявин, Ипат Мухатов и Ермолай Скворцов, кораблестроитель – “мастер доброй пропорции” – Феодосий Скляев и первый русский флотский капитан Федор Урусов.

Посольский обоз двигался медленно, а царю не терпелось поскорее приступить к делу. Опередив своих спутников, Петр 7 августа 1697 года прибыл в Саардам – голландский городок на берегу залива Зюдерзее, к северо-западу от Амстердама, славящийся своими верфями. Их насчитывалось пятьдесят. Здесь строились купеческие и китобойные суда для всей Голландии.

Царь снял себе квартиру на тихой окраине, в доме якорного мастера Киста, не раз прежде бывавшего в Москве. Две маленькие комнатенки в задней половине дома. Темная каморка стала его спальней, а тесный чуланчик при входе – рабочим кабинетом. Два низких окошка еле пропускали дневной свет, но Петр был доволен своим новым жилищем.

Через три дня на верфи, принадлежащей Линстру Рогге, появился новый рабочий – Петр Михайлов. Громадного роста и недюжинной силы, человек этот из далекой России вызывал у медлительных и равнодушных голландцев удивление своим трудолюбием. Ежедневно с восходом солнца шел он на верфь в толпе мастеровых и трудился с ними до самого вечера. А когда кончался рабочий день, он не спешил уходить домой: осматривал стапели, фабрики, на которых делалась корабельная оснастка, заглядывал на другие верфи . Часто удивительный работник выходил в море на купленном им небольшом паруснике (типа буер) или навещал семьи знакомых плотников. Многие из них впоследствии приехали на работу в Россию. Не прошло и двух недель, как саардамские жители узнали, что под видом простого плотника в городке поселился русский царь. Это было так необычно, что за Петром стали ходить толпы зевак, куда бы он ни направлялся. Тогда Петр переехал в Амстердам, где вместе со своими волонтерами поступил на верфь Ост-Индской компании под начало корабельного мастера Класа Поля. Здесь он работал до прибытия русского посольства. И снова, как в Саардаме, вызвал удивление амстердамцев, превратившись из плотника в царя. Теперь уже официально осмотрел он адмиралтейство, арсенал, верфи и корабельные склады. В честь Петра бургомистр Амстердама устроил показательное морское сражение в заливе Зюдерзее. В городе только и разговоров было, что о русском царе-плотнике. Опять толпы любопытных собирались поглазеть на Петра.

Желая скрыться от любопытных, Петр поселился на территории адмиралтейства Ост-Индской компании, в доме простого канатного мастера.

Бургомистр города Амстердама старался оказать русскому царю и его посольству достойный прием. В ратуше был дан торжественный обед, после которого намечался грандиозный фейерверк. Но Петра это мало интересовало. Ему хотелось получить официальное разрешение работать на городских верфях. И такое разрешение было дано. Петр сразу же решил отправиться в Саардам за своими плотничьими инструментами. Нелегко было голландцам уговорить царя остаться до конца празднества и посмотреть приготовленный в его честь фейерверк.

Едва кончилось торжество, Петр, несмотря на предупреждения бургомистра об опасности ночного плавания, отправился на своем буере в Саардам. В час ночи добрался он до городка, собрал свои инструменты, а ранним утром явился на работу к Класу Полю.

Четыре с половиной месяца усердно трудился русский царь у корабельного мастера. Изучил все, что только мог, узнал все хитрости сложной работы. Об этом красноречиво свидетельствует аттестат, выданный царю-плотнику:

“Я, нижеподписавшийся, Геррит Клас Поль, корабельный мастер при Амстердамской камере привилегированной Ост-Индской компании, свидетельствую и удостоверяю по истине, что Петр Михайлов (находящийся в свите великого московского посольства в числе тех, которые здесь, в Амстердаме, на Ост-Индской корабельной верфи с 30 августа 1697 года по нижеуказанное число жили и под нашим руководством плотничали) во времена благородного здесь пребывания своего был прилежным и разумным плотником, также в связывании, заколачивании, плетении, конопачении, стругании, буравлении, распиловании, мощении и смолении поступал, как доброму и искусному плотнику надлежит, и помогал нам в строении фрегата “Петр и Павел”, от первой закладки его, длиною в 100 фут (от форштевня и до ахтерштевня), почти до его окончания, и не только что под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил основательно, но и уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их разумеем. Для подлинного удостоверения я подписал сие моею собственною рукою. Дано в Амстердаме, в нашем постоянном местопребывании на Ост-Индской верфи, 15 января в лето господне 1698 г. Геррит Клас Поль, корабельный мастер привилегированной Ост-Индской компании в Амстердаме”.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Казалось бы, высшей похвалы мастерству быть не могло. Но не ради этого трудился царь на голландских верфях. Проницательный и ясный ум Петра подмечал многое. Взгляд его был широк. Царь быстро понял недостатки голландской системы кораблестроения. В собственноручных записях о составлении корабельного чертежа в трех плоскостях – на боку, полушироте и корпусе, — сохранившихся и поныне, отмечается, что голландцы руководствовались при строительстве кораблей одними практическими соображениями и составляли чертежи без всяких теоретических выкладок. Необходимо было усовершенствовать свои знания. Потеряв доверие к знаниям голландских мастеров, Петр впоследствии писал: “Если бы я не поучился у англичан, то навсегда бы остался плотником”.

Как раз в это время король Вильгельм, лично знавший Петра, приглашает царственного путешественника в Англию. В устье Мааса бросают якоря два военных корабля, две яхты и гукор. Им приказано сопровождать русского царя.

11 января 1698 года Петр уже в Лондоне. Он поселился на самой окраине английской столицы, поблизости от королевской верфи, в доме корабельного мастера Джорджа Эвелина. Его задачей было пополнить знания по теории кораблестроения и морской практике . Этому Петр отдает все свое время. Рассматривая чертежи различных судов, собственноручно вычерчивает на плазе части набора кораблей, часто беседует с адмиралом лордом Кармартеном, упорно и настойчиво изучает архитектуру и теорию строительства судов.

Лучшего учителя, чем Кармартен, царю трудно было найти: адмирал считался хорошим моряком и весьма известным в Англии корабелом. К тому же у него была огромная коллекция моделей кораблей, без сомнения, очень интересовавшая любознательного ученика.

В Англии Петр посетил артиллерийский арсенал в Вулвиче, пробыл три дня на стоявшей в Портсмуте военной эскадре и на 80-пушечном корабле “Гамбург” совершил плавание к острову Уайт. Все это убедительно показывает, что русский царь не терял времени даром.

Но вот в апреле 1698 года Петр, покинув берега “туманного Альбиона”, возвращается в Голландию. Снова амстердамцы целую неделю могли видеть высокую фигуру царя-плотника в самых различных частях своей столицы.

Однако еще не полностью удовлетворен любознательный Петр. Через Вену он уже было отправился в Венецию, славившуюся своим галерным флотом, но неожиданная весть о новом бунте стрельцов заставила его поспешить с возвращением в Москву. В конце августа 1698 года, после годового отсутствия на родине, Петр опять появляется в столице своего государства.

Надежды царя на денежную помощь Голландии и Англии для строительства Российского военного флота не оправдались. И это понятно: владычицы морей вовсе не были заинтересованы в появлении еще одного конкурента.

Посольство Петра получило решительный отказ. Но знания, приобретенные царем за время путешествия, были для России несравненно плодотворнее всякого материального пособия. Глубокое изучение Петром всех отраслей морского дела оказалось той основой, на которой взросло славное будущее русского военного флота. Ученик возвратился на родину мастером. Теперь все, в чем царь прежде вынужден был полагаться на чужое мнение, он видел ясно и знал сам. Рождение российского флота было теперь делом решенным.

Петр Первый отправился в Европу в 1697 году в составе так называемого "Великого посольства" - официальной делегации, посланной к европейским дворам с дипломатическими целями. Возглавлял ее Франц Лефорт. Себя Петр зачислил в свиту посольства под именем Петра Михайлова. Инкогнито было секретом Полишинеля, но, тем не менее, оставляло 25-летнему императору много свободы. Как подчеркивал выдающийся русский историк Василий Ключевский, Петр ехал за границу не как "досужий путешественник", а как "рабочий".

Плотник Петр Михайлов

Царь-реформатор провел за границей 15 месяцев. Он объездил пол-Европы, но именно Голландию - одну из самых развитых и богатых европейских держав того времени, мечту его юности - Петр избрал главной целью своего путешествия. Его первыми учителями в морском деле и ремеслах были голландцы, голландский - единственный иностранный язык, который Петр хорошо знал. Именно в Голландию он посылал из России "многое число людей благородных", чтобы они научились строить корабли и дома, отливать пушки и лечить людей, производить сложные математические вычисления и писать законы. Царь не хотел отставать от них в "оных искусствах", и поэтому, как он писал позднее, "сам воспринял марш в Голландию".

Поначалу Петр поселился в Заандаме (в российской традиции - Саардаме), маленьком городке недалеко от Амстердама, где стал работать плотником на небольшой верфи. Прожил он там недолго: не стало проходу от любопытных, желавших поглазеть на царя-работника. Поэтому вскоре Петр перебрался на верфь Ост-Индской компании. Здесь специально для него заложили фрегат "Петр и Павел", в строительстве которого царь сам принимал участие.

Петровский фрегат - не единственный памятник пребывания первого российского императора в Голландии. Главным остается, конечно, домик в Заандаме, в котором он жил. Это не просто музей. Это - место паломничества. Здесь даже Наполеон побывал. А поэт Василий Жуковский, посетивший домик Петра вместе с будущим императором Александром Вторым (тогда еще великим князем), оставил такие строки:

"Над бедной хижиною сей
Летают ангелы святые.
Великий князь! Благоговей:
Здесь колыбель империи твоей,
Здесь родилась великая Россия".

Контекст

Французский посол докладывал в 1697 году в Париж: "Поездка русского царя очень странна и совершенно противна здравому смыслу". Но Петр отлично знал, зачем он приехал в Голландию. Он не только работал на верфи. Он встречался с учеными и государственными деятелями, посещал музеи, обсерватории и анатомический театр, присутствовал при операциях, осматривал фабрики, больницы, кунсткамеры.

Картины голландских, итальянских, фламандских и французских художников, скульптуры, украшения и "куриозы", которые собирал первый российский император, стали позднее основой богатейшего собрания санкт-петербургского Эрмитажа. Особо следует сказать о скульптуре. Православная церковь относилась к скульптуре исключительно отрицательно, и поэтому в России ее до Петра практически не знали. Царь сломал этот "предрассудок прошлого". Глядя на античную красоту Аполлона или Афродиты, приобретенных им лично или по его указанию, благодаришь Петра еще и за это.

Но скульптуры, картины, знания и навыки ремесленника - не единственное, что взял с собой в Россию из Западной Европы неутомимый труженик. Петр привез в Россию из Голландии почти 900 специалистов самого разного профиля: от вице-адмирала до корабельного повара. А главное: он привез идеи преобразования России в такую же сильную, богатую, развитую страну, как те, в которых он побывал.

На смену старому Московскому государству должна была прийти держава, ориентированная на западноевропейскую модель. Столицей этой державы предстояло стать городу на Неве, прорезанному каналами так же, как любимый Петром Амстердам...

Несколько лет назад имено здесь прошла выставка "Петр Великий. Царь-провидец". Выставка впечатляла не только размахом (почти 700 экспонатов на двух этажах), но и разнообразием, уникальностью этих экспонатов, неожиданными открытиями. Посмертная маска первого российского императора соседствовала с золотыми украшениями сибирских кочевников из его коллекции, шахматы и дорожная аптечка - с чучелом любимого терьера царя по кличке Лиза, огромный кафтан - с неожиданно маленькими ботинками (при росте больше двух метров размер ноги был у царя 39-40), домашний халат из японского шелка - с личным оружием Петра, его походный нужник - с плотницким топором... Наверное, тем самым, которым Петр и прорубил окно в Европу...

Смотрите также:

  • Прогулка по тюльпановому раю

    Кёкенхоф - тюльпановый рай

    Кёкенхоф - королевский парк цветов в Нидерландах. История парка Кёкенхоф ("кухонный парк") ведет свой отсчет с XV века. Но как развлекательный парк цветов он впервые был открыт для публики в 1950 году.

  • Прогулка по тюльпановому раю

    Рай на два месяца

    Парк работает два месяца в году: с 20-х чисел марта до 20-х чисел мая. За этот период его ежегодно посещают более миллиона туристов. Больше всего гостей приезжает из Германии, Соединенных Штатов, Франции, Великобритании и Китая.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Концептуально

    Тема нынешнего сезона в Кёкенхофе - голландский дизайн. В этом году в парке можно увидеть различные композиции из цветов, выполненные в стиле неопластицизма: в память о "Де Стейл" - творческом объединении художников, образованном в 1917 году.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Хиппи

    В 1960-е годы Амстердам со своими демократическими законами стал местом паломничества американских и британских хиппи, а свободная любовь и конопля и по сей день остаются такими же "символами" Голландии, как сыры и тюльпаны. Этот автомобиль напоминает о тех временах.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Традиция

    Представить себе Голландию без ветряных мельниц невозможно. Этой, установленной в Кёкенхофе, в 2017 году исполнилось 125 лет. Вот уже 60 лет она остается любимицей посетителей парка, позволяя не только посмотреть на цветочные композиции сверху, но и узнать, как устроена классическая мельница изнутри.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Статья бюджета

    На Нидерланды приходится половина мирового рынка цветов. Тюльпаны вот уже добрых четыре столетия остаются одной из самых прибыльных статей голландского экспорта. Страна экспортирует цветов в среднем на шесть миллиардов евро в год.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Не отходя от... парка

    Основными потребителями голландских цветов являются США, Германия и Япония. В Кёкенхофе можно заказать любой сорт тюльпанов из обширнейшего каталога. Луковицы доставят в любую страну мира.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Особенный цветок

    Тюльпаны занимают особое место в системе ценностей голландцев. Именем человека, имеющего особые заслуги перед страной, часто называют новые сорта. В парке есть своя "аллея звезд", где можно встретить тюльпаны, названные в честь художника Ван Гога, астронавта Андре Кёйперса, футболиста и тренера Данни Блинда, политика Яна Петера Балкененде.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Если погода подводит

    Голландцы говорят, что в их стране слишком много пасмурных дней. Тюльпаны компенсируют им недостаток ярких красок. Действительно, по данным синоптиков, в Нидерландах - 35 солнечных дней в году. И тюльпаны, символизирующие приход весны, приносят ощущение радости.