Понятия «пророк», «посланник» и разница между ними. Разница между пророками и посланниками

Перед вами уникальный тест для проверки уровня знаний в акиде. Каждый человек может ответить на вопросы, которые будут приведены ниже, и проверить насколько хорошо он знает положения, связанные с вероубеждением (акида). Этот тест может стать толчком в изучении таухида для тех, кто получил низкий балл, и стать причиной более усердного изучения для тех, кто набрал высокий балл. Во всяком случае, прочитавший этот тест получит, с помощью Аллаха, полезную информацию в такой важной для мусульман науке, как наука единобожия (акида).

Ниже будет приведено двадцать пять вопросов по акиде, которые будут разделены на три категории: легкие, средние и сложные вопросы. Ответы на них будут приведены в самом конце теста. Предупреждаем, что во время теста на них смотреть не следует. Вы ведь проверяете свою акиду , а не чужую, так что будьте честны с собой.

Вы можете взять ручку или карандаш и записывать, отмечая плюсом или галочкой количество вопросов, на которые вы смогли дать ответ. Если по окончанию теста вы наберете от 20 до 25 баллов, то можно сказать, что акиду вы знаете отлично. Если вы наберете от 15 до 20 баллов, то результат будет хорошим. Если от 10 до 15, то уровень вашей подготовки — удовлетворительный, который можно сравнить со школьной «тройкой». Если вы набрали от 5 до 10 баллов, то это низкий уровень, сравнимый с «двойкой», а если количество вопросов, на которые вы ответили, будет от 1 до 5, то уровень вашего знания самой важной для мусульманина науки очень слабый, который даже стыдно с чем-то сравнивать.

Акида мусульманина. Проверь свою акиду.

Пусть Аллах поможет вам!

1. Что должен сделать человек, чтобы стать мусульманином?

2. Назовите три вопроса, которые два ангела – Мункар и Накир зададут нам в могиле.

3. Человеку, выучившему такое количество имен Аллаха, обещана большая награда. Сколько имен нужно выучить и какая это награда?

4. Назовите самый большой грех, который Аллах не прощает, наказанием за который будет вечное пребывание в Огне.

5. Перечислите пять столпов (арканов) Ислама.

6. Назовите шесть столпов Имана (веры).

7. Как зовут самого лучшего из пророков, мир им? Также перечислите имена пяти лучших пророков, которые прозваны «улюль ‘азм».

8. Как называется мост, перекинутый через Ад, через который будут проходить люди, чтобы войти в Рай?

9. Назовите имя самого лучше ангела, уполномоченного доводить до пророков и посланников Божественное Откровение (вах’й).

10. Может ли иман (вера) мусульманина увеличиваться и уменьшаться?

11. Что такое поклонение (‘ибада)?

12. Назовите три вида (категории) таухида.

13. Знали ли язычники Мекки во времена посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о существовании Всемогущего Аллаха? Приведите довод.

14. Как зовут ангела, уполномоченного протрубить в Ас-Сур (Рог), и сколько раз он протрубит в него?

15. Какова разница между пророками и посланниками Аллаха?

16. Назовите Книги, ниспосланные Всевышним Аллахом, и имена пророков, которым они были ниспосланы.

17. Какова разница между большим и малым ширком? Приведите примеры обоих видов.

18. Назовите три категории людей, которых, согласно известному хадису, первыми бросят в Огонь.

19. Кто был первым посланником Аллаха к людям?

20. Когда будут закрыты врата покаяния ?

21. Назовите два отличительных качества авлия Аллаха, которыми они описаны в Коране и по которым их можно отличить.

22. Сколько времени люди будут ждать наступления отчета в День Суда, стоя на махшаре (место сбора всех людей для отчета)? Приведите довод.

23. Перечислите условия (шуруты) свидетельства «Ля иляха илля Ллах».

24. Назовите две категории людей, чьи тела не гниют в могиле.

25. Что такое макам аль-махмуд?

Ответы на вопросы

1. Для того, чтобы стать мусульманином человеку необходимо произнести формулу шахады – «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах» (أشهد أن لا إله إلا الله و أشهد أن محمدا رسول الله). Смысл этих слов – «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и я также свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха». Произнеся эти слова, человек становится мусульманином.

2. После того как ангел смерти заберет душу человека, и его родные и близкие похоронят его, оставив совсем одного в сырой могиле, к нему придут два ангела – Мункар и Накир . Она зададут ему всего лишь три вопроса: «Кто твой Бог?», «Какова твоя религия?», «Кто твой пророк?» По милости Аллаха, мусульманин, проживший жизнь, поклоняясь Аллаху, ответит, что его бог – это Всевышний Аллах, его религия – это Ислам, его пророк – это Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Тот же, кто не верил в Аллаха и не жил согласно Исламу, не сможет ответить на эти вопросы и будет наказан в своей могиле.

3. Если мусульман выучит 99 прекрасных имен Аллаха, то в награду за это ему обещан Рай. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у Аллаха есть девяносто девять имен. Тот, кто выучит их, войдет в Рай!» (Аль-Бухари, Муслим).

4. Самый большой грех, не прощаемый Всевышним Аллахом, за который обещано вечное пребывание в Аду, – это ширк (придавание Аллаху сотоварищей) и куфр (неверие в Аллаха). Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (Сура «Женщины», аят 48).

5. Ислам основывается на пяти столпах. Это: шахада (свидетельство единобожия), ежедневная пятикратная молитва, закят , пост и хадж , если есть возможность совершить его. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам ocновывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет богa, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хадж и соблюдении поста в рамадане» (Аль-Бухари, Муслим).

6. Иман (вера) основывается на шести столпах. Это: вера в Аллаха, вера в Его ангелов, вера в Его Книги, вера в Его посланников, вера в Судный день и вера в предопределение судьбы. Всевышний Аллах говорит: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Сура «Корова», аят 177).

7. Самый лучший из пророков и «печать всех пророков» — это Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Пророков же, которых называют «улюль ‘азм» и которые считаются самыми лучшими, зовут: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Мухаммад, мир и благословение Аллаха всем им!

8. Мост, перекинутый через Ад и ведущий к Раю, называется «Сырат». Через этот мост пройдут все люди. Кто-то из них пройдет через него и попадет в Рай, а кто-то не сможет на нем устоять и упадет в Ад. Всевышний Аллах говорит: «Каждый из вас пройдет через него. Таково окончательное решение твоего Господа» (Сура «Марьям», аят 71).

9. Имя самого лучшего из ангелов, которому доверено доносить до посланников Аллаха Его божественное откровение, зовут Джибриль , мир ему.

10. Вера мусульманина может увеличиваться по мере совершения им благих дел и уменьшаться по причине совершения грехов. Всевышний Аллах говорит: «Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих, чтобы не сомневались те, кому было даровано Писание, и верующие, и чтобы спросили те, чьи сердца поражены недугом, и неверующие: «Что хотел Аллах этой притчей?» Так Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него. Это же – не что иное, как Напоминание для человечества» (Сура «Завернувшийся», аят 31).

11. Шейху-ль ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах, дал следующее определение поклонению : «Это то, что охватывает все, что любит Аллах и чем Он доволен из слов и дел, явных и скрытых».

12. Таухид (единобожие), как об этом говорят ученые, делится на три вида: единобожие в господстве Аллаха (таухид ар-рубубийя), единобожие в божественности Аллаха (таухид аль-улюхия) и единобожие в именах и атрибутах Аллаха (таухиду-ль асмаи ва с-сыфат).

13. Язычники Мекки знали о существовании Единого Аллаха, который сотворил их и наделил их всем, что они имеют, но вместе с этим придавали Ему в сотоварищи идолов, поклоняясь им, взывая к ним и принося им в жертвы животных. О том, что они знали об Аллахе, свидетельствует аят Корана: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?» Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» Мы явились к ним с истиной, однако они являются лжецами» (Сура «Верующие», аяты 84-90).

14. Ангела, уполномоченного протрубить в Ас-Сур, зовут Исрафиль. Он протрубит в него два раза. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (Сура «Толпы», аят 68).

15. Разница между пророками и посланниками Аллаха в том, что пророкам был дан шариат посредством божественного откровения, но им не было велено доводить его до людей. А посланникам был дан шариат посредством божественного откровения и также было велено довести этот шариат до людей. Отсюда вытекает правило, согласно которому каждый посланник является пророком, но не каждый пророк является посланником.

16. Всевышний Аллах ниспослал людям четыре Книги. Это Забур, который был ниспослан пророку Дауду , мир ему; Таурат, который был ниспослан пророку Мусе , мир ему; Инджиль , который был ниспослан пророку Исе , мир ему; Коран, который был ниспослан нашему пророку Мухаммаду , мир ему и благословение Аллаха.

17. Разница между большим и малым ширком заключается в том, что большой ширк, как придавание Аллаху сотоварищей, выводит человека из Ислама и обрекается его на вечные мучения в Аду, если он умрет не покаявшись. А малый ширк, например, показуха , не выводит человека из Ислама, а является одним из грехов.

18. Согласно хадису посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Судный день отчет начнется с трех человек, которых бросят в Огонь, – это воин (муджахид), который воевал за то, чтобы о нем сказали, что он храбрец; человек, который набрал знания, чтобы о нем сказали, что он знающий; человек, который раздавал милостыню, чтобы о нем сказали щедрый.

19. Первым посланником Аллаха к людям, как об этом говорят ученые, был Нух, мир ему. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него» (Сура «Женщины», аят 163).

20. Врата покаяния будут закрыты, когда солнце взойдет с запада. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах примет покаяние того, кто покается прежде, чем солнце взойдет оттуда, где оно заходит» (Муслим). Это то, что касается общих врат покаяния. Однако для каждого человека наступает время, когда его покаяние не принимается. Это момент, когда человек начинает хрипеть в предсмертной агонии. После этого его покаяние не будет принято.

21. Всевышний Аллах указал в Коране два качества Своих авлия (любимцев). Он сказал (смысл): «Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны» (Сура «Йунус», аят 62-63). То есть два качества, по которым можно определить авлия Аллаха, – это вера и богобоязненность.

22. Люди будут ждать отчета пятьдесят тысяч лет, как об этом сказано в аяте Корана, описывающем Судный день: «В течение дня, равного пятидесяти тысячам лет» (Сура «Ступени», аят 4).

23. Как говорят ученые, вместе с произнесением слов «Ля иля илля Ллах» необходимо наличие семи условий. Это: знание, убежденность, принятие, повиновение, искренность, правдивость и любовь.

24. В могиле не гниют тела двух категорий людей – это пророки Аллаха и шахиды. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах запретил земле поедать тела пророков». Также в сборнике «Сахих аль-Бухари» приводится хадис о том, что тело шахида было извлечено из могилы через шесть месяцев, и оно не изменилось с того дня, как его положили в могилу, за исключением уха.

25. Макам аль-махмуд – это почетная степень, которой Всевышний Аллах одарит нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха в Судный день. Эта степень позволит пророку заступиться за грешных мусульман нашей уммы, чтобы Аллах вывел их из огня Ада. Всевышний Аллах сказал: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (Сура «Перенос ночью», аят 79).

На этом тест завершился. Теперь вы можете подсчитать количество набранных вами баллов и проверить уровень вашего знания исламского вероубеждения (Акида). С системой оценки вы уже знакомы, но запомните одно: даже если вы набрали низкий балл, у вас еще есть возможность все исправить и . Пусть Аллах поможет вам в изучении этой науки и даст возможность пройти сотни таких тестов на «отлично»! Амин!

При составлении теста была использована книга шейха хафиза Ибн Ахмада аль-Хаками , да помилует его Аллах, «Мухтасару маариджи-ль кабуль», укороченная шейхом Абу Асымом Хишамом Алю ‘Укда .

Польза веры в посланников

Вера в посланников оказывает на верующего прекрасное влияние и приносит ему большую пользу. Вот некоторые из ее плодов:

1. Знание о милости Всевышнего Аллаха и той заботе, которую Господь проявил к Своим творениям, когда отправил к ним благородных посланников для наставления их на прямой путь.

2. Благодарность Аллаху за эту величайшую милость.

3. Любовь к посланникам, почитание их и восхваление их достойным образом за то, что они были посланы Всевышним Аллахом и являются Его избранными рабами, и за то, что они донесли Его послание до творений, были в высшей степени искренними по отношению к своим народам и терпеливо перенесли причиненные ими страдания.

Арабское слово «наби» («пророк») является производным от слова «наба», означающего «весть, приносящая большую пользу». Всевышний сказал: «О чем они расспрашивают друг друга? &О великой вести» (ан-Наба, 1-2).

Пророки получили такое название, потому что они получают вести от Аллаха и оповещают об Аллахе.

Существует мнение, что это слово является производным от слова «набава», которое означает «нечто возвышенное». В этом случае пророки получили такое название, потому что они занимают более высокое положение, чем все остальные люди. Всевышний сказал: «Мы вознесли его на высокое место» (Марьям, 57).

Арабское слово «расул» («посланник») произошло от слова «ирсал», означающего «послание», «отправление». Говоря языком царицы Сабы, Всевышний сказал: «Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы» (ан-Намль, 35).

Богословы давали разные определения понятиям «пророк» и «посланник». Согласно наиболее предпочтительному мнению, пророком в шариате называется тот, кто получает откровения от Аллаха о том, что он должен совершать и приказывать правоверным. Посланником же называется тот, кто получает откровения от Аллаха с повелением донести Его послание до людей, которые ослушались Его.

Таким образом, разница между этими понятиями заключается в том, что пророков Аллах оповещает о Своих повелениях и запретах для того, чтобы они передали их правоверным. Их не посылают к неверующим, и им не приказывают обращаться к ним с проповедями. Посланники же отправляются как к неверующим, так и к правоверным, чтобы донести до них послание Аллаха и призвать их к поклонению Ему.

Посланники не всегда приносили новый шариат. В частности, пророк Йусуф исповедовал религию Ибрахима, а пророки Дауд и Сулейман руководствовались законодательством, ниспосланным в Таурате, хотя все они были посланниками. Всевышний сказал: «Прежде к вам явился с ясными знамениями Йусуф, но вы до сих пор сомневаетесь в том, что он вам принес. Когда же он умер, вы сказали: «Аллах не отправит посланника после него» (Гафир, 34);



«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба) , Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур. &Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали. А с Мусой Аллах вел беседу» (ан-Ниса, 163-164).

В Коране пророки иногда называются посланниками в широком смысле этого слова: «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил свое в его чтение» (аль-Хадж, 52).

Аллах сообщил, что и пророки, и посланники были отправлены к творениям. Это объясняется тем, что пророки, которым было приказано проповедовать среди правоверных, тоже были отправлены к ним Аллахом, однако их послание носило конкретный, ограниченный характер. Что же касается абсолютного послания, то его были удостоены только посланники, которых Аллах отправлял как к неверующим, так и к правоверным.

Пророки – это лучшие из людей, рабы, избранные Всевышним, чтобы до¬нести до народа Его религию.

Какая разница между пророком (наби) и посланником (расул)?

Тот, к которому Всевышним Аллахом ниспослано вахью (откровение) с Шариатом и поручено донести этот Шариат до народа, является посланником (расул). А тот, к которому было ниспослано откровение, но не было поручено донести его до народа, является пророком (наби).

Тот, кто не является пророком, не может быть посланником. Посланники – это избранные из пророков.

Сколько посланников и пророков было отправлено Всевышним к народу?

Большинство учёных-богословов говорят, что пророков было 124 тысячи. Другие алимы утверждают, что их точное число известно только Аллаху. Из этих проро¬ков были избраны 313 посланников. Поэтому посланники почётнее пророков. Избранными же из посланников являются пятеро, которых называют «Улуль-‘азми», – Мухаммад, мир ему и благословение, Ибрахим, Муса, Иса, Нух, мир им всем.

Можно ли стать пророком благодаря своим стараниям в поклонении?

Сколько бы человек ни старался в богослужении и самосовершенствовании, он никогда не станет пророком. Всевышний Аллах Сам избирает из людей особых Своих рабов для выполнения пророческой миссии.

Могут ли приближённые к Аллаху люди – авлия – дойти до уровня пророков?

Каким бы величайшим ни был вали, он не достигнет уровня пророка.

Имена каких пророков приведены в Коране?

Это Адам, Идрис, Нух, Ибрахим, Альяса‘, Исхак, Я‘куб, Исма‘ил, Салих, Закария, Аюб, Муса, Шу‘айб, Давуд, Харун, Юсуф, Худ, Лут, Ильяс, Зуль-Кифли, Яхья, Сулайман, ‘Иса, Юнус, Мухаммад (мир им и благословение Аллаха).

Некоторые алимы полагают, что Зуль-Карнайн, Хизри, Лукман и Юша‘ тоже были пророками, другие говорят, что они были из авлия.
Перечислите качества, обязательно присущие пророкам, и те, которые невозможны, а также допустимые для них качества.

Всевышний Аллах наделил пророков совершенными качествами, то есть признаками пророческой миссии, присущими только им. Такими признаками пророков являются:

1. Правдивость. Пророк не может говорить неправду, ибо приходит он со Словом Аллаха. Если бы пророк хоть раз сказал неправду, то это означало бы, что таково веление Всевышнего Аллаха, ибо пророки строго следуют Его велениям. Кроме того, у людей возникли бы сомнения, и они не смогли бы различить в его словах правду и ложь.

2. Непогрешимость. Пророк не может в своём поведении отклониться от пути, указанного Всевышним, то есть совершить греховное, ибо поведение пророка является образцом для подражания остальным людям. Если бы пророк совершил хоть один недостойный поступок, то это означало бы, что таково веление Всевышнего и что такой поступок вправе совершить любой человек.

3. Интеллектуальное совершенство. Пророк не может быть умственно неполноценным человеком, ибо то, с чем он пришёл, – это и есть совершенство. Если бы пророком был глупец, то таковым посчитали бы люди и то, что он проповедует. Кроме того, он не смог бы в дискуссиях отстоять истину, доказать свою правоту людям.

4. Доведение до людей того, что поручено довести до них. Пророки получают откровение от Аллаха и обязаны полностью передать людям то, что велено им Всевышним, ибо они избраны Аллахом именно для доведения до людей истины.

Пророки не могут иметь качества, противоположные перечисленным выше, то есть они недопустимы для них. Это лживость, греховность, умственная ограниченность и сокрытие от людей того, что было поручено им Всевышним Аллахом довести до них.

Кроме того, существует ещё один допустимый для пророков сифат. Это различные состояния людей, не унижающие, не оскорбляющие, то есть не подрывающие их авторитет. Например, сон, болезнь, принятие пищи и питья, женитьба, занятие торговлей, выражение радости и печали и т. д. А такие состояния, которые могут подорвать их авторитет (например, эпилепсия, шизофрения и т. д.), пророкам не присущи.

Итак, всего получилось девять сифатов: четыре обязательных, четыре недопустимых и один допустимый.

Следует также отметить, что пророками могут быть только свободные мужчины.

Каков порядок достоинства народов перед Всевышним Аллахом?

Самые достойные из всего человечества – это пять пророков, называемые «Улуль-‘азми», среди которых самым лучшим является Мухаммад (мир ему и благословение), затем Ибрахим, Муса, Иса, Нух (мир им всем). После них идут другие посланники, а за ними пророки. За пророками следуют старшие ангелы – Джабраил, Микаил, Исрафил, Азраил (мир им) и другие, затем лучшие люди из уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Абу Бакр, Умар, Усман, Али (да будет доволен ими Аллах), далее сподвижники, которых Посланник (мир ему и благословение) при жизни поздравил Раем – Талхат бин Убайдуллах, Зубайр бин ‘Авам, Абдуррахман бин ‘Авф, Саид бин Зайд, Са‘ад бин Аби Вакас, Абу Убайдат ибн Джаррах (да будет доволен ими Аллах). После них достойными являются сподвижники, участвовавшие в битвах при Бадре, Ухуде, затем сподвижники «Бай‘ату ризвана», далее остальные сподвижники, таби‘ины и имамы мазхабов.

Некоторые алимы говорят, что среди сподвижников самыми достойными являются дети Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и его род. Да будет доволен ими всеми Аллах!

Что необходимо знать каждому мусульманину о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение)?

Каждый мусульманин должен знать, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является одним из детей Адама (мир ему), из религии Ибрахима (мир ему), из рода Исмаила (мир ему). Он является чистокровным арабом из племени Курайш, рода Хашима, родился в Мекке, его отцом был Абдуллах, а матерью – Аминат. Он имел прекрасную внешность: был белокожим с красивым румянцем. При достижении 40 лет Всевышний Аллах возложил на него пророческую миссию.

На протяжении 23 лет к нему ниспосылался Коран. Он распространил религию Аллаха – Ислам. Его Шариат отменил все предыдущие шариаты. Умер он в Медине в возрасте 63 лет и похоронен в комнате Айши, которая ныне находится внутри мечети Пророка (мир ему и благословение).

Корень арабского слова Ан-нубуу аh (Пророчество) - ан-наба ` (весть). Таким образом, Пророчество - это весть от Аллahа. Также это слово имеет значение, подобное значению другого корня - ар-риф‘а (превосходство). Пророк (Набий) - это тот, который возвещает от Аллahа о том, что Ему передано через Ангела.

Пророком может быть только человек (мужчина). Среди Ангелов и джиннов нет Пророков. А Посланником может быть и Ангел, и человек. Аллаh Всевышний сказал (Сура «Аль-Х аджж», Аят 75):

﴿اللهُ يَصْطَفِي مِنَ الْمَلائِكَةِ رُسُلاً وَمِنَ النَّاسِ﴾

Это означает: «Аллah избрал Посланников из Ангелов и людей».

В чем разница между Пророком и Посланником? Посланник из людей - это Пророк, получивший от Аллahа новые Законы, которых не было в Шари‘ате предыдущего Посланника. Для примера: и Мух аммад, и ‘Иса, и Муса были Посланниками - каждому из них были ниспосланы новые Законы. По Законам, которые были до Пророка Мух аммада, мир Ему, мусульмане должны были выполнять Намаз только в специальных местах для молитвы (мечетях). А согласно Шари‘ату Пророка Мух аммада, мир Ему, мусульмане могут молиться как в мечети, так и в любом другом чистом месте.

Пророк, не являющийся Посланником, - это тот, кто получает от Аллаһа Откровение следовать и передавать людям Законы предыдущего Посланника. То есть, Он не получает новые Законы. Поэтому, каждый Посланник - Пророк, но не каждый Пророк является Посланником.

Пророчество - это дар от Аллahа, который не приобретается благими поступками. В Священном К ур`ане сказано (Сура «Аль-Бак ара», Аят 269):

﴿يُؤتِي الْحِكْمَةَ مَن يَشَاء﴾

Значение Аята: «Аллah дает Пророчество и Послание тому, кому хочет».

То есть, нельзя достичь степени Пророка благодаря труду и стараниям в совершении благих дел или благодаря высокой культуре и нравственности. Пророческое Послание является даром от Аллahа особым, избранным людям.

Пророки всегда были лучше тех, к кому они были посланы. Они превосходили остальных по уму, проницательности, почетности, знаниям и богобоязненности, по храбрости, щедрости, аскетизму. Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Али ‘Имран», Аят 33):

﴿إِنَّ اللهَ اصْطَفَى ءادَمَ وَنُوحًا وَءالَ إِبْرَاهِيمَ وَءالَ عِمْرَانَ عَلَى الْعَالَمِينَ﴾

Это означает: «Воистину, Аллah избрал Пророками А дама, Нух а (Ноя), а также род Ибра hи ма и семейство ‘Имра на, даровав им превосходство над другими созданными».

Не могут быть Пророками женщины, а также люди, находящиеся в рабстве. У Пророков не могли быть недостатки в органах чувств (в зрении, слухе и т.п.), из-за которых они не смогли бы выполнить свою миссию как положено. Имам Ат -Т ирмизий передал Х адис Пророка Мух аммада, мир Ему:

ما بعث الله نبيا إلا حسن الوجه حسن الصوت، وإن نبيكم أحسنهم وجها وأحسنهم صوتا رواه الترميذي

Это означает: «Все Пророки, посланные Аллahом, имели красивое лицо и прекрасный голос. И воистину, Пророк Мух аммад, мир Ему, прекрасней их».

Пророческие Послания были завершены с Посланием Мух аммада, мир Ему, - Он является самым последним Пророком, после Него не будет нового Шари’ата (Закона).

Посланник – это человек,получивший Откровение Шари?а (религии и закона), и приказ от Аллахапровозгласить его, однако, если он получил Откровение и не получилприказа разгласить его, тогда он только пророк , а не посланник.

Аль-Акыда Аль-Васитыйа
Ибн Таймия(Raximaxu Llah)

Посланники: только двадцать пять из них упомянуты в Кор"ане ,что касается остальных, то мы должны верить в них не беспокоясь ихподсчетом, или знанием их имен, потому что это Аллах удержал у Себя,как сказал Он Кор"ане:
"Истинно, посылали мы посланников до тебя, о некоторых Мы рассказали тебе, о других не рассказывали" (Гафир или аль-Му"мин 40/78).

Аль-Акыда Аль-Васитыйа
Ибн Таймия(Raximaxu Llah)

Основы веры в свете Корана и Сунны

Тема II. Понятия «пророк», «посланник» и разница между ними

Арабскоеслово «наби» («пророк») является производным от слова «наба»,означающего «весть, приносящая большую пользу». Всевышний сказал: «О чем они расспрашивают друг друга? ? О великой вести » (ан-Наба, 1-2). Пророки получили такое название, потому что они получают вести от Аллаха и оповещают об Аллахе.
Существуетмнение, что это слово является производным от слова «набава», котороеозначает «нечто возвышенное». В этом случае пророки получили такоеназвание, потому что они занимают более высокое положение, чем всеостальные люди. Всевышний сказал: «Мы вознесли его на высокое место » (Марьям, 57).

Арабскоеслово «расул» («посланник») произошло от слова «ирсал», означающего«послание», «отправление». Говоря языком царицы Сабы, Всевышний сказал:«Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы » (ан-Намль, 35).

Богословыдавали разные определения понятиям «пророк» и «посланник». Согласнонаиболее предпочтительному мнению, пророком в шариате называется тот,кто получает откровения от Аллаха о том, что он должен совершать иприказывать правоверным. Посланником же называется тот, кто получаетоткровения от Аллаха с повелением донести Его послание до людей,которые ослушались Его.
Таким образом, разница между этими понятиямизаключается в том, что пророков Аллах оповещает о Своих повелениях изапретах для того, чтобы они передали их правоверным. Их не посылают кневерующим, и им не приказывают обращаться к ним с проповедями.Посланники же отправляются как к неверующим, так и к правоверным, чтобыдонести до них послание Аллаха и призвать их к поклонению Ему.
Посланникине всегда приносили новый шариат. В частности, пророк Йусуф исповедовалрелигию Ибрахима, а пророки Давуд и Сулейман руководствовалисьзаконодательством, ниспосланным в Таурате, хотя все они былипосланниками. Всевышний сказал: «Преждек вам явился с ясными знамениями Йусуф, но вы до сих пор сомневаетесь втом, что он вам принес. Когда же он умер, вы сказали: «Аллах неотправит посланника после него » (Гафир, 34); «Воистину,Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху ипророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку,Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба ), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Да¬вуду же Мы даровали Забур. ? Мы отправили посланников,о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мытебе не рассказывали. А с Мусой Аллах вел беседу » (ан-Ниса, 163-164).
В Коране пророки иногда называются посланниками в широком смысле этого слова: «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил свое в его чтение »(аль-Хаджж, 52). Аллах сообщил, что и пророки, и посланники былиотправлены к творениям. Это объясняется тем, что пророки, которым былоприказано проповедовать среди правоверных, тоже были отправлены к нимАллахом, однако их послание носило конкретный, ограниченный характер.Что же касается абсолютного послания, то его были удостоены толькопосланники, которых Аллах отправлял как к неверующим, так и кправоверным.