Описание действующей пенсионной системы. Описание действующей пенсионной системы Вид страховых взносов

Страховые взносы в Пенсионный фонд России: какие взносы и в какие сроки уплачивал индивидуальный предприниматель с 1996 года по 2000 год - читайте в статье.

Вопрос: как платил и в какие сроки взносы индивидуальный предприниматель с 1996 г. по 2000 г.. Нужно для оформления пенсии.

Ответ: На 1996 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей составляют 5 процентов дохода, полученного от деятельности. медицинского страхования имеют тариф в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

На 1997 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 28% от дохода от деятельности. Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

На 1998 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20, 6% от дохода от деятельности. Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

На 1999 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением. Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Установить на 2000 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением. Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Порядок уплаты взносов: к 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября текущего года плательщики взносов вносят по одной трети годовой суммы взносов, исчисленной по доходам за истекший год.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Закон от 21.12.1995 № 207-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год»

«Статья 1. Установить на 1996 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:*

для работодателей-организаций - в размере 28 процентов, для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, - в размере 20,6 процента выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения;

для индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также иностранных граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, аудиторов - в размере 5 процентов дохода, полученного от их деятельности. *

Указанные категории плательщиков, использующих в своей деятельности труд наемных работников, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от указанных выплат;

Статья 3. Установить на 1996 год тарифы страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для работодателей-организаций в размере 1,5 процента; в фонды обязательного медицинского страхования - в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.»

2. Закон от 05.02.1997 № 26-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» (ред. от 30.03.1999)

«Статья 1. Установить на 1997 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:*

б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, а также для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, частных аудиторов - в размере 28 процентов;* для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - в размере 20,6 процента от дохода от их деятельности.

Указанные категории плательщиков, использующих в своей деятельности труд наемных работников, то есть являющихся работодателями (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств), уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

Статья 4. Сохранить в 1997 году для предприятий, учреждений и организаций порядок, размеры, условия уплаты и условия освобождения от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, действовавшие в 1996 году.*»

3. Закон от 08.01.1998 № 9-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год (с изм. на 23.12.99) (фактически утратил силу)»

«Статья 1. Сохранить в 1998 году тарифы, порядок, условия уплаты и освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования, действовавшие в 1997 году, с учетом изменений, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона.*

Часть первую пункта "б" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 6, ст.710) изложить в следующей редакции:

"б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, а также для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - в размере 20,6 процента дохода от их деятельности.".*

В пункте "в" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 6, ст. 710) слова "28 процентов" заменить словами "20,6 процента".

(Часть вторая предыдущей редакции считается соответственно частью пятой настоящей редакции - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 59-ФЗ)»

4. Закон от 04.01.1999 № 1-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного мед. страхования на 1999 год (с изм. на 23.12.99) (фактически утратил силу)»

«Статья 1. Установить на 1999 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:*

Б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств - в размере 20,6 процента дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;*

для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в размере 20,6 процента доходов, определяемых исходя из стоимости патента.*

Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Статья 2. Установить на 1999 год тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для работодателей-организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4 процента выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Статья 4. Установить на 1999 год для категорий плательщиков и облагаемой базы для начисления страховых взносов, перечисленных в пунктах "а" -"г" статьи 1 настоящего Федерального закона, тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).*

5. Закон от 20.11.1999 № 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год (фактически утратил силу)»

«Статья 1. Установить на 2000 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:*

б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе для иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, частных детективов и занимающихся частной практикой нотариусов, - в размере 20,6 процента дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в размере 20,6 процента доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

Статья 2. Установить на 2000 год тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для работодателей-организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4 процента выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Статья 4. Установить на 2000 год для категорий плательщиков и облагаемой базы для начисления страховых взносов, перечисленных в пунктах "а"-"д" статьи 1 настоящего Федерального закона, тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).*

6. Постановление Правления ПФ РФ от 11.11.1994 № 258 «Об утверждении Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации» (ред. от 28.08.1996, с изм. от 22.06.2000)

«V. Порядок и сроки уплаты взносов в ПФР иными плательщиками

60. Граждане, в том числе иностранные, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, частные детективы, частные охранники, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (15 июля; 15 августа; 15 ноября).

61. Порядок представления сведений о фактическом доходе от предпринимательской деятельности за истекший год, полученном указанными в п. 60 настоящей Инструкции плательщиками взносов, определяется ПФР.

62. Взносы уплачиваются в следующем порядке.

62.1. К 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября текущего года плательщики взносов вносят по одной трети годовой суммы взносов, исчисленной по доходам за истекший год, а впервые привлекаемые к уплате взносов - по одной трети суммы, исчисленной по предполагаемому доходу за текущий год, а при отсутствии сведений о предполагаемом доходе - по фактическому.*

62.2. В случае увеличения или уменьшения в течение года дохода производится перерасчет взносов.

62.3. По истечении года или в случае прекращения предпринимательской деятельности годовая сумма взносов исчисляется по фактически полученному доходу, и разница между этой суммой и суммами, уплаченными в течение года, подлежит перечислению плательщиком взносов или возврату ему не позднее 15 июля, а при прекращении предпринимательской деятельности - в 15-дневный срок.*»

Н.В. Криксунова,
советник налоговой службы I ранга

1. Общие положения

Основными документами, регламентирующими вопросы по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) и фондами обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в 2000 году, являются:

Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 38-ФЗ);

Постановление ПФР от 11.11.1994 N 258 "Об утверждении инструкции “О порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации”" (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 30.03.1999 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год";

Федеральный закон от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год";

Постановление Правительства РФ от 07.05.1997 N 546 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

Разъяснения по применению перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.05.1997 N 546 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации", утвержденные постановлением Правления ПФР от 15.09.1997 N 73;

Федеральный закон от 02.01.2000 N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации";

Федеральный закон от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год";

Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018;

Постановление Правительства РФ от 05.01.2000 N 9 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования";

Письмо ПФР от 23.03.2000 N МЗ-16-27/2425 "О применении Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ";

Указ Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 116 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации";

Письмо ПФР от 04.10.1999 N ЕВ-16-27/8891 "Об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации садоводческими и садово-огородными товариществами";

Письмо ПФР от 11.01.2000 N ЛЧ-06-27/135 "О порядке учета страховых взносов по дополнительному тарифу";

Письмо ПФР от 03.03.2000 N КА-16-27/1630 "О применении Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ".

2. Тарифы и круг плательщиков страховых взносов в ПФР и ФОМС

Круг плательщиков и страховой тариф взносов в ПФР и ФОМС на 2000 год установлены Законом РФ от 20.11.1999 N 197-ФЗ.

Страховые тарифы установлены в следующих размерах:

Плательщики страховых взносов

База для исчисления страховых взносов

Для работодателей-организаций Для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции

Выплаты в денежной и (или) натуральной форме. начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения, выплачиваемые работникам и иным физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам

Для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

Выплаты, начисленные в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг

Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы

Доход от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения

Доход, определяемый исходя из стоимости патента

Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам

Родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянские (фермерские) хозяйства

Выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств по всем основаниям независимо от источников финансирования

Родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг

Выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу работников и иных физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования

Адвокаты

Выплаты, начисленные в пользу адвокатов

Граждане (физические лица), осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам

Выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу работников и иных физических лиц/ за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования

Граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам или получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам

Выплаты, начисленные в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования

При применении в работе вышеназванной таблицы следует иметь в виду следующие особенности порядка исчисления налогооблагаемой базы отдельными категориями плательщиков.

Примерный порядок расчета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, изложен в письме ПФР от 31.12.1999 N КА-16-27/11925. Данным письмом определено, что ставки подоходного налога, установленные Федеральным законом от 25.11.1999 N 207-ФЗ на 2000 год, используются применительно к стоимости патента, подлежащей уплате за период с 1 января по 31 декабря 2000 года.

Пример.

Страховые взносы за 2000 год - 10 298 руб. (49 992 руб. х 20,6 %).

Примеры расчета доходов индивидуальных предпринимателей-субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, исходя из стоимости патента по действующим нормативам на 2000 год

(в руб., в масштабе цен 2000 года)

Стоимость патента на 2000 год

Сумма дохода, соответствующая стоимости патента

1580х 100: 12 =13 167

5008х100: 12 =41 733

(с 6001 по 26 000)

12 655 -6000 =6655

6655х100: 20=33 275

33 275+50000=83 275

21 728-6000=15 728

15 728 х 100: 20=78640

78 640+50000=128640

(с 26 001 по 14981 000)

55 743 -26000=29743

29 743х100: 30=99 143

99 143+150000=249143

(с 14981 001 и выше)

Расчет: 14982000х100: 30

Шкала ставок подоходного налога на совокупный доход, полученный в 2000 году

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

Ставки налога

До 50000 руб.

От 50 001 руб. до 150 000 руб.

6000 руб. + 20 % с суммы, превышающей 50 000 руб.

От 150 001 руб. и выше

26 000 руб. + 30 % с суммы, превышающей 150 000 руб.

Что касается плательщиков страховых взносов в ПФР и ФОМС, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, то порядок их расчетов с данными фондами следующий.

Статья 5 Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ содержит норму, согласно которой плательщики страховых взносов в ПФР и ФОМС, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом.

Так, Федеральным законом от 31.07.1998 N 148_ФЗ (в ред. от 31.03.1999 N 63-ФЗ) определено, что со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные социальные внебюджетные фонды.

При этом ст. 7 указанного Федерального закона предусмотрено распределение зачисления части суммы уплачиваемого ими единого налога на вмененный доход в ПФР и ФОМС.

Таким образом, плательщики единого налога на вмененный доход не являются плательщиками страховых взносов в ПФР и ФОМС.

Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, считаются уплаченными только при условии уплаты в полном объеме страховых взносов по основному тарифу за отчетный период и отсутствия просроченной задолженности по страховым взносам за предшествующие периоды.

3. Льготы по начислению страховых взносов в ПФР

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ от уплаты страховых взносов в ПФР и ФОМС в 2000 году освобождаются:

А) организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Б) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 %, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплате труда - не менее 25 %), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются данные общественные организации;

В) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 23.12.1999 N 18-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (части 1 и 2), пункты "б" и "в" ст. 6 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" в той части, в какой они не освобождают от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды работающих инвалидов I, II и III групп - индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, получающих пенсии по старости, а также в той части, в какой они не освобождают от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов.

Согласно части 2 ст. 87 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное постановление Конституционного Суда Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений нормативных актов, носящих дискриминационный характер в отношении иных категорий работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по инвалидности или по старости.

Согласно частям 1 и 2 ст. 79 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ указанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.

Таким образом, с 23 декабря 1999 года от уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов, в том числе не относящиеся к общероссийским.

Льгота для работодателей в части выплат работающим инвалидам I, II, III групп осталась неизменной, так как п. "а" ст. 6 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ Конституционный Суд Российской Федерации не рассматривал.

Кроме того, льгота для организаций, уставный капитал или имущество которых принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, также осталась неизменной.

Вышеназванные нормы, установленные Конституционным Судом Российской Федерации, распространяются и на положения Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ.

Следует обратить внимание на то, что на плательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, порядок уплаты страховых взносов которых, а также льготы по уплате устанавливаются иным федеральным законом, нормы, определенные ст. 6 Федерального закона от 20.11.2000 N 197-ФЗ, не распространяются.

4. База для начисления страховых взносов в ПФР и ФОМС

База для начисления страховых взносов в ПФР и ФОМС определяется Федеральным законом от 20.11.1999 N 197-ФЗ, а также:

Для ПФР - в соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.05.1997 N 546 (далее - Перечень), и постановлением Правления ПФР от 15.09.1997 N 73;

Для ФОМС - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.01.2000 N 9.

Сводный перечень выплат

("-" - страховые взносы не начисляются; "+" - страховые взносы начисляются)

Перечень выплат

по Перечню ПФР

по Перечню ФОМС

Вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых не является выполнение работ или оказание услуг

Фонд оплаты труда иностранных физических лиц

Фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такой помощи (такого содействия)

Ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ

Фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления

Ст.1 Федерального закона от 11.11.1994 N 37-ФЗ


Средства избирательных фондов кандидатов и доходы, связанные с проведением избирательных кампаний

Средства избирательных фондов кандидатов/ избираемых в федеральные органы государственной власти, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке

Доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе

Доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний

размер шрифта

ПИСЬМО ПФ РФ от 11-03-2002 МЗ-09-252186 (2019) Актуально в 2018 году

Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22 , как и для двух первых групп.

Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года 2002 - 2003 годы 2004 год 2005 год 2006 год и далее
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 11,0 процентов 3,0 процента 10,0 процентов 4,0 процента 9,0 процентов 5,0 процентов 8,0 процентов 6,0 процентов
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 32 720 рублей 8 930 рублей 29 740 рублей 11 910 рублей 26 780 рублей 14 870 рублей 23 780 рублей 17 870 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Ключевыми законами в области пенсионного обеспечения на сегодняшний день являются:

• Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);

• Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в ред. Федерального закона от 11.10.2003 N 141-ФЗ);

• Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);

• Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ);

• Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (в ред. Федерального закона от 10.11.2003 N 135-ФЗ);

• Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия делится на базовую часть, страховую часть и накопительную часть.

Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Ее размер увеличивается только для лиц, достигших 80 летнего возраста, для инвалидов III степени, а также в случае наличия иждивенцев. Базовая часть пенсии индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 года ее размер для большинства пенсионеров равен 598 рублей.

Страховая часть напрямую зависит от суммы полученных за данного гражданина пенсионных взносов, которые учитываются на так называемом «условно-накопительном счете». Данная часть пенсии подлежит ежегодной индексации (на ту же величину, что и базовая часть) с учетом уровня инфляции, размера средней заработной платы и индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. За счет именно этой части трудовой пенсии в настоящий момент должна осуществляться дифференциация выплачиваемых пенсий, так как размер отчислений зависит от уровня прежней зарплаты застрахованного лица.

Как базовая, так и страховая часть являются элементами распределительной системы: они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.

Средний размер трудовой пенсии с 1 августа 2003 года составляет 1903 рубля, средний коэффициент замещения 31,2%. Общая сумма выплаченных трудовых пенсий, согласно бюджету ПФР за 2003 год, должна была составить 729,1 млрд. рублей (или в среднем 1847 руб./чел. в месяц).

Что касается накопительной части трудовой пенсии, то ее финансирование будет осуществляться за счет определенного процента поступающих в ПФР пенсионных средств, который [процент] зависит, также как и в страховой части, от возраста работника и его годового заработка. Эти средства накапливаются в Пенсионном фонде и отражаются в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица», а затем инвестируются. При этом стоит отметить, что разные возрастные группы работающих в разной степени участвуют в накопительной схеме. Кроме того, «старшие возраста» (мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет.) вообще не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы, но ограниченно: обязательные взносы за них в накопительную часть не превышают 2%. «Младшие возраста» (1967 г.р. и моложе) участвуют в максимальном объеме - до 6% (см. табл. 1).

Таблица 1. Общий тариф страхового взноса на финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий

Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения Для лиц 1967 года рождения и моложе
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100000 рублей 14,0 % 0,0 % 12,0 % 2,0 % 8,0 % 6,0 %
От 100001 до 300000 рублей 14000 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей 100000 рублей 0,0 % 12000 рублей + 6,8 % с суммы, превышающей 100000 рублей 2000 рублей + 1,1 % с суммы, превышающей 100000 рублей 8000 рублей + 4,5 % с суммы, превышающей 100000 рублей 6000 рублей + 3,4 % с суммы, превышающей 100000 рублей
От 300001 до 600000 рублей 29800 рублей + 3,95 % с суммы превышающей 300000 рублей 0,0 % 25600 рублей + 3,39 % с суммы, превышающей 300000 рублей 4200 рублей + 0,56 % с суммы, превышающей 300000 рублей 17000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 300000 рублей 12800 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей, 300000 рублей
Свыше 600000 рублей 41650 рублей 0,0 % 35770 рублей 5880 рублей 23780 рублей 17870 рублей

Источник: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 22, п. 2, пп. 1.

Как видно из таблицы, размер накопительной части в процентном отношении весьма мал. К этому стоит добавить, что в переходный период с 2002 по 2005 годы действуют еще более низкие процентные отчисления для младших возрастов (см. табл. 2). Также на размер накопительной части трудовой пенсии влияет и регрессивная шкала единого социального налога (ЕСН), из которого поступают пенсионные взносы: в случае превышения определенного размера годового заработка процентные отчисления в накопительную часть, также как и в страховую, сначала сокращаются, а затем и вовсе прекращаются.

Все это делает новую пенсионную систему очень похожей на ныне действующую, так как накопительные взносы значительно ниже, чем в других странах, использующих аналогичные схемы пенсионного обеспечения. Так, например, в Казахстане работники могут «распоряжаться» 10 % всех отчислений, польские – 7,3 %. При этом на финансирование настоящих пенсионеров поступает 15 % и 12,2 % соответственно.

О том, что установленные нормативы отчисления крайне малы говорят и эксперты Мирового банка. По их расчетам, накопительная часть в России к 2040 году составит всего лишь 5-6 % от средней зарплаты, а в структуре общей пенсии не превысит 30 %. Кроме того, после снижения базовой ставки единого социального налога норматив накопительных отчислений может также снизиться.

Все это приводит к тому, что у работников не возникает особых стимулов требовать от работодателя «белую» зарплату.

Таблица 2. Ставки страхового взноса для работников 1967 года рождения и моложе в переходный период 2002-2005 гг.

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

2002 – 2003 годы

На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100000 рублей
От 100001 до 300000 рублей 11000 рублей + 6,21 % с суммы, превышающей 100000 рублей 3000 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей 100000 рублей 10000 рублей + 5,64 % с суммы, превышающей 100000 рублей 4000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 100000 рублей 9000 рублей + 5,08 % с суммы, превышающей 100000 рублей 5000 рублей + 2,84 % с суммы, превышающей 100000 рублей
От 300001 до 600000 рублей 23420 рублей + 3,1 % с суммы превышающей 300000 рублей 6380 рублей + 0,85 % с суммы превышающей 300000 рублей 21280 рублей + 2,82 % с суммы, превышающей 300000 рублей 8520 рублей + 1,13 % с суммы, превышающей 300000 рублей 19160 рублей + 2,54 % с суммы, превышающей 300000 рублей 10640 рублей + 1,41 % с суммы, превышающей, 300000 рублей
Свыше 600000 рублей 32720 рублей 8930 рублей 29740 рублей 11910 рублей 26780 рублей 14870 рублей

Правительство приняло принципиальное решение и установило в начале 1992 года одинаковый для всех получателей размер трудовой пенсии в размере 342 рублей в месяц, а затем индексировало именно эту величину. Главным принципом, на котором строилось государственное регулирование пенсий в жестких макроэкономических и финансово-бюджетных условиях, являлась попытка предотвращения падения среднего уровня пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера. По существу лишь этот критерий лежал в основе принятия решений о частоте, форме и размерах индексационных выплат.

В 1993 году была проведена новая дифференциация пенсий в соответствии с законодательными актами, принятыми Верховным Советом России. Практически был восстановлен принцип начисления пенсий, существовавший в советское время. Однако эта попытка привела к многочисленным социальным издержкам. Так, в частности, в ущемленном положении оказались пенсионеры старых лет назначений, то есть лица второго пенсионного возраста, не имеющие возможности работать и, тем самым, пополнять свой бюджет.

В 1994 году этот недостаток попытались исправить при помощи пересчета прошлых заработков из которых исчисляется пенсия. Но повышение пенсий для лиц, имевших в прошлом более высокие заработки, вызвало недовольство со стороны пенсионеров, имевших более низкие заработки, но получавших в советское время пенсии в максимальном размере.

Однако гораздо более серьезный недостаток сложившейся в 1993–1994 годы системы пенсионного обеспечения в России связан с проблемой максимальной пенсии. К 1997 году максимальная пенсия не могла быть больше чем 3 минимальные пенсии, а для лиц, имевших неблагоприятные условия труда, - 3,5 минимальные пенсии. В связи с тем, что размер минимальной пенсии (без введенной Указом Президента РФ в 1995 году компенсационной выплаты) был крайне низок (в конце 1996 года составлял 26% официального прожиточного минимума пенсионера), размер максимальной пенсии был также невысок. С учетом всех возможных надбавок и льгот максимальная пенсия (без компенсационной выплаты) в тот период превышала прожиточный минимум пенсионера всего на 15%. Это привело к фактической ликвидации дифференциации трудовых пенсий последних лет назначений из-за того, что в то время практически все лица, достигающие пенсионного возраста, предъявляли справку о заработной плате, достаточной для назначения максимальной пенсии.

Дополнительной формой материальной поддержки пенсионеров стала компенсационная выплата, введенная указом Президента РФ в мае 1995 года, наибольшая (в начале 1997 года – 150 рублей в месяц, достигшая к середине 2000 года 300 рублей) для тех, кто получает пенсию в минимальном размере и наименьшая – для тех, у кого пенсия максимальная. Тем самым, фактическая минимальная пенсия была поднята до 85% прожиточного минимума пенсионера, что было положительным шагом. Однако в еще большей степени оказался уменьшенным разрыв между минимальной и максимальной пенсиями.

Низкий размер пенсии и «уравниловка» обусловили введение с 1998 года нового метода расчета государственных пенсий - исходя из индивидуального коэффициента пенсионера, по которому сумма получаемой пенсии номинально не была ограничена максимальным размером (хотя при расчете самого индивидуального коэффициента определенные ограничения применялись). Механизм расчета индивидуального коэффициента пенсионера в модифицированном виде применяется в настоящее время при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц.

Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся на основе двух показателей:

1. Первый показатель рассчитывался путем деления среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную зарплату по стране за один и тот же период.

По действовавшему законодательству периоды, за которые определяется среднемесячный заработок для начисления пенсий, составляли:

для вновь назначаемых пенсий – 24 месяца работы перед обращением за пенсией или любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности;

для перерассчитываемых пенсий – периоды, за который была начислена пенсия ранее.

Начиная с 1 февраля 1998 года размер среднемесячного заработка утверждался Правительством РФ по представлению Государственного комитета РФ по статистике четыре раза в год (не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября). Данные о размере среднемесячного заработка по стране (с 1960 года в РСФСР, с 1991 года в Российской Федерации) публиковались Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывалось в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии. При этом, в начале введения данного механизма (в 1998 году) отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране ограничивалось размером 0,7, а затем поэтапно увеличивалось: 0,8; 0,95; 1,2.

2. Второй показатель учитывал трудовой стаж и представлял собой размер пенсии в процентах.

Размер пенсии в процентах при требуемом стаже составлял 55% (0,55).

Требуемый трудовой стаж для получения пенсии по старости был равен:

для мужчин – не менее 25 лет

для женщин – не менее 20 лет

К 55% прибавлялся 1% за каждый год, проработанный сверх необходимого. Однако суммарная величина второго показателя не могла превышать 75% (0,75).

Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся путем умножения первого показателя на второй:

При осуществлении расчета пенсии исходя из индивидуального коэффициента пенсионера ее размер определялся умножением индивидуального коэффициента пенсионера на размер среднемесячной заработной платы в стране, который регулярно повышался (например: 1 февраля 1998 г. – 760 р., 1 мая 1999 г. – 851 р., 1 февраля 2000 г. – 1175 р., 1 ноября 2001 г. – 1671 р.).

Но все преобразования в пенсионной системе России не позволили преодолеть проблемы, связанные с назначением пенсий и вызванные, в основном, демографическими факторами, вследствие чего в начале XXI века назрела необходимость коренных преобразований и перехода к новому этапу развития пенсионного страхования в нашей стране.