Протокол дефектологического обследования ребенка с овз. Карта обследования ребенка с задержкой психического развития Речевые карты на группу зпр дефектологом

Юлия Васильева
Карта обследования ребенка с задержкой психического развития

(Составители : Ю. В. Васильева)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка __

Дата рождения, возраст (на 01.09.) __

Национальность (отметить, если есть документ) ___

Домашний адрес __

Из какого д/с поступил ___

(№ детского сада, район)

Дата поступления в коррекционную группу___

Решение медико-педагогической комиссии от ___

Протокол № ___ принят на срок ___

Диагноз медико-педагогической комиссии ___

Дата заполнения речевой карты ___ дефектолог___

Решением РМПК от ___

Выпускается с ___

в ___(тип школы, д/сада)

Ответственный за выпуск ___

Члены РМПК ___

(фамилии логопедов, дефектологов) ___ ___

возраст при рождении ребенка

возраст при рождении ребенка

Наследственные заболевания ___

Наличие нервно-психических , хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ___

Данные о речевых нарушениях родителей и родственников ___

От какой беременности ребенок ___

Протекание беременности (токсикоз первой половины, второй половины беременности, падения, травмы, психозы , хронические заболевания, инфекции)

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___

Когда закричал ребенок ___

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ___

Вес и рост при рождении ___

Вскармливание (когда принесли кормить) ___

Как взял грудь ___

Как сосал ___

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ___

Грудное вскармливание до ___

Когда выписались из роддома___

Если задержались , то почему ___

Раннее психомоторное развитие

Когда стал держать головку ___(в норме с 1,5 месяцев)

Когда появился «комплекс оживления» ___(в норме с2 м.)

Когда появилось слежение взглядом за движущимися игрушками___(в норме с 2,5-3 мес.)

Когда появились попытки схватить игрущку ___(в норме к 4-м мес.)

Когда стал сидеть___(в норме с 6-и мес.)

Период бросания___

Период имитации жестов («полетели» , «хлопанье» , «пока-пока» )___(с 9-и мес.)

Реакция на свое имя, похвалу___(с 10-11 мес)

Указательный жест пальцем в нужном направлении___(с 11-12 мес.)

Когда стал ходить___(с 11-12 мес.)

Манипулятивные игры (каталки,закрывание-открывание,вкладыши) ___(с 14-15 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До 1-го года ___

После 1-го года ___

До 3-х лет ___

После 3-х лет ___

Данные о нервно-психическом , соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты )

Раннее речевое развитие

Гуление ___

Лепет ___(в норме 4-8 месяцев)

Характер лепета ___

Первые слова с ___(в норме около 1-го года)

Первые фразы с ___(в норме от 1,5 – 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ___

Использование жестов ___

Отмечались ли : грубые искажения звукослоговой структуры после 3-х лет___

Грубые аграмматизмы после 3-х лет___

Сопутствующие заболевания

ПСИХИАТР

НЕВРОПАТОЛОГ

ХИРУРГ (ОРТОПЕД)

Адаптация в детском саду

1. Аппетит___

2. Сон (долго спит, беспокойный сон, пробуждение) ___

3. Взаимоотношения со взрослыми (ласковые, назойливые, сдержанные, безразличные, боязливые, негативные, агрессивные)___

4. Взаимоотношения со сверстниками (доброжелательные, агрессивные, избирательные, инициативные, пассивные, неустойчивые, негативизм)___

5. Игровая активность (не играет, играет один, с небольшой группой, в коллективе, избирательно)___

6. Речевая активность в общении с окружающими (норма, отказывается говорить, многословен, малословен,

зависит от настроения).

7. Преобладающее настроение (веселое, спокойное, уравновешенное, тревожно-боязливое, безудержное, плаксивое, капризное)___

8. Часто ли меняется настроение___

Первичная диагностическая беседа

1. Как тебя зовут 7___

2. Сколько тебе лет 7 ___

3. Ты кто 7 ___

4. С кем ты пришел в детский сад 7 ___

5. Где ты живешь 7 ___

6. С кем ты пришел в детский сад 7 ___

7. Как зовут твоих маму, папу, (братика, сестричку, дедушку, бабушку) ___

8. С кем любишь играть7___

9. Какие у тебя дома есть игрушки7___

I. Первичное обследование графо – моторных навыков

«НАРИСУЙ» 3 года 4 года 5 лет 6 лет

Анализ выполнения задания

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Мышечный тонус при удержании карандаша

Правильность положения карандаша в руке

Характер изображения рисунка

Четкость линий

Место расположения на листе

Наличие характерных частей в предметном изображении

II. Поведение ребенка в коллективе

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Взаимоотношения со взрослыми

Сам обращается

Требует стимуляции

Требует стимуляции

Неадекватные способы привлечения внимания Сам обращается

Требует стимуляции

Неадекватные способы привлечения внимания Сам обращается

Требует стимуляции

Неадекватные способы привлечения внимания

Характер общения :

Отказ от общения

Доброжелательное, безразличное, негативное, навязчивое.

Отказ от общения Доброжелательное, безразличное, негативное, навязчивое.

Отказ от общения

1. Взаимоотношения со сверстниками

Сам устанавливает.

Не активен, играет один. Сам устанавливает.

С одним, с подгруппой, с коллективом.

С одним, с подгруппой, с коллективом.

Не активен, играет один Сам устанавливает.

С одним, с подгруппой, с коллективом.

Не активен, играет один

Особенности общения

Доброжелателен - конфликтен; стремится к лидерству – подчиняется;

Активен – пассивен; альтруист. Манипулятор. Жестко придерживается моральных норм – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают. Доброжелателен - конфликтен; стремится к лидерству – подчиняется;

Активен – пассивен; альтруист. Манипулятор. Жестко придерживается моральных норм – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают. Доброжелателен - конфликтен; стремится к лидерству – подчиняется;

Активен – пассивен; альтруист. Манипулятор. Жестко придерживается моральных норм – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают.

III. Знания ребенка о себе и ближайшем окружении

3 года 4 года 5лет 6 лет

О себе :

3. Фамилия

4. Возраст

5. Семья. Состав семьи, кем работают.

6. Части тела :

Рот, нос, глаза, голова, руки, ноги, уши, живот;

Локоть, колено, подбородок, брови, ресницы

О ближайшем окружении :

С опорой на наглядность :

«Найди и назови» : Допустимо нахождение предмета по конкретному называнию взрослым (2-3 наиболее простых) Допустимо нахождение предмета по конкретному называнию взрослым (4-5 предметов) Называние ребенком предмета по обобщающему понятию. Называние ребенком предмета по обобщающему понятию.

Домашние животные

Дикие животные

Транспорт

Профессии Врач, повар, продавец, щофер. Профессии – специальности (Кто работает на стройке)

Без опоры на наглядность :

«Назови, кого, что ты знаешь?»

«Слушай и рисуй»

Дикие животные

Домашние животные

Транспорт

«Догадайся, о каком предмете расскажу» :

Догадайся, как называется предмет, которым причесываются.

Догадайся, из чего можно кушать суп.

Понимание эмоционального смысла картинок .

Предлагаются картинки с эмоциональным состоянием героя.

IV. Исследование моторики

1. Общая моторика

Пройти по дорожке, начерченной на полу 3 года 4 года 5 лет 6 лет

Перешагнуть через препятствие 25 – 30 см

Бросить – поймать мяч двумя руками

Подпрыгнуть на месте на двух ногах

Прыгать на месте на правой/левой ноге

Слепить из пластилина палочку, шарик, бублик

Пробежать 3-4 раза между линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см

Перейти с бега на ходьбу по сигналу

Пройти по шнуру, положенному на пол

Переложить из одной руки в другую мячик – за спиной, перед собой, подняться на носки

Мяч бросить вверх, поймать, ударить об пол, поймать

Перелезть через обруч, прыгнуть и выпрыгнуть из него на полу

Проскакать на одной ноге, на обеих, пробежать, остановиться по сигналу

Установка связи между сигналом и действием : тихие удары – ходьба на носочках, громче – на ступне, громко – пробежка, нет ударов – остановиться

Пробежать, на бегу бросая и ловя мяч

Обобщение : сила движений

Точность движений

Темп движений

Координация движений

Переключение от одного движения к другому

2. Уровень сформированности тонкой моторики

Покажи ушки 2-3 п.

Покажи рожки 2-5 п.

Сложи кольцо 12345

Попеременно соедини 1 со 2, 3, 4, 5 правая

Застежка

Шнуровка, бант

Объем движений

Переключаемость

Сопутствующие движения

Наличие леворукости

Полный, неполный

Есть, нет.

Полный, неполный

Своевременная,замедленная, отсутствует.

Есть, нет.

Полный, неполный

Своевременная,замедленная, отсутствует.

Есть, нет.

Полный, неполный

Своевременная,замедленная, отсутствует.

Есть, нет.

V. Особенности восприятия цвета

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Подбор картинок к цветовому фону Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет.

Коричневый

Оранжевый

Сиреневый

Выполнение По соотнесению, словесной инструкции, оречевляет-нет. По соотнесению, словесной инструкции, оречевляет-нет. По соотнесению, словесной инструкции, оречевляет-нет. По соотнесению, словесной инструкции, оречевляет-нет.

VI. Особенности развития зрительного восприятия

Отождествление изображения и предмета 3 года 4 года 5 лет 6 лет

1. Узнавание изображения предмета Узнавание реального предмета на картинке .

«Назови, что нарисовано» :

1. по контуру

2. по пунктирному изображению

3. перечеркнутые фигуры (с усложнением по возрасту)

4. наложенные изображения 2 фигуры 3-4 фигуры 4-5 фигур

2. Называние недостающих деталей предмета

«Чего не хватает?»

3. Выделение частей в предмете

«Что есть у куклы?» С усложнением количества частей. машина - грузовик дом самолет

4. Дорисовывание недостающей половины Домик, солнышко, елочка, пирамидка, цветок. Домик, солнышко, елочка, пирамидка, цветок.

5. «Лабиринт» (с усложнением)

VII. Уровень развития произвольной зрительной памяти

3 года 4 года 5 лет 6 лет

1. «Запомни и назови» . Норма – 3 картинки из 5-и предъявленных Норма – 5-6 картинок из 7-8 предъявленных Норма – 6-7 картинок из 10-и предъявленных

4. морковь

5. бабочка

7. матрешка

8. цыпленок

10. машина

Норма-3 игрушки Норма-4-5 игрушек Норма-5 картинок Норма-6 картинок

2. «Что изменилось?»

3. «Чего не стало?»

Особенности выполнения задания

4. «Игра «Разведчики »

Предлагаются 5 геометрических фигур : квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.

Ребенок должен посмотреть , запомнить и нарисовать по памяти. Фигуры могут предлагаться в ряд и в разных частях листа.

VIII. Особенности слухового восприятия и произвольной слуховой памяти.

3 года 4года 5 лет 6 лет

1. «Повтори, что назову» . норма

2-3 слова из 4-х 4 слова из 6-и 5 слов из 8-и 6 слов из 10

4. молоток

5. портфель

10. телевизор

2. Определение направления звука : «Где позвонили?» ; дифференциация звучащих игрушек

Бубен - молоток

3. Заучивание короткого стихотворения. А. Барто «Я люблю свою лошадку.» И. Лопухина «Ежик.» :

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок.

Ощетинит еж иголки –

Не достанется он волку.

IX. Особенности мыслительной деятельности.

1. Особенности конструктивного праксиса.

1. Особенности восприятия части – целого. 3 года 4 года 5 лет 6 лет

- картинки :

5-6-9 частей.

- кубики :

6-9 частей

6-12 частей

2. «Сложи из палочек» : (по образцу – по памяти)

3. Матрешки (с усложнением)

4. Пирамидка :

5-12 частей

5. Игры со строительным материалом.

Выполнение :

Отметить объяснение выбора ребенка (внешний несущественный признак – существенный признак) Самостоятельно.

По образцу.

Использует подсказку.

Методом проб и ошибок.

Исключение лишнего.

По далекому признаку.

По образцу.

Использует подсказку.

Методом проб и ошибок.

Исключение лишнего.

По далекому признаку.

По близкому признаку. Самостоятельно.

По образцу.

Использует подсказку.

Методом проб и ошибок.

Исключение лишнего.

По далекому признаку.

По близкому признаку. Самостоятельно.

По образцу.

Использует подсказку.

Методом проб и ошибок.

Исключение лишнего.

По далекому признаку.

По близкому признаку.

2. Последовательные ряды.

«Продолжи ряд» : признаки – цвет, форма, величина. 3 года 4 года 5 лет 6 лет

Задания даны как образцы.

По 1-му признаку из 1-го составляющего : все красные кружки или - все треугольники

По 1-му признаку из 2-х составляющих : красный треугольник – красный кружок.

По 1-му признаку из 3-х составляющих : треугольник – кружок – квадрат одного цвета; или – красный кружок – желтый кружок – синий кружок.

По 2-м признакам из 2-х составляющих : красный кружок – синий треугольник

По 3-м признакам из2-3-х составляющих : маленький желтый кружок – большой зеленый треугольник – большой зеленый квадрат.

3. Способность к обобщению.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

«Назови одним словом»

4. Особенности восприятия сюжетной картинки .

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Отметить способность к установлению причинно-следственных связей.

(Картинки подбираются одноплановые и многоплановые) .

5. Серии картинок , связанных единым сюжетом.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

с усложнением

не более 3-х картинок до 5-и картинок

6. Восприятие прочитанного.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Отметить : понимание, структурирование, лексику, грамматическое оформление.

7. Установление ассоциативных связей.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

«Волшебники» : дорисовать геометрическую фигуру до сходного предметного образа. Круг, квадрат. Круг, квадрат, треугольник. Различные геометрические фигуры.

Дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении. Я сегодня не пойду гулять, потому что…

8. Оценка критичности мышления.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

«Нелепицы»

9. Анализ. Классификация. Обобщение.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

1. «Какой фигуры не хватает?»

2. «Рассели жильцов» С усложнением

1 признак 2-3 признака

X. Обследование математических представлений.

3 года 4 года 5 лет 6 лет

1. Владение некоторыми общими принципами счета.

- «Поправь куклу» : счет до 5-и с преднамеренными ошибками.

Понимание принципа «1+1» : кукла считает, прибавляя то 1, то 2 предмета, называя при этом по одному числительному.

Понимание итогового значения счета.

Понимание того, что любая совокупность может быть сосчитана.

Понимание независимости итогового значения счета от пространственного расположения и величины счетного материала.

2. Навыки отвлеченного счета :

Прямой счет

Порядковый счет

Обратный счет

3. Навыки соотнесения количества предметов

Один – много – ни одного : «Найди и назови количество предметов в коробочке»

- «Одень куклу» : «Возьми столько пальто, варежек, сапожек, сколько надо кукле» (Предметов предлагается больше, чем нужно) .

3. «Найди стакан» . Предлагаются 3 непрозрачных стакана с разным количеством жидкости. Ребенок должен найти – где много воды, мало, пусто.

4. Сравнение групп множеств на основе счетных операций (на конкретном материале) «столько – сколько»

1. «Возьми столько же, сколько у меня :

До 5-и предметов;

До 10-и предметов.

2. «Сосчитай, сколько надо взять флажков, чтобы у 3-х кукол было по 1-му в каждой руке».

3. «Раскрась столько контуров, сколько игрушек перед тобой поставлено» . Контуров больше, чем игрушек. до 5-и предметов до 10-и предметов до 10-и предметов

4. «Положи на верхнюю полоску грибов на 1 больше, чем нарисовано листочков на нижней полоске. до 5-и предметов до 10-и предметов до 10-и предметов

5.«Разложи пуговицы» .

Ребенку предлагаются карточки с нарисованными пуговицами, расположенными в ряд и в форме геом. фигуры – (квадрата, 10 настоящих пуговиц и предлагается взять столько пуговиц, сколько нарисовано на карточке :

Положить пуговицы на изображение;

Положить рядом с изображением.

5. Умение решать арифметические задачи. 5 лет 6 лет

1. Решение задач с открытым результатом (задачи – драматизации)

2. Решение задач с закрытым результатом.

3. Задачи – иллюстрации.

6. Знание цифр.

7. Владение геометрическими представлениями. 3 года 4 года 5 лет 6 лет

1. Подбор геометрических фигур к образцу :

Почтовый ящик

Доска Сегена

Различает, соотносит, называет Различает, соотносит, называет Различает, соотносит, называет Различает, соотносит, называет

2. Подбор геометрических фигур по названию. Круг, квадрат, треугольник (шарик, кубик, крыша) Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

3. Узнавание геометрических фигур в предметном рисунке.

8. Владение представлениями о величине.

1. Упорядочивание предметов по величине :

1. «Чашечки» 5 предметов 5 предметов 10предметов 10предметов

1.2. «Собери елочку» . 3 предмета 3 предмета 5 предметов 5 предметов

1.3. «Нарисуй возле высокого домика низкую елочку, возле высокой елочки – низкий домик». Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет. Различает, соотносит, называет.

1.4. Покажи :

Большой – маленький

Длинный – короткий

Тонкий – толстый

Узкий – широкий.

Отметить, как ребенок объясняет свой выбор.

2. Выделение ребенком относительности величины. «Кто больше?»

9. Владение пространственными представлениями.

9.1. «Покажи на себе» :

Части тела

Части тела (с усложнением)

9.2. «Покажи, что находится :

Справа – слева

Вверху – внизу

Спереди – сзади

9.3. «Покажи на кукле» :

Части тела

Части тела (с усложнением)

действия :

Руки вверх

Руки вниз

Туловище вперед

Туловище назад

9.4. Разложить картинки по словесной инструкции на листе и сравнить с образцом. Набор картинок : солнышко, ежик, грибок, облако и т. д. Предлоги : НА, В Предлоги : НА, В, ПОД, НАД, ЗА, У. Предлоги : НА, В, ПОД, НАД, ЗА, У, ОКОЛО, МЕЖДУ. Предлоги : НА, В, ПОД, НАД, ЗА, У, ОКОЛО, МЕЖДУ, ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД, ПЕРЕД.

10. Владение представлениями о времени.

10. 1. «Назови части суток» :

10.2. «Сложи дерево» . Разрезные картинки 4 части : дерево весной, летом, осенью, зимой.

10.3. «Разложи картинки » : весна – лето – осень – зима.

10.4. Дни недели.

10.5. «Нелепицы"

XI. Особенности развития связной речи .

Связная речь : лепетная речь, однословные предложения, двусоставные предложения, простые предложения из нескольких слов, сложное предложение

Речевое сопровождение игры 3 года

Пересказ

У девочки Кати жил котенок. Звали его Васька. Котенок был серенький с белой грудкой. Он любил играть с мячиком. Девочка кормила Ваську молоком или рыбкой. Катя очень заботилась о Ваське. 5 лет – 6 лет

Лекарство.

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит : «Дай, я за тебя выпью!» (К. Д. Ушинский)

1. Для чего врач прописал маме лекарство?

2. Каким оно было на вкус?

3. Легко маме пить горькое лекарство?

4. Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?

5. Почему девочка предложила маме выпить за нее лекарство?

6. Как можно назвать такую девочку?

7. Как может девочка помочь больной маме?

Пересказ по серии сюжетных картин . «Ласточки» , по методике А. Виноградовой (или другая серия картинок из 4-5 частей , которая не используются как обучающая).

XII.Характер сюжетно-ролевой игры.

3 года 4 года 5-6 лет

Передает – не передает простой игровой сюжет : цепочку связанных по смыслу действий с игрушками. Умеет – не умеет назвать свои игровые действия. Умеет – не умеет правильно назвать себя в игровой роли : Я – щофер. Умеет – не умеет договориться о совместных игровых действиях : - Давай катать машинку. Использует -–не использует в игровой деятельности простые постройки : домик, мостик, гараж и т. д. Пользуется – не пользуется предметами – заместителями : палочка – ложечка и т. д. По примеру взрослых передает – не передает в играх – имитациях характер движений и звукоподражаний. Включается – не включается в игру с общей игрушкой с другими детьми. Умеет – не умеет проявлять добрые чувства по отношению к игрушке. Использует – не использует разнообразные сюжеты (до 4-6 смысловых эпизодов) и новые впечатления о жизни и труде людей : семья, детский сад, магазин, парикмахерская и т. д. Соответствие – несоответствие игровых действий принятой роли. Использует – не использует в игре предметы – заместители, воображаемые игровые действия : Как – будто… Умеет – не умеет создавать несложную игровую обстановку. Проявляет – не проявляет интерес к строительно – коструктивным играм и использованию построек в сюжетно – ролевой игре. Умеет – не умеет назвать игру, роль, игровые действия. Использует – не использует ролевой диалог, комментарии действий с игрушками. Передает – не передает в жестах, мимике особенности поведения и эмоционального состояния персонажей. Конфликтен – не конфликтен в игровой деятельности. Использует – не использует разнообразные сюжеты : бытовые, трудовые, фантастические, общественные, по содержанию любимых литературных произведений. Умение договориться с товарищами о сюжете игры, об общем игровом замысле, распределить роли и игровые действия. Соответствие – несоответствие игровых действий принятой роли. Умеет – не умеет самостоятельно создать игровую обстановку, подобрать атрибутику, предметы – заместители, определить игровое пространство. Умеет – не умеет назвать игру, роль, игровые действия. Использует – не использует ролевой диалог. Передает – не передает в жестах, мимике особенности поведения и эмоционального состояния персонажей. Конфликтен – не конфликтен в игровой деятельности.

XIII. Особенности познавательной деятельности.

3-4 года 5-6 лет

Наличие – отсутствие познавательного интереса к заданию. Устойчивость – неустойчивость познавательного интереса. Целенаправленность – нецеленаправленность деятельности. Критичность – некритичность к результату действия. Принятие – непринятие помощи взрослого. Осуществляет – не осуществляет перенос показанного действия на аналогичные задания. Негативная – позитивная реакция на трудности. Нормальный – замедленный темп формирования новых навыков и умений. Наличие – отсутствие познавательного интереса к заданию. Устойчивость – неустойчивость познавательного интереса. Целенаправленность – нецеленаправленность деятельности. Критичность – некритичность к результату действия. Принятие – непринятие помощи взрослого. Осуществляет – не осуществляет перенос показанного действия на аналогичные задания. Негативная – позитивная реакция на трудности. Нормальный – замедленный темп формирования новых навыков и умений.

Заключение учителя – дефектолога :___

Методическая разработка по диагностическому обследованию речевого развития детей старшей группы с задержкой психического развития.

Губайдуллина Надежда Робертовна, логопед-дефектолог МБУ «Школы № 18», г.о. Тольятти
Описание материала: Диагностические методики предназначены для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, для обследования уровня их речевого развития.
Цель – получение информации об индивидуальных особенностях речевого развития ребенка.

1. Формирование словаря.
Методика № 1. Выявление уровня развития словаря предметов.
Материал: предметные картинки по разным лексическим темам.
Инструкция: «Что это?», «Назови одним словом все картинки?»

Методика № 2. Выявление уровня развития глагольного словаря.
Материал: предметные картинки (мальчик, рыба, птица, самолет, снежинка).
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагаем рассмотреть картинки. Инструкция: «мальчик бегает, прыгает, ходит, смеется. А что делает… (рыба, птица, самолет, снежинка).

Методика № 3. Выявление уровня развития словаря признаков.
Материал: предметные картинки (медведь, лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «медведь большой, косолапый, лохматый, коричневый. А какая (какой, какие, какое)… (лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).

Методика № 4. Выявление уровня развития словаря наречий.
Материал: предметные картинки (черепаха, солнце, конь).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «Как ползает черепаха? Как светит солнце? Как скачет конь?».

Методика № 5. Выявление уровня развития словаря числительных.
Материал: карточки с одним, тремя, пятью предметами огурец, цыпленок, ведро, ухо)
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть карточки и сосчитать количество предметов. Инструкция: «Назови сколько предметов нарисовано на карточке».

Методика № 6. Выявление уровня развития словаря синонимов.
Материал: предметные картинки (бабушка, дети, врач, большой мяч, веселый мальчик).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать «старушка». Назови другим словом…(дети, врач, большой мяч, веселый мальчик).

Методика № 7. Выявление уровня развития словаря антонимов.
Материал: предметные картинки: большой и маленький мяч, толстая и тонкая книга, высокий и низкий забор, короткая и длинная веревка, пустой и полный стакан.
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Послушай слова: большой мяч – маленький мяч. Это слова наоборот. Теперь ты назови слова наоборот...».

Оценка результатов.
За отдельное задание:



Итог:


2. Грамматический строй речи.
Методика № 1. Выявление умения изменять имена существительные по падежам.
Материал: карандаш, ручка, краски.
Процедура проведения. Показываем ребенку карандаш (ручку, краски).
Инструкция: «У меня карандаш.
У меня нет …(с продолжающей интонацией) (карандаша).
Я протягиваю руку к ….(карандашу).
Я беру в руки …(карандаш).
Я рисую домик …(карандашом).
Я мечтаю о красном …(карандаше)».

Методика № 2. Выявление умения преобразовывать имена существительные И. п., ед. числа во мн.число И.п. и Р.п.
Материал: предметные картинки, на которых изображены один предмет – несколько предметов (стол, гриб, кукла, дерево, окно, глаз, ухо, рукав, воробей).
Процедура проведения. Предъявляем ребенку картинку.
Инструкция: «Один стол, а если их много, то это – …(столы)
Убираем картинку.
Инструкция: «Нет чего?»

Методика № 3. Выявить умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Материал: предметные картинки, на которых нарисованы предметы синего цвета (шар, чашка, платье, мяч, машина, ведро).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синий шар. А теперь ты смотри на картинки и называй…»

Методика № 4. Выявить умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Материалы. Предметные картинки с изображением предметов разной величины.
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Назови большой предмет и маленький предмет».

Методика № 5. Выявить умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: предметные картинки – стол из дерева, шуба из меха, кораблик из бумаги, мяч из резины, замок из железа, стакан из стекла.
Процедура проведения. Предъявляем ребенку картинку, на которой изображен стол из дерева.
Инструкция: «Стол сделан из дерева, значит он деревянный. Скажи, какой (какая)…?»

Методика № 6. Выявление умения образовывать притяжательные прилагательные.
Материал: предметные картинки с черно-белыми изображениями животных, у которых какая-либо часть цветная (кошка, собака, медведь, заяц, белка, лиса).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «У кошки хвост кошачий. Посмотри и скажи: лапа чья, ухо чьё, нос чей, голова чья?»

Методика № 7. Выявить умение образовывать глаголы с помощью приставок.
Материал: картинки, на которых изображен мальчик, выполняющий разные действия.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик?» (идет, подходит к дому, входит в дом, переходит улицу, выходит из дома).

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:
11 – 14 баллов – высокий уровень.
4 – 10 баллов – средний уровень.
0 – 3 балла – низкий уровень.

3. Слоговая структура слова.
Методика № 1. Выявление умения повторять слова разной слоговой структуры.
Материалы: предметные картинки (автобус, шашки, офицер, кирпич, палатка, кадушка, художник).

Инструкция: «Повторяй за мной: автобус, шашки, офицер, кирпич, палатка, кадушка, художник».

Методика № 2. Выявление умения самостоятельно называть слова разной слоговой структуры.
Материал: предметные картинки (кофта, барабан, шнур, фасоль, соловей, аквариум, милиционер).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови (кофта, барабан, шнур, фасоль, соловей, аквариум, милиционер)».

Методика № 3. Выявление умения произносить предложения, состоящие из слов с разной слоговой структурой.
Процедура проведения. Ребенку предлагают для повторения предложения.
Инструкция: «Повтори за мной: электрик чинит электрический чайник. Хоккеисты играют в хоккей. Художник рисует пейзаж. Экскурсовод проводит экскурсию».

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:


0 – 1 балл – низкий уровень.

4.Звукопроизношение.
Методика № 1. Выявление умения изолированно произносить звуки русского языка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается за педагогом произносить предлагаемые звуки.

Методика № 2. Выявление умения произносить звуки русского языка в словах.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и назвать, что на них изображено.

Методика № 3. Выявление умения произносить звуки русского языка в спонтанной речи.
Процедура проведения. Ребенку предлагают повторить за педагогом предложения (Шла Саша по шоссе и сосала сушку. За забором растут розы. У зайца зимняя шубка. На тарелке лежит кислый лимон.)

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень.
2– 4 балла – средний уровень.
0 – 1 балл – низкий уровень.

5. Связная речь.
Методика № 1. Выявление умения пересказывать текст, состоящий из пяти-шести предложений.
Процедура проведения. Ребенку прочитывается текст. После этого ребенка просят пересказать то, что он сейчас услышал.

Методика № 2. Выявление умения составлять рассказ – описание предмета.
Материал: предметные картинки (яблоко, медведь, бабочка).
Процедура проведения. Ребенку предлагается составить рассказ – описание.

Методика № 3. Выявление умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку и придумать по ней рассказ.

Методика № 4. Выявление умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Материал: серия из трех (количество в зависимости от возраста ребенка) сюжетных картинок.
Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку: что было сначала, что потом и придумать по ним рассказ.

Методика № 5. Выявление умения составлять рассказ из личного опыта.
Процедура проведения. Ребенку предлагается вспомнить и рассказать, как он провел выходной день.

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
8 – 10 баллов – высокий уровень.
3 – 7 баллов – средний уровень.
0 – 2 балла – низкий уровень.

К арта обследования детей с задержкой психического развития
(Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________

Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу______________________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты_________________________________________________________
Дефектолог___________________________________________________________________
Заведующая спец д/с___________________________________________________________
Решением РМПК от____________________________________________________________

выпускается с_________________________________________________________________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)__________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез
Сведения о родителях__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Наследственные заболевания____________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ____________________
Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) _________________

_____________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________

_____________________________________________________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) __________________________________________
Резус-фактор (отриц., положит.) _________________________________________________
Вес и рост при рождении________________________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание) ________________________________________________________________
Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________

_____________________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре - до года,

После года)


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Речевой анамнез
Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________

Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________

Данные психолого-педагогнческого обследования
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании __________________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) ____

_____________________________________________________________________________
Беседа:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
4. Как зовут маму, папу?
5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
6. Что остается на земле после дождя?
7. Кто больше корова или собака?
8. Какого человека называют хорошим, плохим?
9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
10. Чем ты любишь заниматься?

II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) _________________________________________________________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей _____________________________

_____________________________________________________________________________
3. Умение дорисовывать предмет ________________________________________________
4. Восприятие величины ________________________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет ___________________
б) различает ли цвета ___________________________________________________________
в) различает и знает названия цветов______________________________________________

6. Восприятие формы
- знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________
- узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) ______________________________________________________________
7. Восприятие пространства
- различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке _____________________
- сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______
- ориентируется в пространстве __________________________________________________
- понимание предлогов (простых, сложных) _______________________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года) _________________________________

Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
1. Срисовать картинку «домик»:
Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
1б – замена одного элемента другим
1б – отсутствие одного элемента
1б – разрыв между линиями
0б – воспроизведение без ошибок
Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики___________________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ______________________________________________________________

Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _________________________________
Норма – 3-4 слова через час _____________________________________________________
2. Заучивание короткого стихотворения ___________________________________________

Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур:
- понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ___________________________________________
(используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке)
а) по назначению (что можно надеть, кушать) ______________________________________
б) название обобщающего слова _____________________________________________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок _________________________
7. Может ли объяснить смысл загадки ____________________________________________
8. Устанавливает ли причинно-следственные связи _________________________________
9. Умение абстрагировать _______________________________________________________

Особенности речи

1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) __________________
2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) _________________
3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________
4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) __________________
5. Связная речь;
а) составить рассказ по малосюжетной картинке ____________________________________
6) по серии картинок ___________________________________________________________
в) пересказ короткого текста ____________________________________________________

Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________
2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев ___________________________
3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________
5. Счетные операции:
- на конкретном материале - открытый результат __________________________________
- на конкретном материале - закрытый результат по представлению__________________
- отвлеченно (без конкретного материала) _________________________________________
6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
- открытый результат _________________________________________________________
- закрытый результат _________________________________________________________
- отвлеченный результат ________________________________________________________

Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу ___________________________________________________
2. Строит по графическому рисунку ______________________________________________
3. Строит самостоятельно _______________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку ________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ______________________________
_____________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности _____________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности __________________________________________
(нуждается ли в помощи, а какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ___ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности ______________________________________

_____________________________________________________________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ___________________________

____________________________________________________________________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения ________________________

_____________________________________________________________________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________________
_____________________________________________________________________________

Заключение дефектолога по результатам обследования __________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

Из какого д/с поступил____________________________________________________

(№ д/с, район)

Дата поступления в группу ________________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от_________________________________

Протокол № ___________________ принят на срок____________________________

Заключение медико-педагогической комиссии

______________________________________________________________________

Дата заполнения карты___________________________________________________

Дефектолог ____________________________________________________________

Решением РМПК от _____________________________________________________

выпускается с _________________________________________________________

в____________________________________________________________________

(вид школы, д/с)

Члены РМПК___________________________________________________________

(фамилии логопедов, место работы)

Анамнез

Сведения о родителях___________________________________________________

Наследственные заболевания ____________________________________________

От какой по счету беременности ребенок___________________________________

Характер беременности (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)______ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________

Когда закричал ребенок _________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)__________________________________

Резус-фактор (отрицат., положит.) _______________________________________

Вес и рост ребенка при рождении_________________________________________

Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал ли, поперхивание)______________

Выписался из роддома на_____день (причины задержки)

Раннее психомоторное развитие

(отметить, не было ли отклонений от нормы) _____________________________________

Перенесенные заболевания

(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года)

________________________________________________________________

Речевой анамнез

Первые слова ____________________________________________________

(с какого возраста)

Первые фразы____________________________________________________

(с какого возраста)

Прерывалось ли речевое развитие___________________________________

Неврологический статус ____________________________________________

Данные психолого-педагогического обследования

I. Общие сведения

1. Легко ли вступает в контакт при обследовании________________________

2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении ___________________

(точность представлений)

II. Характеристика интеллектуальной деятельности

Особенности восприятия:

1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ________________

2. Выделение в предмете существенных деталей, частей__________________

3. Умение дорисовывать предмет______________________________________

4. Восприятие величины______________________________________________

5. Восприятие цвета:

а) соотносит ли цвет_________________________________________________

(используя безречевую инструкцию, проверить)

б) различает ли цвета________________________________________________

в) различает и знает ли названия цветов_________________________________

6. Восприятие формы:

а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры _______________

б) узнает формы в рисунке, в предмете (задание: «Помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.)______

7. Восприятие пространства:

а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека___

б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)_________________

в) ориентируется в пространстве________________________________________

г) понимание предлогов (простых, сложных)_______________________________

8. Восприятие времени (части суток, времена года)_________________________

Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой историки

1. Срисовать картинку «Домик»:_________________________________________

2. Умение зрительно планировать выполнение задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке»)______________

Особенности памяти

1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1—5 раз, затем через 50—60 минут; норма — воспроизведение 3—4 слов через час). ____________

2. Заучивание короткого стихотворения___________________________________

Особенности мышления

1. Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ______________________(используется 24—26 карточек с изображением геометрических фигур)

2. Способность к обобщению (по картинке) ________________________________

в том числе по назначению (что можно надеть, кушать)______________________

Подбор обобщающего слова ____________________________________________

3. Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда) ___________________

4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________

5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________

6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок________________

7. Может ли объяснить смысл загадки____________________________________

9. Устанавливает ли причинно-следственные связи_________________________

10. Умение абстрагировать_____________________________________________

Особенности речи

1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)_______________

2. Объем пассивного словаря ______________________________________________

3. Объем активного словаря_______________________________________________

(по предметным, сюжетным картинкам)

4. Особенности фразовой речи ____________________________________________

(по предметным, сюжетным картинкам)

5. Связная речь:

а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________

б) составить рассказ по серии картинок_____________________________________

в) пересказ короткого текста______________________________________________

Развитие элементарных математических представлений

1. Пересчет предметов до 5—10 __________________________________________

2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев __________________

3. Выделение предметов из множества (1—5) по слову, образцу, показу_________

4. Сравнение множеств_________________________________________________

(больше, меньше, равно)

5. Счетные операции:

— :на конкретном материале — счет вслух_________________________________

— на конкретном материале — счет «про себя»____________________________

— отвлеченно (без конкретного материала)________________________________

6. Решение простых задач (6 лет)

— отвлеченно________________________________________________________

7. Придумывание простых задач (6 лет)

— на конкретном материале ____________________________________________

— отвлеченно ________________________________________________________

Конструктивная деятельность

1. Умение строить по образцу___________________________________________

2. Умение строить по графическому рисунку_______________________________

3. Умение строить самостоятельно_______________________________________

4. Умение зарисовать, обыграть постройку_________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования_________________

2. Характер деятельности:

а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________

б) целенаправленность деятельности____________________________________

в) наличие самоконтроля в деятельности__________________________________

(нуждается ли в помощи, в какой мере)

3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания __________________

4. Критичность в оценке своей деятельности_______________________________

5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов _____________________

6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения________________

7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________

Консультации специалистов___________________________________________

Заключение дефектолога по результатам обследования _________________________________________

Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова

Существует несколько видов диагностирования у ребёнка ЗПР. Это очень важный этап в коррекции ребёнка - чем раньше выявлена проблема, тем больше возможностей по её решению. Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

В практической психологии существует такое направление, как психодиагностика, целью которой является изучение особенностей применения различных диагностических методик. При диагностировании пациента возможно определить уровни его познавательного, эмоционального и личностного развития.

Ребенку с ЗПР необходимо прохождение обследования, проводящегося, как правило, поэтапно. Выделим основные части:

  • 1) Установка контакта;
  • 2) Проведение исследований;
  • 3) Выводы.

Первая часть - установка контакта - содержит в себе первоначальные возможности позитивного проведения диагностики. На данном уровне происходит знакомство с ребенком, оформление его «зоны комфорта», налаживание взаимоотношений. Также цель диагностирующего - определить степень информированности ребенка.

Вторая часть - проведение исследований - включает в себя тестирования, целью которых является проверка различных способностей ребенка. Диагностика может реализовываться путем анализа

  • 1) познавательных процессов,
  • 2) эмоционального развития.

И наконец, третья часть - выводы - основывается на выявлении результатов исследований, их интерпретации и предложения психолого-педагогических рекомендаций.

На каждого ребёнка заводится карта психологического обследования, в которой фиксируются результаты обследования, на которые можно опираться составляя план обучения ребёнка.

Остановимся более подробно на второй части обследования ребенка и рассмотрим детально представленные способы диагностирования.

Г.В. Фадина в своем труде «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» предлагает использовать для анализа познавательного развития ребенка следующие тесты:

  • 1) Методика С. Лиепинь;
  • 2) Тест Когана;
  • 3) Обобщение понятий;
  • 4) Конкретизация понятий;
  • 5) Классификация;
  • 6) Сравнение;
  • 7) тест «Запрещенные слова»;
  • 8) Методика Эббингауза;
  • 9) Ассоциативный эксперимент.

Каждый тест проводится для определения различных познавательных процессов ребенка. Так «Методика С. Лиепинь» выявит уровень устойчивости, распределения и переключения внимания; «Тест Когана» - схематического мышления; «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация» и «Сравнение» - логичности мышления; тест «Запрещенные слова» - уровень произвольности; а «Методика Эббингауза» и «Ассоциативный эксперимент» - речевого развития.

Методика С. Лиепинь

Цель -- изучение устойчивости, распределения и переключения внимания.

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду.

Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи.

Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи -- синим.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.

Тест Когана

Цель -- исследование схематического мышления.

Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов.

Тест проводится в два этапа.

Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме.

Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Дети с ЗПР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).

Обобщение понятий

Стимульный материал: набор близких понятий.

Детям дается задание на обобщение -- предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:

Шкафы, кровати, стулья.

Футболки, брюки, куртки.

Сапоги, туфли, тапочки.

Васильки, ландыши, розы.

Дубы, ёлки, берёзы.

Вороны, голуби, утки.

Смородина, малина, клубника.

Картошка, морковь, помидоры.

Яблоки, груши, мандарины.

Моряки, лётчики, артиллеристы.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне:

Шкафы, кровати, стулья -- квартира.

Футболки, брюки, куртки -- одевают.

Васильки, ландыши, розы -- весна.

Дубы, ёлки, берёзы -- улица.

Вороны, голуби, утки -- летают.

Смородина, малина, клубника -- еда.

Картошка, морковь, помидоры -- овощи.

Яблоки, груши, мандарины -- вкусная еда.

Моряки, лётчики, артиллеристы -- взрослые.

Дети с ЗПР при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

Классификация

Цель -- исследование логичности мышления

Стимульный материал: набор16 карточек с изображением животных, мебели, фруктов и овощей.

Инструкция:разложи картинки на четыре группы. В каждой группе картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать «одним словом».

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР не могут объяснить свои действия и ответы.

Сравнение

Цель -- исследование логичности мышления

Стимульный материал: пять пар слов.

Инструкция: сравни слова, чем они похожи и различаются.

Бабочки -- ласточки.

Яблони -- берёзы.

Лисы -- собаки.

Цветы -- деревья.

Рыбы -- птицы.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР охотнее выделяют различия, чем сходства; отличаются непланомерным анализом, его односторонностью.

При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы -- собаки: у них уши, хвосты, яблони -- берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы -- деревья: их можно поставить в вазу.

Тест «Запрещенные слова»

Цель -- оценить сформированность произвольности, уровень развития речи.

Инструкция: предлагаю тебе поиграть в игру: я буду задавать вопросы, а ты отвечать на них, но при этом нельзя произносить слова «да» и «нет» и нельзя называть цвета.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню произвольности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР слабо проявляются элементы произвольности, что выражается в недостаточном словарном запасе, неумении соотносить свои действия с правилами.

В основном дети с ЗПР для ответов используют слова из вопросов:

Вода мокрая? -- Мокрая.

Взрослые любят яблоки? -- Любят.

Летом трава какая? -- Летняя.

Снег черный? -- Черный.

У тебя какие глаза? -- Красивые.

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста (субтест из методики Эббингауза)

Цель -- выявление уровня словарного запаса, произвольность и дифференцированность ассоциаций.

Инструкция: к каждому слову нужно подобрать противоположное по значению: Тупой, тонкий, грязный, чужой, низ, враг, высокий, мягкий, громкий, радость, ссора, лёгкий, поднимать.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития смысловой стороны речевой деятельности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР возникают трудности в подборе слов в связи с недостаточно полным словарном запасе и кругом общей осведомленности.

При нахождении слова с противоположным значением часто употребляют отрицательную приставку «не»: тупой -- не тупой, тонкий -- очень тонкий, грязный -- не грязный, чужой -- мой, низ -- наверх, враг -- не враг.

Исследования эмоционального развития ребенка с ЗПР оценивают интеллектуальные и эмоциональные способности в совокупности. У «особых» детей наблюдаются следующие черты: отсутствие чувства долга и ответственности, некритичность, неорганизованность, слабая дифференцированность эмоций, аффективные реакции в процессе общения и проч. Для диагностики эмоционального развития Г.В. Фадина предлагает использовать такие методики, как

  • 1) «Эмоциональная цветопись» А.Н. Лутошкина;
  • 2) Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;
  • 3) Определение уровня развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста (в виде беседы);
  • 4) Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;
  • 5) Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.

Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»

Цель -- исследование эмоционального самочувствия детей.

Цвет -- наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.

Задание: Какое у меня настроение?

Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное -- красное, спокойное -- зеленое, скучное -- серое, плохое -- черное, тревожное -- коричневое, безразличное -- белое.

Выделяем зоны: игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.

Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.

Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.

Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Материал: цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.

Порядок проведения: ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.

Далее задаются вопросы. Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад? Какого цвета твое настроение, выбери такого цвета карандаш и нарисуй черточку на полоске. Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем? Когда ты видишь своих друзей? Какое у тебя настроение на занятиях?

Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.

Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.

Особенности выполнения методики. Чем более симпатичен человек или привлекательна ситуация, тем предпочтительнее цвет выбирает ребёнок с ЗПР.

Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»

Цель: определение эмоций.

Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций.

Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления, с вопросом: «Какое это лицо?».

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню способности различать эмоции, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже -- гнева и удивления.

Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»

Цель: изучение понимания собственных эмоций.

Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.

Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.

Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.

Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.