Традиционная одежда татар. Татарский национальный костюм: основные элементы и их значения. Особенности татарской мужской одежды

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития.

Костюм - наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Национальная татарская одежда

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме , в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей - черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики.

Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

ТАТАРСКИЕ САПОГИ - ИЧИГИ

В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья, нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В 19 - нач. 20 вв. среди части татар распространились русские дохи, тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин - платья.

Из женских головных уборов специфически местной была налобная повязка (сараоч, сарауц) с твердой, обшитой тканью вокруг картона и украшенной позументами и бисерными вышивками передней частью. Праздничными головными уборами были калфаки (колпак): одни - больших размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатных тканей, покрытые вышивкой, золотой или серебряной нитями, шерстью, синелью, бисером, жемчугом, иногда - бахромой из золоченых нитей, др. - небольших размеров, сшитые с твердым картонным околышем из бархатной ткани, украшенные также вышивками, позументами и пришитыми старыми монетами. Кроме того, женщины носили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху платки и шали. Мужчины носили тюбетейки, войлочные шапки, зимние стеженые шапки разных видов, в том числе и шапку с лопатообразным выступом сзади.

Национальная татарская одежда

Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные способом сшивной мозаики криволинейными узорами, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др.

В качестве украшений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетай, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.

От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.

Традиционная одежда состоит из следующих основных элементов: костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром - эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмяк) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Рубаха была исключительно глухой (следы бытования распашной нательной одежды у та-тар не прослеживаются).

По особенностям покроя в сер. XIX и нач. XX вв. имели место 2 типа мужских рубах:

1. туникообразный - без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями;

2. рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов.

Штаны (ыштан) также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюрко-язычных народов, получившие в этнографической литературе название "штаны с широким шагом". Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижних штанов использовалась алача собственного (домашнего) или среднеазиатского производства.

Общим признаком, по которому можно систематизировать верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам:

1. одежда с приталенной спинкой;

2. одежда с прямой спинкой.

Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка (тубэтэй). Тубэтэй представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой - шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками. Не украшались тюбетейки из парчи и узорчатых шелковых тканей, а также не всегда украшались тюбетейки из бархата. Особенность казанско-татарским бархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника.

Обязательную принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь. Это прежде всего чулки (оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме.

Обувь по материалу ее изготовления делится на: кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается кожаная обувь, хотя различные по зажиточности группы крестьян пользовались ею в разной степени.

Кожаная обувь у татар имела почти исключительно башмако-видную форму, т. е. отдельно кроились верх и подошва. Она различалась по твердости подошвы и по высоте голенища. По качеству (твердости) подошвы выделяются два типа кожаной обуви: 1) с мягкой подошвой и 2) с твердой подошвой.

К первому типу кожаной обуви относятся ичиги (читек) -сапоги из мягкой однотонной, чаще черной кожи (юфти, сафьяна). Они кроятся цельными от головки до верхнего края голенища (вытяжными); к головке пришивалась отдельно выкроенная мягкая, из той же кожи, подошва. Шили их с изнанки, затем выворачивали (выворотные). Ичиги имели длинные голенища.

Валяная обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем (бэлункэ, киез ката) и с высоким голенищем (киез итек, пима). Их носили в сочетании с ичигами или суконными чулками. Валяная обувь больше представляла зимнюю обувь старшего поколения. Среди мужчин среднего и молодого возраста значительное место занимала валяная обувь с высоким голенищем. Да и в дороге отдавалось предпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди богатой прослойки города, особенно купцов, в нач. XX в. некоторое место имели узорные валенки.

ТАТАРСКИЙ ГОЛОВНОЙ УРОБ - АККАЛФАК

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения - полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке - так его носят и сейчас.

ТАТАРСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Женская традиционная одежда Волжско-уральских татар как в общем комплексе, так и в деталях, имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различалась не только по функциональному назначению (весення, летняя, осення, зимняя, повседневная, праздничная), но и по возрастному признаку (одежда девушек, молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской одежде, заметны территориальные особенности.

В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник (кукрэкча) и штаны (ыштан). Это сочетание имеет место в составе любого комплекса костюма, представляя его традиционную основу.

СТАРИНЫЕ ТАТАРСКИЕ УКРАШЕНИЯ

Нижнюю нагрудную повязку, нижний нагрудник (кукрэкча) шили из прямоугольного куска материи (домотканой или фабричной), размером, примерно, 25х40 см. На центральную часть повязки пришивался вышитый кусок материи или полоски яркой разноцветной ткани. Надевали кукракчэ под купмак и при помощи лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины, слегка видневшуюся в прорезь ворота.

Одновременно с передниками, в комплексе рабочего костюма молодых женщин и девушек имели место вышитые нарукавники (жицса). Их надевали во время полевых работ (жатвы, сеноуборки), которые часто превращались в демонстрацию женского наряда. Вышитые тамбуром нарукавники в сочетании с вышитыми передниками гармонично дополняли многокрасочный комплекс женской одежды казанских татарок этого рабочего сезона.

Верхняя одежда татарских женщин как по составу, так и по форме (покрою) имеет много общего с мужской, но часто с изменением некоторых деталей и добавлением декоративных элементов.

Женские головные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин.

Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ) или, позже, легким фабричным платком.

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав волосники и различные покрывала, которые, кстати, составляли основную часть комплекса головного убора замужних женщин.

Древнему (монументальному) стилю одежды соответствовали большие ажурные (сканые) часто с подвесками, отделанные камнями, украшения: серьги (алка), налобное ожерелье - баш хаситасе, воротниковая застежка - яка чылбыры, нагрудная перевязь - хасита, ши-рокие браслеты - белазек и перстни - йвзек. Считалось, что перстни очищают руки женщины, поэтому их могло быть на каждой руке по несколько штук.

Обувь женская как по материалу изготовления, так и по форме также имела много общего с обувью мужской. Наибольшей популярностью пользовалась кожаная обувь, которая представлена несколькими видами: ичиги (читек), кауши (кавеш) и башмачки (башмак).

Отличительной чертой традиционной обуви татарских женщин является ее узорность и многоцветье. Ичиги, изготовленные из однотонного (зеленого, бордового и др.) сафьяна, часто расшивались цветочно-растительным узором. В народе расшитые ичиги назывались винзелле читек. Не менее оригинальными являются женские ичиги, изготовленные из узорно вырезанной разноцветной кожи (узоры составлены в технике кожаной мозаики). Такие ичиги назывались каюлы читек или чвмчэле читек.

Особенностью традиционной одежды является то, что она, тесно связанная с жизнью народа, создавалась не одним человеком, а этнической общностью. Поэтому основные ее элементы по форме были общими для всей этой общности и носили ярко выраженный этнический характер. Повседневные и праздничные формы, одежда бедняков и богачей различались лишь качеством ткани и украшений. Однако это не означает, что традиционная одежда абсолютно схожа. Она очень многообразна, ибо, представляя творчество общности людей, традиционная одежда оставляла широкий простор и для развития яркой индивидуальности. Ни один элемент одежды, даже одного возраста и одной и той же территории, хотя и включал элементы общего типа, не повторял другой. Они соотносились не как копии, а как стереотипы или варианты.

ТАТАРСКАЯ ОДЕЖДА - ГОРОД БУГУРУСЛАН

ИСТОРИЯ ТАТАРСКОЙ ОДЕЖДЫ

Одеяния татар — Это целая симфония, вобравшая практичность и творческую фантазию, строгие каноны и едва ли не безбрежную вариативность. ХХ век с его индустриализацией и интернационализацией всех сторон жизни унифицировал быт татар - равно как и русских, и, к примеру, удмуртов или бурят. Национальные одежды стали экспонатами музеев. И вроде бы ничего с этим не поделаешь. И всё-таки: Старые хвалим года, но в новое время живем мы: то и другое должны мы одинаково чтить», внушал в начале I века нашей эры римский поэт Овидий. Почитание «старых годов» должно воплощаться хотя бы в любопытстве к ним и использовании хотя бы каких-то элементов прежней "моды". В том числе и в одеяниях.

«Вот как описывает одежды богатых татар Казани начала ХIX века профессор Казанского университета Карл Федорович Фукс (1776-1846):

"…Одежда казанских татарских купцов так отлична от платья всех других народов, что заслуживает особенного внимания. У мужчин: рубаха (кульмяк) из ситцу, китайки или миткаля, белая или красная, до колен. Исподнее платье, чрезвычайно широкое (штан) из ситцу, или из китайки, или иногда из шёлковой материи. Чулки (юк) бумажные или холщовые. Ичиги (читык), иногда вместо чулок, из тонкого сафьяна, жёлтого или красного. Башмаки (калуш) чёрные или зелёные. На рубахе два камзола: маленький камзол без рукавов, шёлковый или парчовый; на нём большой камзол (казаки эдрес) шёлковый с рукавами. Кафтан (чекмен), халат из нанки или из синего сукна. Кушак (пода) шелковый. За пазухой шёлковый носовой платок (чаулок), тебетей (такья), вышитая золотом; богатая в 60 рублей, обыкновенная в 5 рублей. Шапка (бурык) бархатная опушенная каким-нибудь мехом, у богатых бобровым, ценою иногда в 400 рублей (...)

Одежда женская в домах зажиточных купцов следующая:

Колпак шёлковый с бахромою и позументами, ценою в 50 рублей. Наместо колпака замужние женщины носят на голове шёлковый или парчовый платок (занар чаулок), остроконечный, склоняющийся концом на правую сторону.

Серьги (алка-кашли, челдерли) из серебра, вызолоченные, примерно ценою в 35 рублей.

Ожерелье (каптарма); Чага — вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзами, с вызолоченными рублёвиками, обращёнными портретом к телу, ценою в 60 рублей.

Рубашка (кульмяк) из ситца, или из китайки, или шёлковая, пёстрая, длиною до пят, обшитая около шеи и на груди позументами, внизу с тройными оборками и с лентами, ценою в 80 рублей; а ежели из парчи, то стоит 350 рублей.

Панталоны (штан)— из кумача в 9 аршин, или из ситца в 6 аршин, или из шёлковой материи в 5 аршин, пёстрые и широкие. Эти панталоны у богатых стоят 15 рублей, у женщин среднего состояния 4 рубля, у деревенских из дурного холста в 25 копеек.

Ичиги (читык) — ботинки сафьянные, искусно выстроченные шёлком, красные, жёлтые и зелёные, ценою в 9 рублей; шитые золотом, ценою от 18 до 30 рублей. На место чулок они обёртывают ноги тонким полотенцем.

Туфли из красного сафьяна, шитые золотом, ценою от 7 до 10 рублей.

Кукрень для закрывания женских грудей, из шёлковой материи или парчовой, обшитый позументами, ценою в 10 рублей.

Камзол без рукавов, длиною до колен, из шёлковой материи с позументами и с карманом на правой стороне для носового платка, который татарки никогда не носят в руках, ценою от 80 до 400 рублей.

Джилан парчовый или шёлковый с позументами, очень длинный и с весьма длинными рукавами, ценою у богатых в 2000 рублей. Ныне джилан выходит из моды; а вместо него делают камзол с длинными рукавами, у богатых в из парчи, а у бедных из китайки или нанки, на лисьем или заячьем меху.

Шёлковая большая фата (куши-чаулок) с золотыми цветами, простирающая по спине и укреплённая над колпаком, ценою у богатых от 120 до 300 рублей.

Браслеты (мерчем-блязек) из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзами, за ними нанизаны голландские червонцы и несколько ниток красных кораллов или жемчугу, ценою в 3000 рублей.

Джузюк, у богатых на каждом пальце по кольцу, из вызолоченного серебра с бирюзою, с аметистами и с жемчугом. Все эти десять колец ценою в 500 рублей.

Одна длинная, часто приделанная, чёрная коса, в которую вплетены большие серебряные монеты; на конце этой косы привешивают несколько серебряных монет для бренчания (чулле).

Перевязь (пути) через левое плечо, с камнями, жемчугом и с империалами. Внизу этой перевязи на правом боку пришит карманец, куда кладут мелкописаный Коран; но часто тут вместо мелкого Корана находится кусок деревца. Причина сему есть та, что татарки, охотницы часто и много пить чай, принуждены бывают нередко ходить до ветру и, следовательно, оставляют свою святую книгу дома. Такая перевязь стоит до 3000 рублей. 16) Капот суконный или нанковый, который они носят, набросив на голову и не вдевая руки в рукава.

Одежда татар

«Лет 30 назад у татарок был головной убор, похожий на сахарную голову, из шёлковой материи, покрытой русскими позолоченными рублёвиками, с кораллом и с жемчугом; вверху этот длинный конус оканчивался вызолоченной пуговкою. Во всём этом головном уборе весу 20 фунтов. Этот костюм ныне вышел из моды. Татарка, так тяжело и пребогато одетая, ходит очень дурно, как утка. Но здесь вопрос: кому показаться в этом пышном наряде? Одному только мужу, или сёстрам своим, или другим своим подругам: потому что женщинам у татар не позволено показываться самому близкому родственнику из мужчин. Какая досада для татарок..."

Во второй половине Х1Х века, в период интенсивного становления крупных торгово-промышленных и национально- культурных центров татарской буржуазии в Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Касимове, Астрахани, Томске, Тобольске, роста экономических и культурных связей между татарами регионов России, формирования общетатарской национальной культуры наметилась тенденция к смене стиля национального костюма — от традиционных монументальных на- родных форм к более изысканным и утончённым, соответствующим направлениям общеевропейской моды. "На базе казанско-татарских городских традиций формируется общенациональный костюм, который достаточно быстро усваивают все этнотерриториальные группы (кроме кряшен)", — отмечает С.В. Суслова в монографии "Татары".

В начале ХХ века под влиянием общеевропейских традиций произошли ещё более заметные изменения в женской одежде, особенно в городах и некоторых слоях сельского общества. В конечном итоге это привело к нивелировке как этнотерриториальных, так и социально-возрастных особенностей, Стабильными составляющими женского национального костюма повсеместно остаются лишь небольшие калфачки и мозаичная кожаная обувь — специфические в прошлом элементы традиционного костюма казанских татар.

Мужской костюм и в середине XIX века был достаточно единообразный. В качестве общенационального в конце XIX — начале ХХ века воспринимался комплекс одежды, состоящий из рубахи с вшивным достаточно узким рукавом, короткого казакина, брюк общеевропейского покроя, чёрного бархатного "казанского" головного убора, штиблет или ботинок фабричного производства.

Казанская татарка в расшитом головном уборе - калфаке и перевязи с камнями, жемчугом и монетами-бути (1907г.)

К началу XX века судьба сложившихся в середине XIX века комплексов традиционной одежды складывалась по-разному. Для мусульманских групп народа (зтнотерриториальные группы волго-уральских, астраханских и сибирских татар) было характерно освоение на фоне общеевропейских культурных традиций городского казанско-татарского костюма. На одежде волго-уральских кряшен сказалась ориентация в сторону более крупных христианских этносов. Молькеевские кряшены почти полностью восприняли народный костюм чувашей - анатри, нагайбаки практически перешли на русский костюм казачьего образца.

ОДЕЖДА БУЛГАРСКИХ ДЕВУШЕК

У татар (особенно волго-уральских) традиционный костюм достаточно рано вышел из повседневного быта. Это было связано с ранней урбанизацией, приобщением их к европейской культуре (в том числе и к европейской одежде), а также с рядом иных причин — свёртыванием в советское время народных промыслов, пренебрежительным отношением к женскому рукоделию, ориентацией на общесоветскую культуру. Раньше других это коснулось городского населения, издавна более активно включающегося в исторические процессы.

"Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка "по-татарски" (в роспуск и на кромку), европеизированная в целом, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха — кулмэк, кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у сельских жителей, меньше у горожан. В настоящее время в Татарстане, как и в других регионах России, предпринимаются активные действия, направленные на возрождение традиций народного костюма в современных условиях. Профессиональные художники, модельеры пытаются внести национальный колорит в современную одежду, руководители фольклорных коллективов и музейные работники стремятся воссоздать (реконструировать) традиционные комплексы народного костюма" ("Татары", с.314).

ТАТАРСКАЯ ОДЕЖДА (КАЮМ НАСЫРИ)

Найдется ли человек, знающий, с каких пор бытует у татар сегодняшняя форма одежды? Вот все ее предметы: рубашка, штаны, камзол, казакин, джилян, чапан, чекмень, полушубок, шуба с тремя фалдами, тулуп, брюки, бешмет, ичиги, кавуши, башмаки, шапка, такия, тюбетейка. Некоторые из них глубоко самобытны, совершенно не встречаются у представителей других национальностей. Мужское платье шьется из легкого ситца или бязи, в зависимости от желания каждого, и по длине чуть не доходит до колен. Причем мужчины не носят шелковой одежды. По шариату мужчине запрещается надевать шелковые штаны или рубаху. Но тюбетейки шьют из шелка -- это разрешается. На штаны, как правило, берут фабричную ткань, чаще всего ситец. Штаны широкие, длиной до щиколоток. Верх штанов также широк и собран с помощью тесьмы, которую подвязывают на поясе.

Очень редко встретишь мужчину в белых штанах. Только глупцы, возомнившие себя ишанами,- а я называю таких "вислоухими ишаками" - надевают белые штаны и тюбетейку. Об этом я напишу еще отдельно. Иные носят белые рубашки, что означает их поданное возвращение из Бухары. Такая рубашка похожа на русскую, без ворота и называется узбекской. Есть одежда, называемая камзолом. Его шьют из любого материала и делают очень коротким, без рукавов. Надевают камзол на рубашку, наподобие жилета у русских. Имеется также камзол с рукавами, карманами, застегивающийся спереди на пять-шесть пуговиц. Встречается еще один тип камзолов с короткими рукавами, едва не доходящими до локтей. Из тканей для камзола чаще всего берут адрас1 и бикасап1.

Другой тип одежды - казакин, напоминающий поповский полукафтан; длинный, ниже колен, доходящий до щиколоток, шьется из самого разнообразного материала. Раньше пошивался из адраса и бикасапа, а в последнее время - из любого добротного материала, сукна и подобных ему заграничных тканей. Казакин делают приталенным со сборками, с длинным рукавом, с пуговицами из топаза и серебра; с обеих сторон имеется по одному карману и отдельный карман для часов. Если казакин шьют на ватной подкладке, то такую одежду называют бешметом. По форме они совершенно одинаковы. Края бешмета оторочены шелковой или шерстяной тесьмой. Ткань используется различная - в полоску или однотонная, без рисунка. Следующий вид одежды-джилян - шьют из нанси1, лачтека1, шерсти или делают стеганым на вате. Пошитый из сукна джилян называется чекмень. Бывает он без талии с длинным воротником. Иногда края обшивают шелковым или шерстяным шнуром или тесьмой, что зависит от возможностей и желания каждого. Ни чекмень, ни джилян не шьются из полосатого материала, это их особенность. Раньше эту одежду отделывали каймой, но в наше время такая отделка уже не встречается.

Чапан - одежда Бухары, пришедшая к нам от узбеков. Для его изготовления используют адрас, бикасап, саранчу1, бенарис. Как и джилян, он шьется на подкладке и по краям обшивается шелковым шнурком. Чапан - одежда, свидетельствующая о принадлежности его владельца к мусульманской вере. Его носят мусульманское духовенство, муллы и богачи - во время посещения мечети и меджлисов. Эта одежда очень нарядная.

Для дома специальной одежды не существует, надевают любую. В теплое время - камзол, в холодное - казакин. Иные ходят в башмаках, несмотря на то, что пол застлан ковром или паласом.

Шубы пошиваются различных фасонов. У короткой шубы длина колеблется от талии до колен, более длинную - до щиколоток - называют шубой с тремя фалдами. Она без карманов и надевается вместо тулупа. Для отделки используют бобровый мех или мех выдры. Верх шубы делается из сукна или другого шерстяного материала. Раньше брали адрас и бикасап, но сейчас они выходят из употребления. Застегивается шуба с тремя фалдами, как и казакин, спереди на пять-шесть пуговиц, а от состоятельности каждого зависит, будет ли она лисьей или овчинной. В наше время шьют тулупы из сукна с шалевым воротником. И уж так повелось, чем человек богаче, тем больше у него тулупов, не говоря уже о баях. Вообще татары любят, когда много одежды, и тратят на нее уйму денег. Поэтому на людях можно видеть и очень дорогую одежду. Есть люди, которые имеют по десять шуб, а если брать в целом, то у всех любой одежды не меньше пары. У каждого наверняка не меньше двадцати пяти головных уборов, не говоря уже о штанах и рубашках. Запасаются обувью: две-три пары башмаков, столько же ичигов и кавуш. Таким образом, различной одежды, включая праздничную, у многих бывает по две-три. В ичиги зимой надевают теплые шерстяные носки или несколько пар льняных портянок. Сапоги в основном носят люди низкого сословия. Богача в сапогах встретишь очень редко. Поверх ичигов надевают кавуши. Их форма несколько отлична от русских калош. Делаются они из резины или сафьяна и в цене бывают от рубля до трех. Ичиги также делаются из сафьяна. К подошвам ичигов и кавушей для прочности подшивается замша. Из жителей слободы в лаптях никто не ходит.

Что касается остальной одежды, то она бывает самой разнообразной. Уже в наше время можно увидеть такию, отделанную позументом, в цене от трех до ста рублен. Очень хороша на них отделка жемчугом и драгоценными камнями. Иные люди носят каляпуши - бухарскую тюбетейку, заимствованную у узбеков. Само слово "каляпуш" - персидское. "Калля" - голова, "пушидан" - прикрыть, получается: "прикрытие для головы". Тюбетейка эта делается из определенной шелковой ткани или бархата, обводится по кругу золотым шитьем, а на макушке имеет кисточку. Хорошие каляпуши получаются также из адраса, бикасапа, ситца и других материалов. Шапки бывают самой различной стоимости. В ходу бобровые шапки, лучшие из которых стоят очень дорого. Шьют их из хорошего бобрового меха, снаружи отделывают дорогим бархатом, а изнутри шелком. Встречаются лисьи шапки. Цена бобровой шапки от пяти до двухсот рублей. В зависимости от доходов, носят также шапки из каракуля или данадара2. Их на голую голову не надевают, а обязательно на тюбетейку или такию. Раньше можно было увидеть ушанку или малахай, но сейчас их уже нет. Встречаются мусульмане, которые носят шляпы, хотя привередливые муллы в белых тюбетейках и осуждают их. Шляпы бывают разные. Для тех, кто попроще - белая, побогаче - французская или московская. Но муллам это не нравится, им все равно, какая шляпа. В религиозных книгах мы встречаем запрет, но на шляпы языческие. Носить таковые действительно грех. Но "белые тюбетейки" стоят на своем. Они не понимают толк в шляпах и по незнанию ополчаются на всех, кто носит их. (Об этом у меня есть довольно большой рассказ.)

Носят мусульмане и брюки, которые бывают двух типов. Характерные татарские отличаются от русских широким дном и узкой штаниной. Их навыпуск носить нельзя. В наше время уже шьют и носят навыпуск русские брюки. Лет пять-десять назад никто, кроме, меня, таких брюк не носил.

У всех народов женская одежда, как правило, отличается от мужской. И у нас между ними есть существенная разница. Вот предметы женского туалета: платье, штаны, ичиги, башмаки, кавуши, камзол, шуба, душегрейка (кесабике), платок, шаль, шапка, чулпы3, изю4 из позумента, изю из монет, хасите5, воротниковая застежка (яка чылбыры), серьги, браслеты, перстни. Мы перечислили далеко не все, но самое основное. В наше время платье женщины отличается разнообразием тканей и расцветок. Если говорить вообще, то татарские мусульмане всегда любили яркую многоцветную одежду, а темную носили редко. Женское платье шьется длинным, прикрывающим стопу ноги. Так предписывает шариат. Раньше для кофты и юбки брали материал различной расцветки, но сейчас этого уже не придерживаются. На платье уходит двенадцать-тринадцать аршин ткани, в зависимости от роста женщины. Некоторые модницы шьют юбки с двумя-тремя оборками, однако большинство женщин считают такую моду привилегией трактирных девок. Для любой ткани, будь то шерсть или шелк, фасон платья остается неизменным. Спереди для платья делают сверкающее изю. Для него берут позумент или серебряные монеты. Делается это так: нашивается несколько рядов позумента в форме дуги округлой стороной книзу. К примеру, ряд желтого и ряд белого. Затем следующим рядом нашивается лента, на которую нанизываются монеты, а затем идет еще лента без монет. Шею женщины украшает воротниковая застежка. Ею застегивается у горла жесткий воротник из позумента. Застежка эта серебряная с подвесной серебряной цепочкой. Те, кто побогаче, подвешивают к концу цепочки серебряные монеты. Если нет монет, из серебра делают украшение, называемое "челтэр" - ажур. Нечто схожее есть в костюме чувашских женщин, и не от них ли перешло к нам это украшение? Есть у женщин еще и чулпы. Сзади в косы вплетаются лента или тесьма с нанизанными на них полтинниками и четвертаками. Кто сколько может. Побогаче - вешают монеты позолоченные, вправляют в них агат, подвязывают крупные монеты. Штаны, которые носят женщины, не отличаются от мужских. Некоторые женщины надевают под платье кринолин. Однако эта вещь мусульманам не к лицу и многие ее не любят. Если бы они накидывали на голову шаль - тогда другое дело, а то ведь ходят в чапане. Не идет, все равно, что на корове хомут.

Женские камзолы шьют из добротного штофа. Те, кто побогаче, берут самый дорогой. Изнутри утепляют лисьим мехом или каким-либо другим материалом по желанию. Подол отделывается бобровым мехом шириной в два-три пальца и обводится позументом. Отделка получается довольно широкой. Камзол делается без рукавов, длиной до колен, иногда с холодным верхом.

Женская шубка шьется из самой разнообразной ткани и мехов. Фасон напоминает мужскую шубу с тремя фалдами. Воротник делается отложной с углами или шалевый. Для него идет мех выдры или бобра. Некоторые надевают русскую шубу, наподобие салопа, но таких немного. Во всей Казани найдется не больше восьми - десяти человек. В этой одежде идут на торжественные вечера или званые обеды.

Еще один вид верхней одежды - кесабике - жилет без рукавов, разновидность женского камзола. Не знаю, откуда пришла к нам эта, сравнительно недавно появившаяся одежда. Верх делается из адраса, бикасапа или другого материала и простегивается на вате. Иногда можно увидеть короткий рукав. Края кесабике отделываются белкой.

Распространенный головной убор у женщин - шапка. Поля и нижний край опушиваются бобровым мехом. Вся шапка расшивается канителью, жемчугом, драгоценными камнями и может стоить очень дорого. Большинство женщин надевают на голову шелковый калфак. Иные носят калфак фабричной работы из бархата. Простой стоит пять-шесть рублей. Но чаще он отделывается золотым шитьем, обшивается дорогим жемчугом и топазами, украшается бахромой и кистью. Такой калфак стоит недешево. На его изготовление идут лучшие сорта бархата. Среди женщин есть много мастериц по изготовлению калфаков. Искусно делают их казанские девушки, украшая жемчугом и драгоценными камнями.

Женские ичиги также отличаются от мужских. Их тачают из отборного сафьяна, расшивают шелковыми или золотыми нитями. Шьют ичиги из разноцветных кусочков кожи. Обычные ичиги богатой женщины стоят от трех до десяти рублей. Конечно, есть и такие, цена которым пятьдесят копеек серебром, но я о них расскажу позже, а сейчас речь идет об одежде состоятельных. Летом большинство женщин носят туфли, украшенные золотым или серебряным шитьем, жемчугом и драгоценными камнями. Делаются они с каблучком и с заостренными носками. Некоторые носят кавуши, также богато украшенные шитьем, жемчугом и камнями. Можно встретить и русские полусапожки, подобранные по вкусу женщины.

А теперь попробуем одеть женщину или девушку с ног до головы и посмотрим, во что обойдется вся ее одежда? Вот что надевает жена богатея средней руки, отправляясь в гости: штаны из ситца - полтора рубля; шелковое платье - двадцать пять рублей; изю на платье - по меньшей мере десять рублей; чулпы на волосы с лентами из позумента - двадцать рублей; воротниковая застежка - самое меньшее пятнадцать рублей (жемчужные бусы в наше время уже не надевают). Затем украшение, называемое хасите, накидываемое на плечо и завязываемое под мышками. Вещь дорогая и, если хорошая, то обходится во сто рублей. Поверх надевается камзол, средняя цена которого двести рублей. Затем - калфак, простой или с жемчугом - десять рублей (если шапка, то обойдется еще дороже). Серьги с жемчугом, самые дешевые из которых - двадцать пять рублей; голова накрывается шалью. Простая - пять рублей, шелковая обойдется в пятнадцать. Шуба атласная, подбитая лисьим мехом - самое меньшее пятьдесят рублей. На голову накидывают чапан - пятнадцать рублей; ичиги пусть стоят три рубля, если кавуши, то обойдутся по два рубля. Всего - 481 рубль 50 копеек!

2 Данадар - сорт меха.

3 Чулпы - связки монет, вплетаемые в косы.

4 Изю - нагрудник.

5 Хасите - перевязь, украшенная бляхами с инкрустированными камнями, монетами, ажурными и гравированными пластинами.

Хиджаб.

Из книги "Личность мусульманки согласно Корана и Сунны"

Мусульманская женщина считает для себя обязательным соблюдать религиозный и нравственный закон - скрывать своё лицо под хиджабом (покрывалом), когда она выходит из дома. Хиджаб - это отличительное исламское одеяние, которое предписано категорически и убедительно в Священном Писании Аллаха и сунне Его посланника. Она не выйдет из дома или не покажется перед мужчинами, не являющимися её родственниками группы махрам, надушившись и выставляя на показ свою красоту, свои наряды и украшения, она знает, что, как убедительно сказано в Коране - это запрещенное и наказуемое действие:

"Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры, хранили целомудрие, показывали только внешние наряды, накладывали себе на грудь покрывало, показывали свои наряды и украшения только своим мужьям, своим отцам, отцам своих мужей, своим сыновьям, сыновьям своих мужей, своим братьям, сыновьям своих братьев, сыновьям своих сестер, своим женщинам, невольницам, тем из слуг или детей, которые не испытывают страсти к женщинам и не распознали женской наготы, чтобы они не ступали ногами так, когда выставляются их закрытые наряды. О верующие! С раскаянием обратитесь к Аллаху, с тем, чтобы вы преуспевали и достигали желаемого".(24;31)

Праведная мусульманская женщина, таким образом, не относится к тем полуобнаженным женщинам, которых слишком много в современном обществе, отклоняющихся от правильного направления, указанного Аллахом, и от повиновения Ему. Более того, она содрогается от страха, когда вспоминает устрашающую картину, изображенную посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Речь идет о женщинах порочных, разнаряженных и выставляющих напоказ свою красоту, наряды и украшения: "Есть два типа обитателей ада, которых я не видел. Первый тип - те, у которых кнуты, как хвосты у коров, которыми они бьют людей. Второй тип - полуобнаженные, старающиеся привлечь к себе внимание. Их головы напоминают искусственно украшенные верблюжьи горбы. И те, и другие не войдут в рай, не будет у них удачи, счастья".

Правоверная, следующая истинному вероучению мусульманская женщина, укрывает свое лицо хиджабом не потому, что это стало традицией, перешедшей к ней от матери и бабушек. Последние не утруждают себя попыткой опереться на знание или исходить из аргументов логики или руководствоваться указанием на правильный путь, содержащимся в Священном Писании - Коране. Она считает это обязательным для себя осознанно, и ее сердце преисполнено спокойствием и сознанием того, что это - повеление Аллаха Всемогущего. Душа ее наполнена удовлетворенностью и убежденностью в том, что религия с ее культовой практикой и совокупностью обязанностей верующего, в том числе и повиновение, ниспослана Аллахом для того, чтобы оберегать мусульманскую женщину, особо выделяя ее как личность, отдаляя ее от скользких путей соблазна и искушения, оттого, что приводит к пороку, от пропасти заблуждения. Поэтому она принимает это с благоволящей душой, спокойным сердцем и твердой убежденностью, как в свое время восприняли жены мухаджиров и ансаров в тот день, когда Аллах ниспослал Свою строгую установку и мудрое повеление.

_____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.kcn.ru/mtes/tatar/

http://www.narodko.ru/article/kogu/tatar/

Материалы газеты «Татар Доньясы», №5/2002

http://www.mtss.ru/

http://www.luiza-m.narod.ru/smi/index.htm

Татарские костюмы | Татарская национальная(народная)одежда

История татарского национального костюма Красивые нарядные женские и мужские костюмы с узорами,видео и фото,картинки и описание,отделка ручной работы.Самые распространенные наряды татарского народа,что носили,одевали,какая мода?

Татарский национальный костюм - традиционная одежда татар

Основа татарского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат.

Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен.

Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.
Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии. Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками. . Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба - легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная - у женщин.
Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Традиционная татарская обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики. Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском татарском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей.
Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений.
Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.


1 серия 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия 6 серия 7 серия 8 серия 9 серия 10 серия 11 серия

В татарских национальных костюмах преобладают узоры: зеленый, желтый, красный, черный, коричневый, голубой и белый
цвет являются самыми распространенными и почитаемыми.

Татарский костюмом и широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар.

— Әстерхан татарлары костюмы
— Керәшен татарлары костюмы
— Мишәр татарлары костюмы
— Касыйм татарлары костюмы
— Казан татарлары костюмы
— Түбән Новгород мишәр татарлары костюмы
— Оренбург татарлары костюмы
— Пермь татарлары костюмы
— Самара татарлары костюмы
— Себер татарлары костюмы

Национальная татарская одежда-головные уборы,обувь,украшения

Традиционные костюмы народов России — это воплощение их индивидуальных особенностей. Каждый регион имеет свои отличия в фасоне, цветовой гамме и аксессуарах. Главными отличительными чертами татарской национальной одежды являются богатые полотна и изысканная фурнитура. Татары уделяют большое внимание своим традиционным нарядам и иногда используют их в современной жизни.

История

Костюм каждого народа имеет свою историю и формируется на протяжении многих веков. Хоть общие черты татарского костюма и были определены задолго до этого времени, тот наряд, который сегодня считается традиционным, татары сформировали в XVIII веке.

За основу традиционного наряда современные татары взяли наряд поволжских булгар и немного его модернизировали. Большую роль в этом процессе сыграла вера народа. Ислам не только внес свою лепту в формировании цвета и появлении новых штрихов в уже готовый костюм, но и дополнил наряды татар длинным распашным халатом.

В доисламский период, женщины в Волжской Булгарии были, как и мужчины, наездниками. Что отразилось и в их повседневной одежде. Они носили заправленные в штаны брюки и куртки «камзолы». Но, новая роль женщины в обществе отразилась и на их нарядах. «Тюркские» штаны сменились красивыми длинными платьями.

Очень большое значение в татарской культуре имеет традиционный орнамент. До принятия Ислама, татары использовали его узоры в виде стилизованных животных. Новое мировоззрение повлияло не только на культуру татар в целом, но и традиционный орнамент.

Животные все чаще стали заменяться растениями и цветами. Маки и тюльпаны, колокольчики и ромашки, георгины и хризантемы. По виду отображающихся цветов и растений можно понять, в каком регионе жил тот или иной мастер. Каждый мотив, используемый при изготовлении орнамента имеет свою трактовку. Сочетание узоров в таком орнаменте имеет важное значение.

Орнаментом украшали наиболее важные части рубашки. У женщин его можно встретить в районе груди. Считалось, что с помощью орнамента можно увеличить приток молока, и продлить период кормления грудью. Что, в свою очередь, поможет сделать детей крепкими и здоровыми.

Женский народный костюм

Традиционная одежда татарок состоит из рубахи с длинными рукавами с удлиненным низом. Рукава и низ рубахи декорировались красивыми воланами. Обязательным атрибутом женского наряда являются массивные украшения. Их размещали на груди, спине и в виде тяжелых сережек в ушах. Массивные серьги татарки носили, начиная с 3-летнего возраста и заканчивая в глубокой старости.

Поверх рубахи надевался камзол. Он мог быть изготовлен из однотонного или цветного бархата. Зимний вариант такого наряда дополнялся мехом, а летний – золотой тесьмой. Под рубаху обязательно надевались специальные нагрудники, которые закрывали вырез на груди.

Важной частью традиционного наряда женщины является головной убор. До брака девушки носили вязаные шапочки белого цвета. Замужние женщины поверх такого головного убора надевали платки или покрывала. Женщинам после свадьбы разрешали сменить белый калфак на головной убор, напоминающий тюбетейку. Татарские женщины показывали свое мастерство, украшая свой головной убор вышивкой золотыми нитями, бусинами и монетами.

Замужние женщины использовали в своем наряде покрывало. Применение этого аксессуара имеет языческие истоки. Считалось, что если покрыть волосы, то злые духи не смогут причинить вреда. Ислам видоизменил эту традицию, но смысл покрывать голову остался прежним. Женщины после свадьбы подвязывали такими покрывалами головной убор. В XIX веке на его смену пришел специальный головной платок.

Женские шаровары шились из однотонной ткани. И мужчины, и женщины носили чулки. Их вязали из шерстяных ниток или шили из самодельного сукна. Поверх таких чулок надевались кожаные сапоги (на праздники) или лапти (повседневная обувь).

Булгары очень хорошо научились обрабатывать кожу и шерсть. Изготовленные таким образом ткани очень высоко ценились на рынках Европы и Азии. Но, в XIX веке юфь и сафьян «булгарского изготовления» были заменены на фабричный товар. Это сильно отразилось на внешнем виде. Цветовая гамма стала менее яркой. Но, сама верхняя одежда стала более функциональной. Фабричная ткань выдерживала большие нагрузки, но не могла дать того, что давала ткань, произведенная с помощью ручных механизмов.

Мужской костюм

Татарские мужчины носили одежду, которые мало чем отличались от женского наряда. Да, они не были такими «живописными» и имели меньшую длину. Но, фасон мужской повседневной одежды, практически не отличался от женского наряда. Его основными элементами были широкая рубаха с воротником-стойкой и боковыми клиньями. Ее носили без пояса. В зависимости от времени года она могла быть шерстяной, шелковой или хлопковой.

Мужские шаровары шились из полосатой ткани. Покрой этой части костюма мало чем отличался от покроя штанов других тюркоязычных народов. Его еще называли «штаны широким шагом». Поверх рубахи надевался камзол. Он имел приталенный силуэт и запахивался на правый бок. Интересно, что вплоть до первой четверти XX века татары не носили нижней одежды. Рубахи и штаны надевались на голое тело.

Главным головным убором каждого мусульманина является тюбетейка. В зимнее время года, поверх нее мужчины надевали меховую или стеганую шапку. Она хорошо защищала от мороза и согревала голову. Такая шапка шилась из каракуля или шерсти куницы, бобра и соболя.

Важным атрибутом традиционной верхней мужской одежды был матерчатый пояс. Его изготавливали из самотканых или сшитых полотен. В музеях этнографии сегодня можно встретить такие пояса с богато украшенными пряжками из серебра. Хоть казанские татары и рано отказались от такого пояса, у сибирских и астраханских татар он был популярен вплоть до XX века.

В качестве обуви татары использовали национальные сапожки – ичиги. Их шили из сафьяна или юфти, дополняли различной вышивкой и подошвой из мягкой кожи. Кожаная обувь была доступна только зажиточным горожанам и представителям духовенства. В непогоду, при выходе из дому на ичиги надевали сапоги, а зимой полуваленки.

Украшения и аксессуары

Украшения — это важная часть татарского наряда. Женщины украшали свои наряды изделиями из серебра, яшмы, бирюзы и даже коралла. Суммарный вес всех украшений мог достигать шести килограмм. Казанские ювелиры даже освоили свою технику изготовления украшений – бугорчатую скань. С ее помощью они создавали кольца, серьги и тяжелые подвески. Которые широко использовались для украшения.

Многие украшения применялись не только для придания одежде художественной ценности, но и в виде оберега. От дурного сглаза защищала бирюза. Любовь и верность супругов можно было достичь, только при носке одинакового количества браслетов на обеих руках.

Самыми популярными украшениями женской национальной одежды татар были воротниковые и поясничные застежки и браслеты. Нагрудная перевязь, украшенная драгоценными камнями и ювелирными изделиями, собиралась с рождения девочки и до ее выхода замуж. В специальные кармашки такой перевязи прятали суры Корана, защищающие ее владелицу.

Мужчины в качестве украшений использовали перстни-печати, подтверждающие их личность.

Особенности свадебного (праздничного) наряда

Праздничная одежда татар отличается от повседневной. И мужской и женский праздничный костюм выглядит богаче и легче. Особенно ярко в этом плане заметны отличия в женской одежде. Он состоял из тонкой рубахи из шелка и расшитого золотом парчового камзола. Широкий подол рубахи украшался снизу яркими шелковыми лентами. И конечно весь наряд дополнялся особыми, «праздничными» украшениями. Вырез рубахи обшивался специальным орнаментом-цепочкой.

Ткани и цвета

Историки, с помощью этнографических исследований, выяснили, что до XIX века мужской татарский национальный костюм состоял преимущественно из белых, красных, золотых, зеленых и черных тканей. Женщины предпочитали материалы розового, голубого и оранжевых расцветок. Но ближе к XX веку «колор» изменился. Чаще стали использоваться ткани фиолетовых, синих, желтых и красных тканей.

Особое место в палитре татарского костюма отведено зеленому цвету. Он считается знаком особого отличия и чтится всеми мусульманскими народами. Этот цвет символизирует райские сады и изобилие.

До появления фабричных тканей, элементы верхней одежды шились из самодельного сукна. Рубашки шили из холста. Их украшали нашивками и различной вышивкой. Самыми популярными тканями, используемыми в костюме, считаются хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые полотна.

Разновидности по регионам

Татары Волго-Уральского региона состоят из двух этносов: мишарей и казанских татар. У них есть отличия в языке и культуре. В их национальных костюмах также есть отличия. Мужской костюм мишарей и казанцев мало отличается. А вот в женском наряде отличия были более существенными. Здесь большое влияние отводилось тканевым аппликациям и всевозможным нашивкам.

Изначально рубахи казанских татарок и мишарок шились из домотканых материалов. Но, затем девушки-мишари стали больше использовать ситец. Этот материал видоизменил форму туники. Она стала более пышной, на плечах появились оборки.

В женский наряд обязательно входил передник. У различных татарских субэтносов его назначение было различным. У татар Окско-Сурского междуречья передник использовался в рабочем костюме, а в районах Северного Приуралья и Предкамья его обязательно надевали во время праздников. Конечно внешний вид таких передников сильно отличался.

Костюм крымских татар

Очень сильно отличается одежда крымских татар от казанских. Они первыми заменили шаровары на широкие юбки, которые подчеркивали фигуру женщины. Особое отношение у крымчан было к различным отверстиям в одежде. Они обрабатывались специальными узорами. Считалось, что они могли даже спасти жизнь своего владельцу.

В наряд крымской татарки входят широки и просторные рубахи, длинные изящные платья и кафтаны, которые традиционно окрашивались в малиновые и розовые цвета. Обязательным являлась носка шапочки из бархата, которые украшались монетками, золотыми и серебряными нитями.

Мужской костюм представителя этого народа представляет набор из рубахи с косым воротом, шаровар и тюбетейки. Поверх рубашки обязательно надевалась короткая безрукавка из бархатной ткани яркой расцветки. Такой наряд больше походил на одежду тюркских племен, тогда как в наряде казанских татар прослеживались европейские тенденции.

Современный татарский костюм

Сегодня в Татарстане редко встретишь человека в народной одежде. В быту используются лишь его отдельные элементы. Мужчины носят традиционные головные уборы, а женщины особым образом подвязывают головной платок.

Традиционные татарские наряды используются только во время народных гуляний и различных праздников. Сегодня татарки носят закрытые платья, которые отличаются наличием воротника стойки и пышными рукавами. А вот головной убор не меняется уже много времени.

Современный мужской народный костюм татар мало изменился. На праздниках можно встретить представителя этого народа в широких штанах, заправленных в сапоги. Рубахи и камзолы не претерпели изменения. Для народных гуляний выбирают одежду ярких расцветок, богато украшенную вышивкой.

Одежда – наиболее значимый атрибут той или иной нации. В средние века одного беглого взгляда на человека было достаточно, чтобы определить, кто он по нации, богат он или беден, женат или нет. Конечно, со временем одежда теряет свой национальный «окрас», однако по-прежнему остается одной из основных и жизненно-важных вещей в жизни человека.

Традиционная одежда татар времен средневековья - распашные рубахи, женские платья, головные уборы, халаты, обувь – как у простых людей, так и у аристократов во многом совпадали. Родовые, племенные, социальные и клановые различия в одежде выражались в основном в стоимости используемых материалов, богатстве декора, и в количестве надеваемых предметов гардероба. Одежда, создававшаяся веками, была очень красива, и более чем нарядна. Это впечатление создавалось за счет отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом, позументными лентами.

Стоит отметить, что большое влияние на традиционную одежду татар оказал, в первую очередь, кочевой образ жизни. Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно теплой в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом. Как правило, для шитья одежды использовали такие материалы как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые они сами же и изготовляли. Одним словом, в качестве материала использовалось все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся скотоводством.

Давайте посмотрим, как менялась одежда татарина с его рождения и в процессе взросления. Только родившегося ребенка в ранние средние века татары заворачивали в мягкие выделанные шкурки животных или пеленки из хлопчатобумажной ткани. Заметьте, первую рубашку надевали не раньше, чем через полгода. И уже только в возрасте 3–4 лет детей начинали одевать в одежду очень похожую на одежду взрослых.

Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Не было «девчачьей» и «мальчишечьей» одежды, а различие полов проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девочек и женщин, как правило, была ярких тонов цветущей природы: красный, голубой, зеленый. Что же касается мальчиков, а также мужчин, — в их одежде в основном использовались черный и синий цвета. Девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками.

Период зрелости татарских мужчин и женщин отмечался не только максимальным набором украшений, но и изменениями в костюме. Менялся крой обуви, халатов, платьев, головных уборов.

Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам.

Традиционным головным убором у мужчин была войлочная шляпа - «калпак». Это шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой. Для аристократии и знати существовал же особый вид «калпака» - представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его, обычно, оторачивали тонким войлоком, а снаружи отделывали особенно дорогими материалами — бархатом, атласом.

Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения еще и указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и кланах, а вот девичьи были однотипны. Незамужним девушкам принято было носить «такия» - маленькую шапочку из ткани, и «бурек» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.

Национальной обувью татар считаются кожаные сапоги. Именно их татары носили повсеместно и всесезонно. Для зимы это были высокие сапоги, с широким голенищем, для лета сапоги делали из сыромятной мягкой кожи с высокими каблуками и загнутым носком. Женская обувь украшалась вышивкой и аппликацией.

Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей.

Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. После завоевания московским княжеством татарских ханств, началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом – фески. Зажиточные татары носили феску, а более укороченную феску – тюбетейку, носили бедные слои населения.

На сегодняшний день современные татары носят европейскую одежду. Правда, современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой XVIII в. и начала XIX века, на голову - тюбетейку и танцуют, пляшут, поют песни, убеждая людей, что они выступают в национальных татарских одеждах.

Видео про национальные костюмы татар: