Обучение на права в году. Сколько времени длится обучение в автошколе. Обязательные расходы при обучении


В 2016 году система обучения будущих водителей претерпела существенные изменения. И продолжает меняться до сих пор. Это повлияло и на сроки обучения. Сколько времени нужно учиться в автошколе в 2019 году, чтобы стать полноправным водителем категории В?

Чего коснулась реформа и как повлияла на сроки

Проведенная реформа была направлена на то, чтобы повысить качество подготовки водителей и тем самым повлиять на неблагоприятную обстановку на дороге. Ведь по статистике, львиная доля ДТП происходит по вине тех, чей стаж за рулем менее трех лет.

Первым делом ужесточились требования к самим автошколам. Так с рынка исчезли «серые» учебные заведения, ведущие свою деятельность без соответствующих лицензий. Качество образования в большинстве из них – как нетрудно догадаться – оставляло желать лучшего. Теперь право вести образовательную деятельность имеют только лицензированные заведения, имеющие собственную программу, утвержденную министерством образования и ГИБДД. Преподавать могут специалисты с соответствующими разрешениями.

Во вторую очередь изменения коснулись сроков обучения. Увеличилось количество часов – теперь их 190 против 156 ранее. По мнению законодательной власти, увеличение срока, проведенного за партой и за рулем в компании инструктора, повысит результат – а именно, качество образования.

Внимание! Несмотря на то, что многие утверждают, что законодательством определены конкретные сроки обучения в месяцах, это не так. Неизменным остается только минимальное количество часов, а уж растянуть их на полгода или уложить в три месяца – зависит от конкретной программы.

Из чего складывается количество часов

Разберемся более детально, сколько часов вождения должно быть в автошколе и какое количество лекционных занятий нужно прослушать.

Количество часов – 190 – складывается из следующих частей:

    • теоретические занятия – 130 часов;
    • практическое вождение – 56 часов;
    • экзамен – 4 часа.

В практическую часть входят занятия на автодроме и отработка упражнений, а также езда по городу с инструктором. К теоретическим занятиям относятся:

    • правила дорожного движения;
    • профильное право;
    • основы поведения на дороге участника движения;
    • основы первой медицинской помощи (в отличие от остальных разделов, количество этого, наоборот, уменьшилось – 16 часов вместо 24);
    • теория безопасного вождения;
    • правила эксплуатации транспортного средства;
    • основы правильной перевозки грузов и пассажиров.

Экзамен состоит из теоретической и практической части. В практику входят езда в городе и отработка упражнений. Раньше обязательных было три, теперь – четыре. Добавилась правильная высадка пассажира.

Сколько месяцев учиться на права?

Однако какие-то там обязательные часы – это все так туманно. Хочется узнать конкретную цифру: сколько месяцев нужно учиться на права? Это зависит от программы. Наша проводит полный курс обучения от записи до получения прав за 3 месяца. Кстати говоря, одна и та же автошкола практически всегда предоставляет на выбор разные варианты: с обучением по будням или только в выходные, в утренние и в вечерние часы. Это делается для того, чтобы каждый человек, даже самый занятой, смог подобрать для себя наиболее оптимальный график. Соответственно, отличается и количество часов в неделю.

Одно теоретическое занятие длится в среднем три часа. Самый загруженный график, с которым смогут справиться, разве что, относительно свободные студенты, представляет собою ежедневные занятия по будням. Итого – пять занятий или 15 часов в неделю. График выходного дня предоставляет два занятия в неделю, или шесть часов.

Таким образом, интенсивный график с ежедневными занятиями позволит освоить теоретическую часть за чуть больше чем два месяца. А вот по выходным дням ходить на занятия придется более пяти месяцев. В среднем же, стандартный график предполагает три занятия в неделю. При такой интенсивности, учеба продлится примерно три с половиной месяца.

И это еще только теория. Однако поскольку практика идет одновременно с теорией (а не после нее) и занимает примерно месяц на автодроме и столько же в городе, то на общей длительности обучения в месяцах это практически никак не скажется.

Однако стоит учесть, что кому-то могут понадобиться дополнительные часы вождения или отработки упражнений, что скажется на увеличении сроков. Еще один пункт – экзамен. Сначала внутренний, потом в ГИБДД. И, к сожалению, не всем удается сдать их с первого раза. К тому же, даже если экзамен в школе сдан сразу, не факт, что в ГИБДД можно будет отправиться на следующий день. Скорее всего, промежуток тоже займет время.

Вот и получается, что минимальный срок обучения на категорию В – три с половиной-четыре месяца. Часто – дольше, а вот чтобы уложиться в более короткий срок, нужно хорошо постараться.

Также вы можете узнать, в Москве для вождения легковых автомобилей.

Можно ли уменьшить срок обучения, и если да, то как?

Не у каждого, особенно работающего, человека есть время и желание тратить столько недель на получение водительских прав. Поэтому многих интересует вопрос: а можно ли как-то этот период уменьшить? Сразу стоит сказать, что количество обязательных часов уменьшить нельзя. Это минимум, который необходимо отработать.

Исключение составляют опытные водители, имеющие права другой категории. Теперь им не придется вновь сидеть за партой и проходить весь базовый курс. Получение прав другой категории относится к программе переподготовки водителя и занимает гораздо меньше времени. Например, чтобы переучиться с категории В на С, понадобится около 2 месяцев; с В на D – около 3 месяцев; с С на В – менее 1 месяца; с D на В – около 1,5 месяцев.

А вот чтобы владельцу прав на четырехколесный транспорт стать обладателем категорий А, А1 и М (мотоциклы, скутеры, мопеды и т.д.), придется проходить полный курс и наоборот.

Так что получение опытными водителями дополнительных категорий теперь проходит быстрее и, соответственно, дешевле. Также новшество коснулось машин с коробкой-автоматом и механикой. В правах теперь указывается, на какую из двух КПП обучался водитель. И если она автоматическая, ему нельзя водить машину с механической. А вот наоборот – можно. Если же водитель захочет перейти с автомата на механику, ему придется пройти небольшой дополнительный курс, который займет примерно две недели.

Что касается новичков, то им никак не обойти положенные 190 часов. Однако автошколы стараются упростить жизнь своим курсантам. Так, например, многие из них помогают составить индивидуальный график занятий, который будет максимально удобным. Кроме того, новшество современных автошкол – дистанционное обучение. Оно позволяет заниматься теоретическим курсом дистанционно, с помощью онлайн-кабинета через Интернет. Занимаясь дома, можно если и не сократить количество часов, то хотя бы не тратить время на дорогу до учебных классов и сделать обучение максимально комфортным.

Возможность управления транспортным средством предоставляется тем лицам, которые имеют водительские права. Получение водительского удостоверения осуществляется после сдачи теории и практики на вождение, при этом в соответствии с последними изменениями законодательства сдавать экзамен и, собственно, иметь возможность получения заветного документа, имеют право только те лица, которые обучались в аккредитованных учебных заведениях – автошколах. Сколько учиться на права на машину, каким образом продолжительность процесса получения знаний зависит от того, какую категорию прав намерен получить учащийся и какие знания и умения преподают в таких заведениях?

Срок обучения в автошколе напрямую зависит от того, права какой категории будет получать обучающийся – то есть от того, каким транспортным средством он будет иметь возможность управлять. Так, учеба на права в зависимости от рассматриваемого типа ТС по времени занимает:

  • Категория А, А1, АМ (мопед, скутер, мотоцикл) – обучение длится 1,5 месяца. При этом ученики проходят краткий курс теории и практики;
  • На категорию В начинающему автомобилисту придется учиться уже дольше – период получения теоретических знаний и отработки практики длится 3 месяца. Как теория, так и практика изучается в полном объеме, причем время проведения практических занятий обучающийся обговаривает вместе с инструктором. После окончания 3 месяцев происходит сдача экзамена в ГИБДД;
  • Для того, чтобы обучиться категории С (на тракторные права) придется потратить около 3 месяцев;
  • Категория ВС – она является наиболее сложной и период обучения длится 4,5 месяца, поскольку зачисленный в автошколу получает знания по управлению сразу двумя видами транспорта;
  • Категория D – для получения водительских прав такой категории понадобится потратить 2 месяца, при этом срок может быть меньше, если перед этим обучающийся уже освоил вождение ТС, относящихся к В и С;
  • Категория Е – обучение на нее длится 1,5 месяца, но при этом обязательным условием является то, что у студента имеется два года стажа по категории В и С. В том случае, если будет необходимость получения прав на управление грузового автотранспорта за пределами РФ (дальнобойщик-международник), то можно пройти дополнительный курс за 5 дней.

Особенности прохождения обучения в автошколе

В настоящее время процесс обучения в автошколе осуществляется в такие обязательные для всех зачисленных в нее этапы:

  • Изучение теоретической части (программа теории утверждена законодательными актами и включает в себя все обязательные сведения, необходимые автомобилисту при управлении, обслуживании ТС и в ситуациях, связанных с травмами и повреждениями) – 130 часов;
  • Практическая часть – в процессе прохождения практики обучающийся со своим инструктором уже за рулем учебной машины отрабатывает все упражнения, необходимые для сдачи экзамена в ГИБДД;
  • Сдача экзамена – на такое действие отводятся заключительные 4 часа, за которые учащийся проходит тестирование и сдает практическую часть на автодроме и при езде по городу.

Последние нововведения коснулись также и того, какие обязательные предметы и темы входят в теоретическую программу обучения. Так, в автошколе каждый обучающийся прослушает курс таких предметов:

  • Профильное право, имеющее отношение непосредственно к управлению транспортными средствами;
  • Правила дорожного движения со всеми изменениями, которые введены и действуют на момент их прохождения в автошколе. Кроме того, если выходят законы и поправки, указывающие на то, что со временем будут введены изменения, инструктор также доводит такой факт до сведения учащихся;
  • Основные психологические и эмоциональные особенности и аспекты поведения автомобилиста на дороге;
  • Принципы оказания первой медицинской помощи. Стоит отметить, что в соответствии с новыми правилами на этот этап отводится всего 16 часов, в то время как раньше такую тему проходили за 24 часа;
  • Основные моменты безопасного управления транспортными средствами;
  • Правила использования машины для ее безопасной эксплуатации.

Также начиная с текущего года всех обучающихся автошкол будут знакомить с основными понятиями правил перевозок грузов и пассажиров. Параллельно с этим была отменена возможность осуществления самоподготовки по практической части вождения – теперь практику каждый из обучающихся в обязательном порядке проходит в автошколе. При этом при непосредственной сдаче экзамена количество обязательных упражнений, которые понадобится выполнить автомобилисту, уже будет составлять не 3, как было ранее, а 5.

На портале Autoschool.firmika.ru собраны мотошколы и автошколы Москвы и стоимость их курсов. В таблицах представлены цены на обучающие программы в удобной для сравнения форме. Желая получить водительские права, человек должен понимать, за что именно он платит деньги. В курс входят теоретические и практически занятия, во многом цена зависит от продолжительности и количества уроков. Однако помимо этого на стоимость влияют десятки факторов.

Категория прав - первый критерий

Стоимость обучения в автошколе зависит от категории водительских прав. Программы для получения категории В и С стоят примерно одинаково, права категории А, скорее всего, обойдутся несколько дешевле. Нередко автошколы дают скидки на повторное обучение, например, если водитель уже имеет владеет легковым авто и желает научиться водить грузовой транспорт. Специальные программы распространяются и на спецтехнику, особенно если в городе наблюдается дефицит специалистов этой категории.

Теория и практика. Все ли обязательно?

В прайсе автошкол всегда есть деление на теоретическую и практическую часть обучения, при желании можно пройти только лекции или только уроки на учебной трассе. Как правило, при заключении договора клиент оплачивает сначала теоретические занятия, а уже позже вносит средства за практическую часть. Количество занятий четко зависит от стоимости программы. Многие автошколы значительно урезают практику, предлагая заманчиво низкие цены на обучение.

Лекционные занятия стоят дешевле, это зависит от стоимости услуг педагога. Практика включает в себя аренду авто, плату за бензин и прочие расходы. При этом теоретические занятия обойдутся примерно одинаково всем будущим водителям, а вот практика для мотоциклистов будет несколько дороже, чем для любителей легковых авто.

Дополнительные расходы. С чем можно столкнуться?

Получение водительских прав часто сопряжено с дополнительными расходами, которые не входят в прайс-лист автошколы. Так, помимо оплаты самого обучения может потребоваться плата за страховку на время прохождения курсов, аренду экипировки (для мотошкол). Некоторые автошколы сразу закладывают дополнительные расходы в стоимость курса, и тогда обучение выходит дешевле.

Что входит в стандартный пакет услуг автошколы?

Несмотря на то что стоимость обучения в автошколе довольно широко варьируется, курс обязательно должен включать стандартный пакет услуг:

  • Выдача направления на медицинское обследование о пригодности к вождению.
  • Базовые теоретические знания - курс лекций.
  • Занятия на автотренажерах или площадке - отработка базовых элементов.
  • Уроки на учебной трассе с инструктором - обучение вождению в условиях города.

По окончании обучения ученик должен в совершенстве знать ПДД и азы езды, для подтверждения знаний и умений проводятся тесты на знание теории, экзамен и поездка по городу в присутствии инструктора и инспектора ГИБДД.

В СССР машинами пользовались очень мало, и не потому что они были дорогими, а потому что их почти не было. Но сейчас автомобиль не считается роскошью, он есть почти в каждой семье. А государство постоянно содействует населению в их приобретении, предоставляет возможность льгот и автокредитов.

Приобретение машины не сложность, для ее управления необходимо иметь права. У водителей со стажем, такой проблемы нет, а вот молодым людям стоит учиться на права, пройти подготовку и сдать все экзамены.

На данный момент молодых людей интересует, сколько стоит обучение на права? Так как в законах были соответствующие поправки, и обучением могут заниматься только автошколы, которые прошли аккредитацию. На стоимости обучения такие поправки сильно отличились, но качество стало намного выше. А это очень важно, если учесть статистику ежегодных автомобильных аварий.


В нынешнем году произошли сильные изменения, и правила обучения значительно ужесточились. Всем кто не успел получить права, придется потратить больше времени, сил и денег на обучение.

Раньше водители могли готовиться к экзаменам и учиться вождению самостоятельно. Тогда водителям не следовало обращаться за услугами в специализированные учебные заведения. Сейчас государство это отменило и нужно учиться только в автошколе, без посещения занятий в Государственной автоинспекции даже не разговаривают.

Будущих водителей интересует, сколько учиться на права в 2019 году. Обучение включает в себя три основных этапа, посещение которых является обязательным:

  1. Теоретическое обучение занимает 130 часов.
  2. Практическое обучение вождению – 56 часов.
  3. Сдача экзамена – 4 часа.

В общей сложности на обучение уходит 190 часов, а в прошлые года обучение длилось всего 156 часов. Водители со стажем интересуется, сколько времени будет уходить на переподготовку для получения новой категории.


Базовое обучение будет занимать 84 часа. Водителям со стажем проходить его не придется. А вот если будет переобучение на категорию «Д», то обучение займет 257 часов.

Для водителей скутеров и мопедов тоже прошли изменения, категория «М». Теперь они должны проходить обязательное обучение в автошколе, данное требование касается тех людей, у которых вовсе отсутствуют права.

Сколько и какие предметы проходят в автошколе

В программе переподготовки произошли серьезные изменения, увеличился не только срок обучения в автошколе. В 2019 году уже введено модульное обучение. То есть, человек, обучающийся впервые будет проходить все направления – базового, специализированного и профессионального, а вот водители со стажем проходить базовый курс не будут.

Говорить о том, что такой метод эффективный еще рано, но он пользуется большим успехом в других странах на протяжении многих лет. Сейчас установлен перечень дисциплин, которые будут обязательно преподаваться в автошколах – это:

  • Профильное право;
  • Правила дорожного движения;
  • Аспекты психологии и эмоций на дороге;
  • Первая медицинская помощь;
  • Теория вождения;
  • Правила эксплуатации автомобиля.

Первая медицинская помощь будет изучаться всего 16 часов, а до нововведений она занимала 24 часа. Автолюбителям будет отводиться 4 часа обучения на правила безопасной перевозки людей и грузов.

Сколько стоит обучение в 2019 году

Большая часть будущих водителей интересуется, сколько же теперь будет стоить обучение в автошколе. Позитивного в данном случае нет, увеличение времени учиться на права повлекло за собой поднятие стоимости обучения.

В сравнении с прошлыми годами, стоимость обучения в этом возросла на 40%. Но власти разрешили учебным заведениям самостоятельно устанавливать ценовую категорию на обучение.

По результатам мониторинга рынка стало известно, что средняя стоимость обучения по стране, остановилась на цифре 50 000 рублей. Такая сумма полностью соответствует показателям в мире. Представители автомобильных школ уверяют, что данная сумма не случайна и не взята из «неоткуда», по требованию государства им пришлось проводить полную реорганизацию, а та в свою очередь значительно увеличила размер организационных расходов. В связи с этим возросла и общая стоимость обучения.

К тому же произошло установление денежных взносов за экзамены. В итоге, сдача экзамена по теории теперь стоит 1000 рублей, а сдача экзамена по вождению не менее 3 500 рублей. Правительство объясняет данные суммы тем, что у людей повышается ответственность, и экзамены сдаются быстро, то есть с первого раза.

Стоимость оформления прав сейчас стоит 2000 рублей, а раньше данная госпошлина стоила всего 800 рублей.

Можно ли сэкономить при обучении

Так как произошло сильно подорожание обучения, количество желающих получить права стало сильно снижаться. В итоге между автошколами стала разгораться сильная конкуренция и борьба. И многие начали этим пользоваться.

Сейчас очень много профильных автошкол, стали проводить различные акции, в итоге стоимость обучения может значительно снижаться. К тому же на подготовку очень часто отправляют от центра занятости. Таким вариантом обучения могут воспользоваться люди, которые не имеют в данный момент работы, и состоят на учете на бирже труда более 2 месяцев.

Для осуществления такого плана, в центр занятости необходимо принести письмо от будущего работодателя, который дает полную гарантию вашего трудоустройства после прохождения обучения и получения прав. Это требуется для того, что стоимость обучения в данном случае будет оплачивать центр занятости.

Помимо всего этого, в российском законодательстве есть закон, который позволяет вернуть 13% из суммы, которая была потрачена на обучение. Данная сумма выплачивается по социальному подоходному налогу.

Выбор автошколы

  1. Какая из автошкол находится максимально близко к месту проживания;
  2. В каком месте находится школьный автодром и многое другое.

Все эти данные помогут выбрать заведение с хорошей репутацией и пройти высококачественное обучение, которое положительно отразиться на будущем вождении.

Само законодательство, регламентирующее выдачу водительских удостоверений хоть и частично, но с завидной регулярностью подвергалось изменениям, настало время реформ процесса обучения и в автошколах. Так, были изменены программы обучения и, в том числе, продолжительность теоретических и практических курсов. Какой срок обучения в автошколе для получения водительского удостоверения установлен по закону в 2018 году с учетом новых программ подготовки водителей? Сколько времени нужно учиться на права в зависимости от категории водительского удостоверения? Существуют ли реальные перспективы увеличения срока обучения? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Причины увеличения продолжительности обучения

Увеличение часов в автошколах - не прихоть самих автошкол с целью увеличения стоимости курса и, соответственно, прибыли, а изменение законодательства. Минобразование пересмотрело количество часов практики и теории при обучении на ту или иную водительскую категорию. Также произошли изменения в процедуре обучения, теперь теория и практика преподаются не параллельно, а последовательно: сначала идет курс теории и автодром, после чего происходит сдача экзамена теории в ГИБДД, а после практика в городе и опять сдача экзамена в ГИБДД.

Срок обучения в 2018 году

С августа 2017 года приказом Минобразования были изменены программы обучения. Вступили в силу эти изменения с 11 августа, и именно с этой даты все автошколы, независимо от вида, должны были организовать учебный процесс в соответствии с изменениями. Курс теории в рамках данной программы составляет 130 часов, но продолжительность курса во времени зависит от частоты занятий в неделю. Так, если занятий в неделю будет 2, то курс растянется на 5,5 месяцев, если занятий будет 5, то продолжительность составит 2,5 месяца.

Чаще всего в школах проводят по 3 занятия в неделю, и тогда курс занимает чуть больше 3,5 месяцев. Курс состоит также из практических занятий, которые проводятся отдельно от теоретических. Например, количество практических часов для категории «В» - 56 или 54, в зависимости от вида КПП. При среднестатистической загрузке практический курс выполняется за месяц или чуть больше. Однако вследствие того, что практика по городу возможна после полного изучения теории со сдачей экзаменов, курс увеличивается на этот месяц. Если экзамены и в автошколе и в ГИБДД идут один за другим с минимально возможными разбежками во времени, а экзаменуемый преодолевает успешно экзамены с первой попытки, то при максимально интенсивном курсе обучения по 5 занятий в неделю теории с последующей практикой, получить права можно через 3,5 месяца.

Продолжительность обучения в зависимости от категории

Продолжительность обучения, как и количество часов практической езды, зависит от получаемой категории, соответственно, и несмотря на то что ПДД, входящие в состав теории фактически общие для всех категорий, то уже за счет количества часов практики и теоретических нюансов, курс увеличивается. Так, из расчета 3 занятия в неделю, продолжительность всего курса будет составлять на категорию:

  • «М» - 3,5 месяца;
  • «А» и «А1», «В1» - 4 месяца;
  • «С» - 6 месяцев;
  • «С1» - 5,5 месяцев;
  • «D» - 7,5 месяцев;
  • «D1» - 7 месяцев;
  • «ВЕ», «В1Е», «СЕ», «С1Е», DЕ», «D1Е» - 1 месяц;

До 2010 года обладателям категории «В», была доступна возможность получить иную категорию, например, «С» или «D», не проходя полный курс обучения с оплатой в полном объеме, а лишь усеченную часть, которая не содержала основы безопасности управления, первую помощь и т.д. Нововведения возвратили такую возможность. Переподготовка дает возможность уже действующим водителям сэкономить не только время, но и деньги. Исключением стали лишь категории «М», «А», «А1» с которых и на которые пройти переподготовку нельзя. Итак, курс переподготовки с категории:

  • «В» на «С» и «С» на «D1» - 2 месяцев;
  • «В» на «D» - 3 месяца;
  • «В» на «D1» и «С» на «D» - 2,5 месяца;
  • «С» на «В» - 1 месяц;
  • «D» на «В», «D» на «С» и «D» на «С1» - 1,5 месяца;

Ввиду того, что современные водительские удостоверения содержат отметку не только об открытой категории, но и о виде трансмиссии, на которой владелец удостоверения может законно управлять транспортом, введена возможность повышения квалификации. Т.е. обучаясь и сдавая экзамен на водительское удостоверение на транспорте с АКПП, пройдя непродолжительный курс можно получить право управлять транспортом этой же категории, но с МКПП, и наоборот. Продолжительность курса переквалификации любой категории колеблется в районе двух недель.

Планируется ли продление учебы до 6 месяцев?

Говорить о продлении сроков обучения до 6 месяцев нельзя, поскольку программа предполагает количество часов практики и теории, которые можно растянуть и на полгода, а можно пройти при большей интенсивности и в более короткие сроки. В любом случае программы должны и будут пересматриваться из-за увеличения объемов теории (изменение ПДД), а возможно и увеличения часов практики, чтобы обеспечить более качественное освоение практики в условиях нынешней интенсивности дорожного движения.