Колыбель цивилизаций – страны плодородного полумесяца. Колыбель цивилизации Несколько фактов о хлебе






Значительную часть территории между Средиземным, Черным, Каспийским морями и Персидским заливом занимают горы (Альпийско-Г ималайская цепь) и пустыни (Аравийская, Сирийская). Плодородная земля «врезается» между горами и пустынями наподобие полумесяца. Этот полумесяц образован двумя частями: Левантом (восточным побережьем Средиземного моря) и Месопотамией (областью между Тигром и Евфратом) . Некоторые авторы относят к Плодородному Полумесяцу также долину реки Нила4.

Barry J. Beitzel. The Moody Atlas of Bible Lands. Chicago: Moody Press, 1985. С. 5. Напр., Adrian Curtis. Oxford Bible Atlas. Oxford: Oxford University Press, 2007. С. 15. Тим Даули. Библейский атлас. М.: РБО, 1994.

A. Название
Название «Плодородный Полумесяц» (Fertile Crescent) ввел знаменитый американский египтолог Джеймс Генри Брестед (1865-1935).
Почва этого региона достаточно плодородная для земледелия и животноводства, однако не настолько плодородная, как в некоторых других местах. Название объясняется тем, что вокруг Плодородного Полумесяца условия совсем неблагоприятные из-за пустынь или гор. Расположение Израиля Израиль располагается примерно в серединке Плодородного Полумесяца Израиль располагается на стыке трех континентов: Европы, Азии и
Африки. На некоторых древних картах его рисовали в центре
6
трилистника:



Следствия такого положения
1. Пути сообщения
а. Торговые - основные пути торгового сообщения проходили через Израиль. Это открывало двери для того, чтобы вести активную торговлю с другими странами.
Иез. 27:17 «Иудея и земля Израилева торговали с тобою

[Тиром]; за товар твой платили пшеницею Миннифскою [т. е.

из города Минниф в Аммоне] и сластями, и медом, и деревянным маслом, и бальзамом».
b. Военные - Израиль часто оказывался на пути у воюющих друг с другом крупных держав: Египта, Хеттской империи, Ассирии и Вавилона.
4 Цар. 23:29 «Во дни [Иосии] пошел фараон Нехао, царь
египетский, против царя ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его». Таможенные сборы - поскольку основные торговые пути проходили через Израиль, у Израиля была возможность взимать пошлину за прохождение торговых караванов по его территории. 3 Цар. 10:14-15 «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых, сверх того, что [получаемо было] от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей аравийских и от областных начальников». Постоянная армия - немногие государства в те времена имели постоянную армию. Чаще всего армией считались все дееспособные мужчины определенного возраста. Войска созывались только по мере необходимости, во время нападения противника или военных походов.
Однако из-за наличия таможенных постов Израилю приходилось содержать небольшую постоянную армию. 2 Цар. 8:6 «И поставил Давид охранные войска в Сирии Дамасской, и стали сирийцы у Давида рабами, платящими дань». 3 Цар. 2:5 «Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира...» Желание всех ключевых держав контролировать эту землю
Все страны, претендовавшие на имперское господство, стремились завоевать Палестину или подчинить ее своему контролю. Основные подступы: с юга или севера
Поскольку на западе Израиль граничит со Средиземным морем, а на востоке к нему примыкают горы и практически непроходимая Аравийская пустыня, крупные войска могли подойти к Израилю только с юга и севера. Однако южных врагов у Израиля было немного. Несколько раз на
15

него с юга нападали Египет и Едом. Чаще всего враги угрожали Израилю с севера.
Любой царь из Междуречья (Ассирии или Вавилонии) мог напасть на Израиль только с севера. Поэтому нападение Навуходоносора описывалось как нападение с севера (хотя, если посмотреть на современную карту, Вавилон располагается к востоку от Израиля). Иер. 10:22 «Несется слух: вот он идет, и большой шум от страны северной, чтобы города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов». Ср. также Зах. 2:6-7 «Эй, эй! Бегите из северной страныг, - говорит Еосподь, - ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, - говорит Еосподь. - Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона».
Эту особенность нужно учитывать, толкуя библейские пророчества о «царе северном» (Дан. 11 гл.). Способность влиять на весь мир
Почему Еосподь избрал именно Палестину местом расположения Земли Обетованной? Ис. 49:6 «И Он сказал: “Мало того, что Ты [Мессия] будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобыг спасение Мое простерлосъ до концов земли”».

ПЛОДОРОДНЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ (англ. Fer-tile Crescent) - историко-географический регион на Ближнем Востоке: от предгорий Эш-Шара через Палестину, предгорья Ливана и Антиливана, через Южный Тавр и Иракский Курдистан до Южного Загроса.

С юга плодородный полумесяц ог-ра-ни-чен Си-рий-ской и се-ве-ро-ара-вий-ски-ми пус-ты-ня-ми, рав-ни-на-ми Ме-со-по-та-мии , с юго-за-па-да - Си-най-ским полуостровом, с за-па-да - Сре-ди-земным морем, с се-ве-ра - Тав-ром и Ар-мян-ским на-горь-ем, с вос-то-ка - хреб-та-ми За-гро-са. Тер-мин «Плодородный полумесяц» впер-вые поя-вил-ся в ра-бо-те американского егип-то-ло-га Дж.Г. Бре-сти-да «Древ-ние па-мят-ни-ки Егип-та» («Ancient records of Egypt», vol. 1-5, 1906-1907 годы).

Плодородный полумесяц - од-на из основных зон, где про-изо-шёл пе-ре-ход от при-сваи-ваю-щей к про-из-во-дя-щей эко-но-ми-ке (смотреть Жи-вот-но-вод-ст-во, Зем-ле-де-лие). Имен-но в плодородный полумесяц бы-ло по-ло-же-но на-ча-ло раз-ви-тию тех сельско-хозяйственных тра-ди-ций, на ос-но-ве ко-то-рых сло-жи-лись ци-ви-ли-за-ции Ближ-не-го и Среднего Вос-то-ка, Северной Аф-ри-ки, Ев-ро-пы. На-ря-ду с Не-оли-ти-че-ской ре-во-лю-ци-ей , плодородный полумесяц - од-но из ба-зо-вых по-ня-тий для ис-сле-до-ва-ния ста-нов-ле-ния про-из-во-дя-ще-го хо-зяй-ст-ва.

Вни-ма-ние учё-ных к плодородному полумесяцу свя-за-но с по-ис-ка-ми тех мест, где впер-вые поя-ви-лось зем-ле-де-лие. В 1880-х годах швейцарский бо-та-ник А. де Кан-доль, соз-да-тель од-ной из пер-вых на-учных кон-цеп-ций о про-ис-хо-ж-де-нии куль-тур-ных рас-те-ний, пред-по-ло-жил, что зем-ле-де-лие за-ро-ж-да-лось не на рав-нин-ных при-реч-ных уча-ст-ках, а в пред-гор-ных рай-онах. Пол-ве-ка спус-тя экс-пе-ди-ции Н.И. Ва-ви-ло-вапо-ка-за-ли, что имен-но в пред-гор-ных рай-онах стран тро-пи-ков, суб-тро-пи-ков и уме-рен-но-го поя-са на-блю-да-ет-ся наи-боль-шее раз-но-об-ра-зие пред-ко-вых ви-дов куль-тур-ных рас-тений. Н.И. Ва-ви-лов от-нёс тер-ри-то-рию плодородного полумесяца к пер-вич-ным оча-гам зем-ле-де-лия. В 1920-е годы Г. Чайлд об-ра-тил вни-ма-ние на ар-хео-ло-гические па-мят-ни-ки Ближ-не-го Вос-то-ка как ве-ро-ят-но-го цен-тра про-ис-хо-ж-де-ния про-из-во-дя-щей эко-но-ми-ки, от-ку-да она рас-про-стра-ни-лась и на Ев-ро-пу. С конца 1940-х годов Р. Брейд-ву-дом бы-ли ини-ции-ро-ва-ны ком-плекс-ные и сис-те-ма-тические ис-сле-до-ва-ния не-оли-тических па-мят-ни-ков в зо-не плодородного полумесяца. Для южных пред-го-рий Тав-ра и За-гро-са он ввёл по-ня-тие «хол-ми-стые флан-ги» (английский Hilly Flanks), пред-по-ло-жив, что имен-но там сле-ду-ет ис-кать ис-то-ки про-из-во-дя-ще-го хо-зяй-ст-ва. Эти ра-бо-ты бы-ли под-дер-жа-ны и про-дол-же-ны Х. Чам-бель, М. Оз-до-га-ном (Тур-ция); К. Кень-он (Ве-ли-ко-бри-та-ния); Ж. Ко-ве-ном, Д. Стор-дёр (Фран-ция); Н.О. Ба-де-ром, Н.Я. Мер-пер-том, Р.М. Мун-чае-вым (Рос-сия); Х. Ха-упт-ман-ном, К. Шмид-том (Гер-ма-ния); М. Ро-зен-бер-гом, Г. Рол-леф-со-ном (США); С.К. Коз-лов-ским, Р.Ф. Ма-зу-ров-ским (Поль-ша); О. Бар-Йо-зе-фом (Из-ра-иль) и другие. В изу-че-нии ар-хео-ло-гических па-мят-ни-ков плодородного полумесяца боль-шое вни-ма-ние уде-ля-ет-ся при-вле-че-нию дан-ных па-лео-кли-ма-то-ло-гии, гео-ло-гии, па-лео-бо-та-ни-ки, па-лео-зоо-ло-гии и других дис-ци-п-лин.

На-чи-ная с ран-не-го го-ло-це-на, в эпо-ху по-те-п-ле-ния и ув-лаж-не-ния кли-ма-та, тер-ри-то-рии плодородного полумесяца на-хо-ди-лись на сты-ке ле-сов и сте-пей. Пе-ре-се-че-ние не-сколь-ких при-род-но-кли-ма-тических зон, на-ли-чие сейс-ми-че-ски ак-тив-ных раз-ло-мов спо-соб-ст-во-ва-ли му-та-ци-ям, гиб-ри-ди-за-ции жи-вот-ных и рас-те-ний, что при-во-ди-ло к их по-вы-шен-но-му ви-до-во-му мно-го-об-ра-зию. Это при-вле-ка-ло эпи-па-ле-о-ли-тических охот-ни-ков и со-би-ра-те-лей, соз-да-ва-ло пред-по-сыл-ки для по-яв-ле-ния у них осед-ло-сти, де-мо-гра-фического рос-та.

Не-ко-то-рые из ви-дов жи-вот-ных и рас-те-ний пред-го-рий Тав-ра и За-гро-са под-хо-ди-ли для до-ме-сти-ка-ции, в ча-ст-но-сти ди-кие пред-ки ко-ров, коз, овец, сви-ней, пше-ни-цы - дву-зер-нян-ки и од-но-зер-нян-ки, яч-ме-ня, льна, ну-та, го-ро-ха, че-че-ви-цы, горь-кой ви-ки, фис-та-шек и другие. Кли-мат в зо-не плодородного полумесяца XII-IX тысяч лет на-зад от-ли-чал-ся жар-ким ле-том и срав-ни-тель-но мяг-кой влаж-ной зи-мой. Зим-ние до-ж-ди, при-но-ся-щие до 92% го-до-вых осад-ков, да-ва-ли воз-мож-ность раз-ви-тия не-по-лив-но-го зем-ле-де-лия. Всё это соз-да-ва-ло пред-по-сыл-ки для по-ис-ка ме-ст-ным на-се-ле-ни-ем но-вых эко-но-мических (про-из-во-дя-щая эко-но-ми-ка; в плодородном полумесяце пред-став-ле-ны все эта-пы до-ме-сти-ка-ции на-чи-ная с са-мых ран-них) и со-ци-аль-но-по-ли-тического (ие-рар-хического об-ще-ст-ва) стра-те-гий раз-ви-тия. При этом охо-та и со-би-ра-тель-ст-во по-зво-ля-ли под-дер-жи-вать не-об-хо-ди-мый уро-вень су-ще-ст-во-ва-ния боль-ших групп лю-дей в дли-тель-ный пе-ре-ход-ный пе-ри-од.

Про-цесс пе-ре-хо-да к про-из-во-дя-щей эко-но-ми-ке про-сле-жен в не-сколь-ких оча-гах на тер-ри-то-рии плодородного полумесяца: на ма-те-риа-ле ря-да куль-тур Ле-ван-та (западный фланг плодородного полумесяца; Ие-ри-хон, Ке-ба-ра, Му-рей-бит, на-ту-фий-ская куль-ту-ра, Хи-ам-ский пе-ри-од), Северной Ме-со-по-та-мии (центральная часть плодородного полумесяца; Не-ва-лы-Чо-ри, Нем-рик, «Ур-фа», Хал-лан-Че-ми, Чай-о-ню) и в пред-горь-ях За-гро-са, на гра-ни-це современного Северо-Восточного Ира-ка и Северо-Западного Ира-на (восточный фланг плодородного полумесяца; зар-зий-ская куль-ту-ра, Зе-ви-Че-ми-Ша-ни-дар, Ка-рим-Ша-хир, Чога-Го-лан, Гандж- Да-ре).

С ут-вер-жде-ни-ем про-из-вод-ст-ва пи-щи в зо-не плодородного полумесяца по-сле-до-вав-ший за этим де-мо-гра-фический ска-чок, кли-ма-тические ко-ле-ба-ния спо-соб-ст-во-ва-ли ми-гра-ци-ям и другим фор-мам рас-про-стра-не-ния не-оли-ти-за-ции (смотреть в статье Не-олит) в рай-оны, под-хо-дя-щие по сво-им при-род-но-кли-ма-тическим ха-рак-те-ри-сти-кам (Центральная и Южная Ме-со-по-та-мия, Иран и юго-за-пад Средней Азии, За-кав-ка-зье, Еги-пет, Ана-то-лия, ост-ро-ва Восточного Сре-ди-зем-но-мо-рья, Юго-Восточная Ев-ро-па и другие). Окон-ча-тель-но но-вый об-раз жиз-ни ут-вер-жда-ет-ся с изо-бре-те-ни-ем ис-кус-ст-вен-но-го оро-ше-ния вдоль ру-сел круп-ных рек за пре-де-ла-ми плодородного полумесяца (конец VI-го - IV-е тысячелетие до нашей эры), что при-ве-ло к даль-ней-ше-му про-грес-су про-из-вод-ст-ва, рос-ту на-се-ле-ния, ус-лож-не-нию об-щественных струк-тур, идео-ло-гических сис-тем и, в ко-неч-ном ито-ге, соз-да-нию пер-вых го-ро-дов и го-су-дарств. На-се-ле-ние плодородного полумесяца, где бла-го-при-ят-ные ус-ло-вия не тре-бо-ва-ли для вы-жи-ва-ния ин-тен-си-фи-ка-ции эко-но-мического и об-щественного раз-ви-тия, ос-та-лось на пе-ри-фе-рии этих про-цес-сов.

Артуру Кларку,

первому в научной фантастике,

второму в науке, по договору Парк авеню

Глава 1. ДО АВРААМА

Плодородный полумесяц

В Западной Азии в государстве Ирак есть две реки, что текут с гор Турции в Персидский залив. Это реки Тигр и Евфрат, земли вокруг них и между ними особенно хороши для земледелия. Это плодородная территория с мягким климатом, дождливыми зимами и засушливым летом. Плодородие ее особенно примечательно тем, что северо-восточнее расположены суровые горы Ирана, а юго-западнее раскинулась безводная Аравийская пустыня.

Благодатная полоса тянется от Персидского залива на северо-запад вдоль рек к границам Турции, затем на запад через юго-восток Турции и север Сирии, а потом поворачивает на юг вдоль Средиземноморского побережья, захватывая не только сирийский берег, но и Ливан, север Израиля и западную часть Иордании.

Эта область, протянувшаяся от Персидского залива до центра Израиля, имеет форму большого полумесяца. Американский историк Джеймс Генри Брэстед назвал ее Плодородным полумесяцем, и ныне это название широко используется.

К югу от западного рога Плодородного полумесяца расположен сухой и бесплодный клочок суши - Синайский полуостров, ставший связующим звеном между Азией и Африкой. Непосредственно к западу от Синайского полуострова протекает Нил, берущий свое начало на востоке Центральной Африки, и несет свои воды на север к Средиземному морю. По берегам самого северного отрезка реки есть другая пригодная для сельского хозяйства полоса земли, со всех сторон окруженная пустыней. Иногда историки включают долину Нила в состав Плодородного полумесяца, но обычно ее рассматривают как обособленную часть.

Самый важный для человечества факт, связанный с Плодородным полумесяцем и долиной Нила, - это то, что, насколько нам известно, там зародилась цивилизация. Там или вблизи тех мест начало развиваться сельское хозяйство, гончарное дело, впервые были приручены животные, построены первые города и изобретена первая письменность.

Там впервые отдельные города объединились в большие области, управляемые центральной властью даже на самых окраинах их территорий. Около 2800 г. до н. э. вдоль низовьев Тигра и Евфрата вовсю бурлила шумерская цивилизация, а на берегах Нила в это же время процветала цивилизация египетская. Из обеих в итоге сформировались крупные империи.

Двум этим цивилизациям повезло в том, что они располагались далеко друг от друга и потому не могли враждовать. В течение двух тысяч лет со времени формирования этих цивилизаций между ними не было прямых военных столкновений. Однако, преодолевая расстояние, они торговали друг с другом, и это помогало обеим.

Ну а как обстояли дела на отрезке плодородной земли между Шумером и Египтом? Что происходило в западной половине Плодородного полумесяца? Она меньше восточной половины и не так плодородна; она меньше по площади и долины Нила и тоже менее плодородна. Тем не менее на заре цивилизации западная половина Плодородного полумесяца была столь же развитой, как и остальные его области.

Но она находилась посередине. Изоляция никогда не приносила мира. Цивилизации Тигра - Евфрата всегда тяготели к западу в надежде обеспечить себе господство в Средиземноморье, а цивилизация Египта так же упорно стремилась на север.

Оказавшееся посередине Средиземноморское побережье не смогло превратиться в империю. Оно оставалось скоплением городов-государств и слабых малочисленных народов. На протяжении всей своей истории оно находилось под властью соседних империй, за исключением краткого периода около 1000 г. до н. э.

Большинство исторических трудов уделяет основное внимание гигантским империям, их великим победам и поражениям. Малые города и народы, которые никогда не формируют империи и не представляют угрозы в войнах, обычно опускают. Поэтому западную часть Плодородного полумесяца всегда рассматривают в связи с различными империями, хозяйничавшими там в тот или иной исторический период.

И все-таки западная оконечность Плодородного полумесяца, несмотря на свою малость, дала современной западной цивилизации больше, чем все могущественные империи долины Нила и Тигра - Евфрата. Достаточно упомянуть два факта: именно с той полоски земли, что окаймляет Восточное Средиземноморье, пришел современный алфавит. Именно там получила свое развитие религия, которая в различных формах доминирует ныне в Европе, в обеих Америках, в Западной Азии и Северной Африке.

Уже только за эти два достижения западная часть Плодородного полумесяца заслуживает отдельной исторической книги, описывающей события, происходившие на этом маленьком, по чрезвычайно важном кусочке земли.

Удобно было бы дать всей этой области какое-то название, поскольку, если повторять без конца «западная часть Плодородного полумесяца», то получится длинно и громоздко. В наше время ни одно государство не занимает всю эту область в целом, она поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией, так что ни одно из современных названий мы ей дать не можем. И в прошлом эту область делили между собой различные государства - Моав, Эдом, Аммон, Иуда, Арам и пр.

В древние времена, по крайней мере для части этой территории, использовалось одно название - Ханаан. Это название знакомо современным людям, живущим на Западе, потому что оно упоминается в Библии. Посему для удобства мы и будем далее именовать полосу Средиземноморского побережья, образующую западную оконечность Плодородного полумесяца, землей Ханаанской.

Новый каменный век

Сельское хозяйство привязывает человека к земле. Пока люди охотились на диких животных или собирали плоды дикорастущих деревьев, они могли свободно странствовать. Фактически, хотели они того или нет, им приходилось постоянно перемещаться в поисках пищи. Но, начав культивировать растения, люди уже не стремились уйти с насиженных мест, ведь за ними надо было следить, ухаживать, собирать урожай.

В целях безопасности земледельцы предпочитали держаться вместе и строить жилища в таком месте, которое легче защищать. Так появились города. Среди тех древнейших городов был Иерихон.

Иерихон находится в долине реки Иордан, которая течет по земле Ханаана на юг, милях в пятидесяти от побережья, и впадает в Мертвое море. Местность эта в общем-то непривлекательна. Иордан - короткая и извилистая река, не подходящая для судоходства, и течет он по долине с очень жарким и влажным климатом, расположенной ниже уровня моря. Мертвое море представляет собой озеро с чрезвычайно соленой водой, потому в нем нет ничего живого. Тем не менее место, где был основан Иерихон, имело свои преимущества.

Город расположен на низком холме, что облегчает его защиту. (Врагам пришлось бы метать камни или копья вверх, тогда как обороняющиеся бросали бы их вниз, так что сила тяжести была бы на стороне защитников.) Кроме того, водоносные горизонты на территории Иерихона залегали достаточно высоко, поэтому источники воды были неисчерпаемы. В засушливых землях наличие источников или родников является решающим фактором, поскольку без воды невозможно обороняться, без воды нет земледелия, нет пастбищ для скота.

Древнейшие следы человеческого поселения в Иерихоне датированы 7800 г. до н. э. Сначала там, видимо, не было ничего кроме маленьких хижин, из которых и состоял город, но со временем появились более прочные жилища. К 7000 г. до н. э. город уже окружала мощная каменная стена, огородившая площадь в десять акров и имевшая по крайней мере одну башню высотой тридцать футов, оттуда караульный сразу же мог заметить приближавшегося врага.

Сельское хозяйство на Ближнем Востоке зародилось в так называемом Плодородном полумесяце – области, протянувшейся широкой дугой от Персидского залива вдоль северного края Сирийской пустыни к Палестине и границе Египта.

Цивилизацию породил хлеб. Когда его стало много, люди получили верный источник питания. И только тогда смогли создать высокую культуру. Но чтобы получить достаточно хлеба, они должны были сплотиться в устойчивые большие общины. А от общин недалеко и до городов… На заре цивилизации, на закате первобытности человечество развивалось по старой русской пословице: «Хлеб всему голова». Древнейший очаг земледелия сложился на Ближнем Востоке. Ни долина Нила, ни междуречье Тигра и Евфрата, которые по праву считаются центрами первых цивилизаций, первоначально не входили в эту зону. В эти страны земледелие было принесено извне, с территорий, которые при первых фараонах Египта стали уже окраиной цивилизованного мира.

Окончание ледникового периода – по мнению большинства историков – около 12 тыс.лет назад: на территории Евразии установился климат, близкий к современному. Большую часть Ближнего Востока заняла сухая степь или пустыня, и лишь на севере, в широкой полосе от гор Леванта и Тавра на западе до гор Загроса на востоке воды было достаточно. Здесь тучи, зацепившись за вершины гор, изливались дождями, обильно орошая склоны гор. Горные потоки сливались в большие реки, величайшими из которых стали Тигр и Евфрат. В их междуречье воды было больше чем нужно, междуречье стало страной озёр и болот, обильных рыбой, дичью, но малопригодной для жизни человека. Самыми удобными для охотников и собирателей той эпохи стали склоны гор, покрытые густыми лесами, с зелеными полянами и лугами.

Дикие злаки стали рано привлекать внимание древних охотников, о чём говорят находки специальных кремнёвых ножей, использовавшихся для сбора диких растений. Область Плодородного полумесяца обладала ещё одним преимуществом, имевшим важное значение для жизни наших предков. Горы были богаты обсидианом – вулканическим стеклом, сыгравшим роль главного материала для производства наконечников стрел, дротиков и копий, с которыми древние охотники выходили на охоту, а также изготовления ножей для сбора диких злаков и обработки шкур.

Со временем местные жители стали сознательно сеять в удобных местах ячмень и пшеницу, разбрасывая зёрна на полянах и лугах. Так постепенно были заложены основы земледелия.

Эта эпоха лучше всего изучена на примере древней натуфийской культуры в Палестине. Она датируется 10 тысячелетием до н.э. и названа по сухому руслу реки Натуф, вдоль которого открыты первые поселения этой культуры. Местные жители обитали в маленьких посёлках, окруженные каменными стенами. Жилищем им служили круглые хижины или пещеры в скалах, в центре которых располагался очаг. Их хозяйство ещё мало отличалось от быта охотников предшествующих эпох. В слоях натуфийских поселений археологи находят кости только диких животных: газели, благородного оленя, косули, лошади, осла, быков. Единственным домашним животным здесь всё ещё была собака.

Однако помимо охоты в их хозяйстве появились и совершенно новые черты, признаки принципиально иного образа жизни. Среди обычных для того времени предметов обнаружено более тысячи пластин особой, нехарактерной для охотничьих культур формы. Они служили накладными лезвиями первобытных серпов. Кроме того, здесь найдены костяные мотыжки, а также специальные орудия для дробления зерна в виде базальтовых пестов и таких же каменных ступок. Не ограничиваясь этим, жители натуфийских поселений выдалбливали глубокие круглые ямки в скале, которые служили в качестве приспособлений для размола зёрен.

В одной из пещер на горе Кармел, в гроте Эль-Вад, сохранились погребения. Судя по одежде погребённых, натуфийцы носили головные уборы в виде диадемы, щедро унизанные украшениями из трубчатых раковин. На шее у них красовались замысловатые ожерелья из взаимно чередующихся раковин и попарно расположенных клыков оленя. Полоски из раковин украшали и одежду натуфийцев. Следы сильного износа зубов у представителей натуфйской культуры исследователи объясняют попаданием песка в муку во время помола зерна.

У первых «земледельцев» существовало своеобразное искусство, во многом напоминавшее искусство предшествующей эпохи. Натуфийцы украшали свои изделия резными фигурами животных, например, рукоять одного костяного орудия, из которой вырастает фигура козлёнка, поднявшего голову. Есть и образцы круглой скульптуры. Из куска кальцита, например, вырезана голова человека с низким лбом, резко очерченным ртом и большими миндалевидными глазами.

Обитатели натуфийских поселков одними из первых начали собирать дикие злаки, но уже в следующем тысячелетии собирательство диких растений стало сопровождаться сеянием хлебных злаков вне их естественной среды обитания. Дикая пшеница, растущая в предгорьях Тавра и Загроса была найдена на поселениях 9 тысячелетия до н.э. в Северной Сирии, в сотнях км к югу и востоку от тех мест. Дикие растения стали «домашними»: первые хлебные злаки полностью «одомашненного» типа появляются в странах Плодородного полумесяца на рубеже 9-8 тысячелетий до н.э. Они найдены в Иорданской долине, на крупном поселении древних земледельцев Иерихон, выросшем из небольшого посёлка охотников и собирателей натуфийской культуры.

К 7 тысячелетию до н.э. пшеница и ячмень стали выращиваться на территории от Анат (современная Турция) до нынешнего Пакистана. Земледелие вышло за пределы Плодородного полумесяца, начался новый этап его победного шествия.

Земледелие изменило весь образ жизни общин в странах Плодородного полумесяца. Росли посёлки, постепенно превращаясь из небольшой группы соломенных хижин в почти города с ровными рядами глинобитных домов, центральной площадью, зданиями общественных строений и святилищ. Крупные селения первых земледельцев известны на всём Ближнем Востоке от Балкан и Малой Азии до гор Загроса и Иранского нагорья. Первым среди таких «протогородов», как называют их учёные, по праву считается Иерихон, оставивший глубокий след в истории многих поколений . Его остатки (ныне городище Тель-эс-Султан) расположены в Палестине, на территории современной Иордании, в 22 км к северо-востоку от Иерусалима. В истории человечества Иерихон прославился из-за библейского рассказа, согласно которому стены этого города обрушились после его осады израильтянами во главе с Иисусом Навином. В библии говорится, что вокруг городских стен семь раз обнесли Ковчег Завета, а священники при этом трубили в трубы. Когда город обходили седьмой раз, израильтяне издали громкий крик, «и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошёл в город, каждый со своей стороны, и взяли город». Поиски легендарного Иерихона начались ещё в 19 веке, и после работ многочисленных экспедиций были открыты руины древнего города. Когда археологи под руководством Кэтлин Кенайонс в 1950 году углубились ещё ниже обрушившейся стены, стало ясно, что этот город не только древнее библейских событий, происходивших в 13 в.д.н.э. , но и один из самых древних городов на земле.

Древнейшее поселение на месте Иерихона относится ещё ко времени натуфийской культуры, а в 7 тысячелетии до н.э. этот посёлок вырос уже до внушительных размеров – 1,6 га – и был обнесён каменными стенами длиной 800 м с массивной башней посередине. Высота стен достигала 4 м, а их толщина – 3 м. диаметр и высота башни составляли 9 м. внутри стен располагались дома из сырцового кирпича на деревянных подпорках, святилища, улицы. Население городка занималось земледелием и скотоводством. Археологи нашли там орудия для сбора урожая. Жители Иерихона разводили овец и коз. Мясо домашних животных в рационе горожан окончательно вытеснило мясо диких газелей, основного объекта охоты их предков.

К открытиям, сделанным в 1950 году в древнем Иерихоне, относятся раскрашенные головы из необожжённой глины, налепленной на человеческие черепа. Носы и другие характерные детали лица были проработаны так тщательно, что у исследователей не оставалось сомнение в их сходстве с обликом реальных людей. Учёные предположили, что эти черепа принадлежали знатным членам иерихонской общины, почитание которых продолжалось и после их смерти. Мощные стены и культ вождей отличали

Иерихон от других раннеземледельческих посёлков той эпохи. Возможно, это было вызвано тем, что расположенный среди сухих степей в плодородном оазисе у постоянного источника воды, Иерихон был окружён племенами, продолжавшими жить по-старому – охотой и собирательством. Процветающий посёлок мог рассматриваться ими как объект для нападений и грабежа. Поэтому жители превратили Иерихон в неприступную крепость.

Археология с определенностью утверждает, что поросшие травой склоны холмов «Плодородного полумесяца» (предгорья Ливанско-Таврско-Загросской горной цепи) включали в себя зону, где совершались первые попытки производства продуктов питания и первые шаги по освоению оседло-земледельческого образа жизни. Эту зону характеризует уникальная концентрация важнейших пригодных для культивирования растений (прежде всего пшеницы и ячменя) и одомашнивания животных (особенно овец, коз, свиней, крупного рогатого скота и ослов), составивших основу рациона питания в той хозяйственной модели, которой было суждено стать культурной традицией Запада.

Известно, что эта холмистая зона была издавна населена собирателями эпохи плейстоцена. Последовательный ряд ее обитателей в древнем каменном веке отражен в археологических материалах из пещер Сирийско-Палестинской области и Иракского Курдистана и завершается различными кремневыми индустриями, освоившими производство орудий из пластин и микролитов. Из них к числу наиболее полно исследованных индустрий позднего палеолита принадлежат кебарская в Северной Палестине и зарзийская в Курдистане.

Установлено, что люди, изготовлявшие орудия зарзийского типа, селились как на открытых стоянках, так и в пещерах. При этом точно известно, что культурный комплекс, сменивший в Курдистане зарзийскую традицию, происходит с открытых стоянок, таких, как Карим-Шахир, Малефаат и Зави-Чеми, и указывает примерно на 8700 до н.э. Существенно важно, что эта традиция страше того времени (ок. 8100 до н.э.), которым сейчас принято датировать рубеж между позднеледниковым и послеледниковым периодами в северных областях Европы и в Северной Америке.

В Северной Палестине и Сирии кебарскую индустрию сменяет (по археологическим данным, т.е., возможно) натуфийская культура, свидетельства которой можно найти как в пещерных, так и в открытых памятниках.

Сегодня принято считать, что каримшахирско-натуфийский комплекс можно соотнести с начальным этапом процессов доместикации и окультуривания животных и растений. Если это верно, то названный комплекс связан с принципиально новым явлением: это не основанное на собирательстве приспособление к послеледниковым природным условиям, которое происходило во всех других регионах, но рывок в новое качество, имевший в дальнейшем значительные культурные последствия. Обнаруженные на памятниках каримшахирского и натуфийского круга кости, по определению зоологов, принадлежат домашним собакам; и хотя остатки культурных растений пока не обнаружены, достаточно характерны находки кремневых вкладышей для серпов и каменных терочников, явно служивших для растирания зерен. Эти памятники каримшахирско-натуфийского круга свидетельствуют о попытках возведения примитивных круглых сооружений на каменном основании, на них найдено также множество изящных мелких изделий из кости и камня.

Интерпретация данных о начальной фазе земледелия всегда будет представлять особую трудность для археолога. Появление в связи с возникновением нового – производящего – хозяйства многочисленных новых форм орудий и новых ремесел, как и заведомо домашних видов животных и культурных растений, происходило постепенно.

Становление и распространение оседлого образа жизни, основанного на выращивании растений, а затем и разведении животных, обнаруживается в поселениях Палестины, Сирии и юго-востока Турции IX–VIII тыс. до н.э. Несколько позже он фиксируется на севере Ирака и в горах Загроса. Постепенно от круглых в плане жилищ переходят к прямоугольным, причем в основаниях иногда сооружаются небольшие помещения, возможно хранилища; жилые помещения располагались над ними. На ряде поселений (Иерихон, Невали-Чори) найдены постройки обрядового назначения. Характерный признак культур раннего неолита – особое обращение с черепами умерших, черты лиц которых «реконструировали» с помощью специальной массы, а также изготовление каменных и глиняных фигур, вероятно мифологизированных предков. VI тыс. до н.э. – время повсеместного распространения в Передней и отчасти Центральной Азии важного индикатора исторических и культурных процессов – керамических сосудов. Уже в неолите производят первые эксперименты по обработке самородной меди и даже ее плавке.

Яркий памятник неолита Западной Азии – поселение Чатал-Гуюк в Турции, где были раскопаны дома с многочисленными и разнообразными многоцветными стенописями и рельефными изображениями животных и мифологических покровителей в виде женских существ, погребения с необычайно для этого времени богатым инвентарем, разнообразные изделия, свидетельствующие об отдаленных обменных связях.