Весенний дождь. Стихи А. А. Фета. Красота природы. «Весенний дождь А уж от неба земли качаясь

Самоанализ по литературному чтению. Игнатович Е.С.

Тема урока: «Образ дождя в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»

Цель урока: формирование умения анализировать художественное произведение А.Фета «Весенний дождь»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Структура:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний. Постановка проблемы.

    Учебно – познавательная деятельность.

    Физкультминутка.

    Продолжение учебно – познавательной деятельности

    Рефлексия

    Домашнее задание

Задачи: проанализировать стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь»; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас. развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное; воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно - поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, фронтальный опрос, синквейн.

I Орг.момент

Здравствуйте.

Я рада вас приветствовать.

Сегодняшний урок у вас необычный, новый учитель и много новых интересных людей. Поздороваемся.

Хочу наш урок начать с фразы: удивительное рядом…..

Как понять эту фразу? Каким должен быть человек чтобы увидеть это удивительное? Попробуйте продолжить… я продолжила ее так

Девиз нашего урока сегодня: «Удивительное рядом, умей видеть, наблюдать»

Сегодня мы будем работать с вами под этим девизом.

Сейчас попрошу закрыть глаза, расслабиться и попробовать представить, то о чем я сейчас вам расскажу.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла... весна

Какие образы возникли? Что увидели? Что почувствовали?

II этап. Актуализация знаний. Постановка проблемы

Что происходит весной с природой? (какие явления природы весной вы знаете?)

Дождевая капля – это дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представляют нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть картины на тему дождя.

Какие чувства возникли? Появились ли новые ощущения? Новое восприятие дождя?

Каждый из вас видел дождь, причем это явление природы никогда не оставляет равнодушным. Для каждого дождь представляется по-особенному.

Как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить?

Сегодня я предлагать вам познакомиться с одним из произведений о весеннем дожде. Переверните листы, которые у вас есть. Прочитайте название произведения. На что еще следует обратить внимание? (автор) Обратите внимание на портрет Фета. Судя по портрету, что вы можете сказать об этом человеке? В какое время жил поэт? Наш ли это современник? Что присущи людям той эпохи? Знаком ли он вам? Может вы знаете какие произведения он писал? О чем он писал?

Фета называют мастером пейзажной лирики. Его произведения музыкальны и напевны. Именно на его стихи многие русские композиторы слагали песни.

Перед тем как познакомиться с этим произведением какие вопросы у вас возникают по данной теме? – все ваши вопросы я объединила в одну группу – учебные задачи:

Познакомиться с произведением….какие еще????

Познакомиться с новыми литературными приемами;

Расширить словарный запас;

Научиться выразительно читать стихотворение;

Ответив на эти вопросы, мы сможем увидеть образ дождя, представленный поэтом.

(это цель)

Тема нашего урока «Образ дождя в стихотворении А. Фета «Весенний дождь».

III Этап. Учебно – познавательная деятельность

Сегодня мы попробуем разобраться, какими приемами пользуется автор, чтобы создать свой образ дождя.

Из всех времён года Афанасий Фет больше всего любил весну. Ей он посвятил немало проникновенных, “задушевных” поэтических строк. Вот одни из них. (аудиозапись)

Какое настроение подарило вам это стихотворение?

Изменился ли образ дождя после прослушивания стихотворения?

Дождь – кажется обычное явление, но здесь автор пытается показать нам, что удивительное рядом.

Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова.

Прошу сейчас жужжащим чтением перечитать стихотворение и выделить те слова, которые вам не понятны. Попробуйте объяснить друг другу. Что это значит? Когда я готовилась к уроку, в словаре я нашла такие определения.

На доске

Завеса – плотная занавеска. В переносном смысле – плотная пелена, окутывающая что-либо.

Трепещет – дрожит, колеблется.

Что общего и чем отличаются наше восприятия дождя и восприятие Фета? (вернись к слайду) Почему?

- Ответы учащихся (объясняем, что Фет иначе, чем мы воспринимает дождь, потому что он поэт, чтобы выразить свое восприятие автор использует средства языковой выразительности).

Физминутка . Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. Бег. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово. Кап-кап, кап-кап. Свободные движения пальчиками. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. Соединить руки над головой

С лексич. значением слов мы разобрались. Кто может прочитать нам это произведение?

В) Пошаговый анализ стихотворения.

Давайте посмотрим какие приемы использует автор чтоб показать нам образ дождя.

Прочитайте внимательно первую строфу. Какие ощущения возникли? Создается ли ощущение, что скоро хлынет дождь? (Да, небо уже затянуто облаками)

Объясните, почему "трепещет воробей"? (Он ждет, что скоро начнется дождь)

Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)

Прочите вторую строфу. Что происходит во второй строфе?

Как вы поняли, что дождь уже начался?

(строка "качаясь, движется завеса)

Обратите внимание, что Фет не употребляет самого слова "Дождь". Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем.

Какие слова заменяют слово "дождь"? (качаясь, движется завеса)

Какой литературный приём использует для этого автор?

Этот литер. прием называется метафора. Вспомните определение метафоры.

На слайде: Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве или различии предметов и явлений.

В этой же строфе поэт использует и прием сравнения. Найдите его. (будто в золотой пыли)

Что такое сравнение?

На слайде: Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Подчеркните слово, которое помогло вам узнать сравнение. (будто)

Прочитайте последнюю строфу. В каких строчках автору удается передать описание дождя? (Что-то к саду подошло и барабанит по листьям). Что помогло оживить додь? Что происходит с образом дождя?

Какой прием использует Фет? (Олицетворение)

Какие слова вам помогли понять, что это олицетворение? (подошло, барабанит)

Вспомните, что такое олицетворение?

На слайде: Олицетворение – придание неживому объекту свойств живого существа.

Давайте теперь попробуем передать все те чувства, которое передал нам автор и прочитать стихотворение еще раз друг другу. Похвалите своего соседа. Поблагодарите его за чтение.Кто нам может порекомендовать своего соседа?

6. Развитее образного видения лирического текста

И теперь когда мы познакомились с образом дождя который представляет на А. Фет, что-то изменилось в представлении дождя.

Мы с вами попробуем составить Синквейн. Кто знает что это такое?

Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»

(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам. 1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о.
2 строка - два п р и л а г а т е л ь н ы х.
3 строка - три г л а г о л а.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл. 5 строка - вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).

Составление синквейна. В парах или сами.

Итог . Возращаюсь к задачам урока. А как вы оцениваете наш урок и свой вклад в достижение задач урока. Продолжи предложения:

Самым интересным было…

Мне было трудно…

Я научился…

Действительно удивительное рядом, стоит иногда остановиться и оглянуться вокруг и тебе откроются тайны природы.

Вот перед нами стихотворение — Афанасий Афанасьевич Фет «Весенний дождь». О чём это стихотворение? Попробуем разобраться. Для начала послушаем, как звучит стихотворение «Весенний дождь»:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

От этого стихотворения прямо-таки тянет весенним теплом, запахом цветущей липы и предгрозовой свежестью. Стоит лишь прислушаться к стихотворению Фета «Весенний дождь» …

Тёплый весенний день … Ничего не предвещает , всё живое радуется солнышку и теплу, пришедшему, наконец-то, на смену долгой и холодной зиме … Из сада тянет сладким запахом душистого липового мёда, можно бесконечно вдыхать этот дивный аромат …

Но вот издалека что-то надвигается, чуть заметной дымкой подёрнулось небо на горизонте, там, где видна опушка леса. Близится дождь – весенний, бодрящий, благоухающий, благословенный дождь …

При всём при этом поэт не употребляет ни разу само слово «дождь», вместо этого в стихотворении присутствуют слова «завеса», «золотая пыль». Сразу же возникает ощущение чего-то лёгкого, нежного – это не хмурый и затянувшийся , это лёгкое и радостное действо под названием «весенний дождь».

В стихотворении Фета «Весенний дождь» остро чувствуется настроение весеннего дня, то, какой он звонкий, беспечный. Уже совсем близкий дождь как будто специально не замечается автором, он не упоминает ни одним словом о том, что вот-вот начнётся дождь, поэт лишь вскользь говорит о том, что «что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит». И начинается дождь легко и беззаботно, ведь всего лишь « две капли брызнули в стекло» …

Фет всегда в своём творчестве очень точно и живо даёт описания окружающего мира, явлений природы, всего живого… Так же и в стихотворении «Весенний дождь» , в котором очень живо показано, как начинается дождь весною, каким он может быть разным.

У стихотворения Фета «Весенний дождь» лёгкое, свежее, воздушное настроение. Вот солнце блещет в просветы между облаками, вот беззаботный воробей купается в песке, ничуть не опасаясь надвигающегося дождя, радуясь весеннему теплу. Нежными, ясными и лёгкими словами поэт описывает замечательное явление природы, радостный с его игривым настроением, описывает пробуждение природы, её обновление, всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы и радуется каждому проявлению тепла, даже крохотный воробей – и тот по-своему отмечает приход почти уже летнего тепла.

Стихотворение Фета «Весенний дождь» наполнено запахами, звуками и почти физически ощутимыми образами – в этом гениальность Фета — лирика, он умеет выстроить стихотворение так, что оно звучит не строками и словами, а как будто звуками природы, щебетом птиц, стуком первых дождевых капель, шелестом листьев в саду …

Стихотворение Фета «Весенний дождь» можно попробовать на вкус – оно остаётся на языке сладким привкусом липового цвета, свежестью предгрозового воздуха, пригревает душу теплом солнечного света …

Когда читаешь это стихотворение, вначале создаётся ощущение весеннего солнечного дня, мирного и даже немного сонного, но вот надвигается «завеса золотой пыли», слегка прикрывая солнце, но даже близкий дождь не приносит ни холода, ни хмари.

Надвигающийся весенний дождь тёплый, звонкий, ласковый – именно такой дождь издавна люди зовут «грибным» … И вот она, свежесть весеннего дождя, его звонкие капли не нарушают всеобщей гармонии, а лишь привносят в неё чистую, ясную ноту обновления природы.

А. А. Фет. Весенний дождь

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листям барабанит.

А.С.ПУШКИН -"ТУЧА"

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури.

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Детские стихи о дожде и дождливых днях

Дождик

Мокнет ежик, мокнет птичка, мокнет в поле электричка,

мокнут ветки и соседки: не успели до беседки,

мокнут зонтики и шляпы, мокнут чьи-то мамы, папы,

мокнут лавочки, ограды, лишь лягушки очень рады:

в лужах скачут, песни пляшрт, и зеленым флагом машут..

Он совсем неслышно

На прогулку вышел.

Мокрым, мягким клювом

Постучал по крышам.

Полосатым следом

Прочертил окошко.

А пройдя, остался

У меня в ладошках.

За Дождиком

Дождик брызнул

И прошел сторонкой,

От ворот он сделал

Мы бежим за дождиком

Вдогонку,

Только клен остался

Он бы тоже

Побежал дорожкой

С нами вместе

Дождик догонять,

Чтобы растопыренной

Ладошкой

Дождевую капельку

Грибной дождь

Теплым дождем умывается лес,

Шепчутся листья и травы,

И поднимают стволы до небес

Крону зеленой дубравы.

Выбрав в ветвях наблюдательный пост,

Радуясь ливню в июле,

Как на качелях, качается дрозд

С капелькой солнца на клюве.

Радость

У ворот июля замерли улитки,

Хлопает листами

Вымокший орех,

Ветер из дождя

Выдергивает нитки,

Солнце сыплет блеск

Из облачных прорех.

Светятся лягушки и, себя не помня,

Скачут через камни рыжего ручья...

Дай мне задержаться

На пороге полдня,

Дай облокотиться

О косяк луча!

Радуга

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла -

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его - лови скорей!

Смотри - оно уж побледнело,

Еще минута, две - и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

Красивые стихи о дожде

Любовь к дождю

Мне кажется на улице ливень

И молний сияние бьет

Грохочут раскаты в небе

Иль просто мне кажется все?

Подойди к окошку, проверить!

Узнаешь, идет ли дождь!

Но мне страшно, вдруг это ветер

А грозу никогда не вернешь…

Я скучаю по теплым каплям

По стеклянным дорогам в-ночь

По бесстрашию твоих раскатов

Когда смеясь убегаешь прочь…

Возвращайся скорее, любимый!

Очень дорог твой запах сырой

Звук ударов по листьям томимым

Своей грубой, холодной рукой

Каждый раз очищаешь мне сердце,

Словно добр и видишь смысл

Я прошу, приходи ко мне чаще

Синим цветом холодных брызг

В ноябре ты придешь попрощаться

Не сверкая и молча в себя

Тусклых капель в зрачках отразятся

До весны прошептала “Прощай”…

Дождь с неба, словно слёзы, лился...
Он с тучей навсегда простился...
И с ней оплакивал прощанье...
Летел к земле он на свиданье...

Земля его теплом встречала...
В цветов ладони принимала...
Качала нежно на травинках
дождя прекрасные слезинки...

И капли в струи собирались...
И ручейками обращались...
Неслись, звеня,потоком к морю...
Сливаясь в нём с морской волною...

И вот уже волна морская
дождинки - капельки качает...
Они взлетают, в пене тая...
И, испаряясь, улетают

вновь в неба выси голубые...
Прозрачно - легкие, смешные,
взлетают бывшие дождинки...
Стремятся к облака перинке...

И вот опять на небосклоне
мы видим: тучу ветер гонит...
Дождь с тучей милой вновь несётся
в объятьях, закрывая солнце...

Целует тучу он и нежит...
И молниями небо режет...
Ещё мгновенье - и опять
дождь будет землю поливать...

Прольётся с неба он слезами...
Что будет дальше?
Вы и сами
сегодня можете сказать...
Иль стих сначала прочитать...

Ирина Ашомко

На этом уроке вы познакомитесь с особенностями творчества А.А Фета, проведёте анализ его стихотворения «Весенний дождь».

Вы видите старого человека, с лысой головой и бородой. Классиков мы привыкли видеть изображенными именно таким образом - в почтенном возрасте и когда их заслуги уже были признаны. Поэтому возникает мысль, что изображенный человек всегда был таким, как на портрете, как господь Бог, каким его изображают в церкви.

Фет не всегда был таким маститным старцем. Был он и мальчиком, и юношей. Более ранние его портреты показывают офицера с усами, примерно как и молодого Льва Толстого (рис. 2).

Рис. 2. Афанасий Фет ()

Афанасий Фет, как и многие русские дворяне, отдал дань военной службе. Он был гвардейским кавалеристом и вышел в отставку в чине штаб-ротмистра. Это приличное звание.

Фет вышел в отставку, женился и стал помещиком. Это, пожалуй, самая интересная его особенность как человека. Он был не простым помещиком, а активным, деятельным. Эта его черта поражала и поражает до сих пор. Принято было считать, что хозяйство и помещичьи дела - это нечто не поэтическое, это то, чем поэт не должен был бы интересоваться и заниматься всерьёз. В традиционном представлении, поэт - это дитя эфира, человек, который не привязан к материальному миру, не заботится о его устройстве. Конечно же, это представление несколько надуманное, преувеличенное, но что-то справедливое в нём есть.

Если рассмотреть биографии самых знаменитых, самых крупных поэтов XIX века (Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.), то хозяйственных пристрастий и интересов там нет. Как правило, эти люди действительно не слишком заботились о практической жизни, о её обустройстве и тому подобных непоэтических нуждах. А Фет заботился.

Он был очень успешным, деятельным помещиком, очень опытным. Отдавал этому делу очень много времени и сил.

Кроме того, что Фет сочинял стихи и был помещиком, он много переводил с латинского языка (с классиков древнеримской поэзии) и с немецкого языка, который был ему родной, как и русский. Фет был немцем по происхождению, но русским помещиком и русским поэтом.

Он переводил трагедию Гёте «Фауст» - крупнейшее произведение немецкого классика (рис. 3).

Рис. 3. Иоганн Гёте ()

И даже замахивался на перевод крупнейшего труда немецкого философа Иммануила Канта (рис. 4).

Рис. 4. Иммануил Кант ()

Фет был прекрасно образованным человеком, хорошо знал философию, и размах у него был эпический. Но, несмотря на то что он брался за переводы таких крупных, серьёзных творений, нам он прежде всего памятен как автор небольших лирических стихотворений. Крупных произведений он не писал, в отличие, например, от Пушкина (рис. 5), Некрасова и других своих старших современников.

Рис. 5. А.С. Пушкин ()

Фет - помещик и поэт

В школьном курсе литературы часто встречаются такие названия уроков, как «Красота родной природы» , «Родная природа» . Это не всегда бывает оправдано, потому что многие прекрасные стихи о природе написаны так, что неважно, русская она или нет. Например, Фёдор Тютчев (рис. 6) - современник и коллега Фета - много прожил в Германии, Италии и России. Он писал о природе. Как правило, невозможно сказать, какая природа у Тютчева - это природа вообще.

Рис. 6. Фёдор Иванович Тютчев ()

Что касается Афанасия Фета, это совершенно оправдано. Природа в его произведениях - русская. Этот немец как мало кто выразил особенности русского пейзажа. Наверное, так случилось потому, что он был помещиком - человеком, который имел с землёй конкретные отношения - трудовые, как крестьянин. Он, конечно, не сеял, не пахал, но лично занимался хозяйством (рис. 7).

Рис. 7. Афанасий Фет в своём поместье ()

Природа для него была не природой сада, в котором можно просто прогуливаться, не природой полей, по которым можно ездить на коне ради развлечения, ради крепости физической, как это любил делать Пушкин. Для Фета природа - это источник жизни, источник хлеба. Весенний дождь тоже имеет для автора двоякое значение. Для Фета, с одной стороны, небеса - это лейка для его полей, а с другой стороны, это некоторая красота, это то, что можно созерцать. Такая двойственность восприятия человека, который в природе одновременно и действует, и её созерцает, очень характерна. Может быть, поэтому пейзажи природы у Фета всегда такие конкретные, определённые, узнаваемо российские, русские.

Стихотворение «Весенний дождь» очень характерно для Фета потому, что он сам стоит на одном месте, как человек, который прирос к земле, это центр его мира. Из этого центра он смотрит. Он не путешественник, не турист в этой природе, в этом пейзаже, в этом ландшафте. Поэтому и пейзаж конкретен. Он носит национальные, местные, характерные черты. Фет является певцом родной природы.

«В разрывы облак солнце блещет…»

Часть неба уже затемнена облаками, но где-то сверкает солнце. Так любили изображать старые художники: золото и лазурь - всё рядом (рис. 9).

Рис. 9. Ф. Васильев. «Мокрый луг» ()

«И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет».

Все много раз видели в детской песочнице или на берегу реки, как воробьи купаются в реке. То есть человек, который стоит у окна, видит всё сразу: от неба до земли, от мелкого до большого. Это создаёт картину движения, размаха, масштаба, воздуха, света и ожидания чего-то.

Обратите внимание на рифму блещет - трепещет :

«Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет».

На первый взгляд, это простая рифма, но она неслучайна. И то, и другое - в движении: и воробей, и небо. Может быть, что-то общее заставляет их двигаться, блестеть и трепетать. Мы вправе сделать такое предположение.

«А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса…» (рис. 11)

Рис. 11. А. Горбов. «Будет дождь» ()

Идёт стена дождя. В городе это нечасто видно, но за городом, в путешествии из окна машины или поезда, во время прогулки по полю, когда приближается дождь или гроза, часто видно, как солнце ещё сияет и идёт действительно стена. Дождь видно как бы со стороны: он весь подсвечный, он переливается. Виден серый занавес от неба до земли. Автор стоит у окна и сквозь него видит панораму, весь мир предстаёт целиком. Это мир, охваченный одним взглядом, одним штрихом.

У завесы есть интересное свойство. Она существует, чтобы что-то скрывать. Предположим, что перед нами театр пейзажа, театр природы. На нас идёт, качаясь, занавес, за которым, наверное, что-то есть. Занавес прозрачный, и автор сразу сообщает, что за ним - лес. Этот лес, который скрыт за золотым двигающимся занавесом, становится чем-то таинственным, влекущим. Читатель, как и автор, стоит у окна (на месте), но перспектива углубляется: всё видится дальше и дальше: воробей - небо - завеса - лес. Становится интересно, что же в лесу, хочется посмотреть, что дальше, потому что опушка леса - это следующий занавес, следующая завеса.

Фет в этих нескольких строчках ставит перед нами целую цепь зрительных загадок. Мы видим планы, как будто это - театральная сцена. Автор приглашает нас задуматься, что ещё может быть в этом мире таинственного и интересного? И всё это в двух четверостишиях. Всё это необычайно лаконично.

В момент, когда читатель вместе со взглядом автора доходит до дальнего леса, Фет делает неожиданный кавалеристский манёвр. Он резко отступает назад:

«Две капли брызнули в стекло…» (рис. 12)

Мы опять видим стекло и две капли. Всё представлено очень конкретно (рис. 13).

Рис. 13. М. Горбань. «Натюрморт» ()

Две конкретные капли - это первые вестники. Это значит, что завеса подошла вплотную, она уже перед нами. Пространство снова сворачивается, стягивается.

«От лип душистым медом тянет…»

Речь идёт о садовых липах, которые помещик Фет высадил, а потом перенёс в стихи (рис. 14).

Рис. 14. А. Герасимов. «После дождя» ()

«…И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит».

Последние две строки произведения обладают уникальной особенностью, которая и делает Фета большим лирическим поэтом. Графоман (человек, который обладает склонностью к разного рода сочинительству) написал бы проще. Например, так: «дождь пришёл…» . Фет говорит: «что-то подошло» . Он намекает читателям на некую мысль. Мы знаем, что это дождь. Но автор не хочет назвать его своим именем, потому что, наверное, этот дождь не просто дождь. То есть, с одной стороны, это дождь, а, с другой стороны, это вся природа, душа этой природы, некто таинственный, кто стоит за ней. Он подошёл и стучится.

На этом всё заканчивается. Фет нам ничего не объясняет. Вот эта широкая природа, в которую он смотрел, придвинулась к нему, оно уже на грани того, что что-то произойдёт. Ожидание свершится. Но что именно свершается, остаётся непонятным. На самом деле, понятно - идёт обычный весенний дождь, но то, как Фет нас готовит к его приходу, то, что он предлагает нам пережить - это нечто большее, чем ожидание обычного весеннего дождя. Видимо, автор хочет сообщить, что у природы есть какая-то тайна, что в ней есть что-то такое, что не сводится к отдельным её явлениям. Фет передаёт читателям не какой-то перечень событий, не какой-то рассказ, а своё восприятие мира и природы в целом. Это довольно интересное восприятие.

Есть понятие мужские и женские стихи или проза. Если снова перечитать стихотворение и спросить себя, кто рассказчик, дать ответ будет сложно. Если прочитать это стихотворение в первый раз как неизвестное, без подписи, невозможно сказать, это мужчина или женщина, старый человек или молодой. Это неслучайно. Точка зрения Фета на мир в данном стихотворении предельно обобщённая, освобождённая от личного опыта человека, от его биографии. Это взгляд человека вообще. Взгляд человеческой души, очищенной от каких-то случайных событий.

Главное в этом стихотворении - настроение и переживание мира, которое похоже на состояние спокойного счастья. Кажется, что этот помещичий сад, который находится перед нашими глазами, это некоторый безмятежный мир. Это такая идеальная страна гармонии. Такую страну когда-то, ещё во времена Древней Греции, придумали поэты и назвали её Аркадией.

Аркадия - место, где беззаботно, счастливо живётся.

Это мир, в котором ничего не происходит, в котором нет бурь, столкновений, где никто ни с кем не спорит, не происходит потрясений и войн, а течёт спокойная, неторопливая, мирная жизнь на фоне деревенской природы. Там есть леса, пастухи и овцы. Но там нет ни государства, ни политики, ни раздоров, ни спор из-за имущества. Там есть её величество Природа и человек, который может этой природой наслаждаться, освобождаясь от своих дурных настроений, душевных смут, всяческих невзгод.

Такой условный, идеальный, поэтический мир Афанасий Фет показывает в своём маленьком стихотворении «Весенний дождь». Всего 12 строчек, в которых много всевозможных значений.

Список литературы

1. Учеб-ник-хре-сто-ма-тия для 5 клас-са / под ре-д. Ко-ро-ви-ной В.Я. - М. «Про-све-ще-ние», 2013.

2. Ахметзянов М.Г. Учебник-хрестоматия «Литература в 5 классе в 2-х частях» - Магариф, 2005.

3. Е.А. Самойлова, Ж.И. Критарова. Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях. - М. Ассоциация XXI век, 2013.

1. Интернет портал «Афанасий Афанасьевич Фет» ()

2. Интернет портал «Стихи великих русских поэтов» ()

Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь».

2. Каким представлен мир читателям в стихотворении «Весенний дождь»?

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Весенний дождь».

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.