Город Пушкин (Царское Село). Пушкин и царское село Пушкинское село

Янтарный кабинет до 1941 года оставался на своем историческом месте. Во время спешной эвакуации попытки снять панно оказались неудачными, их законсервировали прямо на стенах. В таком виде она досталась немецким оккупантам. Янтарную комнату как «немецкую национальную гордость» срочно доставили в Пруссию (Кенигсберг), где в собранном виде с 1943 года до начала 1944 года янтарные панно экспонировались. Затем след Янтарной комнаты теряется. Многолетние поиски оказались безрезультатными. В 1983 году в Царском Селе начались работы по воссозданию утраченного интерьера. Лишь в 2003 году Янтарная комната была открыта для всеобщего обозрения.

С начала XVIII века, одновременно со строительством дворца, велись сложные садовые работы. Площадь старого сада, разбитого при Екатерине I, была увеличена, распланировали новый Верхний сад. Для украшения регулярного сада из Петербурга были доставлены скульптуры работы итальянских мастеров начала XVIII века (П.Баратта, А.Тарсиа, Д.Дземиниани, А.Маринелли). Парк (Екатерининский) так же украсили нарядные парковые павильоны (Эрмитаж, Грот, Монбижу, Катальная гора), до сегодняшнего времени из них сохранились павильоны Эрмитаж (арх. М. Земцов, Ф.Б.Растрелли) и Грот (арх. Ф.Б.Растрелли, А.Ринальди).

Эрмитаж в переводе с французского-«место уединения». Павильоны и небольшие дворцы с таким названием стали обязательным атрибутом регулярных европейских садов. В Эрмитаже знатные особы могли проводить время в стороне от глаз и ушей прислуги, для этого павильон снабжали специальными подъемными диванами и столами. При помощи механизмов диваны с гостями и столы со снедью поднимали в верхний зал, таким образом, слуги оставались внизу. Вместе с резиденцией расширилось и примкнувшее к ней поселение «Слобода Села Царского» .
Окончательно художественный облик резиденции сформировался при Екатерине II. Стараниями Екатерины Великой в Царском Селе появился Александровский парк и Александровский дворец, к Большому дворцу были пристроены Великокняжеский флигель и Зубовский корпус, в парке появились новые павильоны и памятники воинской славы, в Старом парке были построены «Верхняя Ванна» и «Нижняя Ванна» по проекту И.В.Неелова. «Верхняя Ванна» или «Мыльня их Высочеств» служила баней для царской семьи, в «Нижней Ванне» мылись придворные.

Во второй половине XVIII века пышный стиль барокко сменился рациональным стилем-Классицизм, в моду вошли парки пейзажные. Пейзажный парк (Английский), в отличие от парка регулярного (Французского) спланирован и оформлен трудами архитекторов и садовников, но у посетителя должно возникать ощущение, что все, окружающее его, создано природой без участия человека. Никакой симметрии и четких геометрических форм.
Границей парка регулярного (Старого) и парка Пейзажного стал ансамбль Камероновой галереи с Пандусом, Висячим садом, Агатовыми комнатами и Холодными Банями. Название ансамбль получил по фамилии создателя-архитектора Ч.Камерона.
На галерею, предназначенную для прогулок императрицы в ненастную погоду, ведет нарядная лестница у подножия которой, вас встретят статуи Геркулеса и Флоры.
Композиционным центром Пейзажного парка стал Большой пруд, вокруг которого сосредоточены павильоны и памятники воинской славы. Водную гладь пруда разнообразят рукотворные острова на одном из них павильон «Зал на Острову», который предназначался для отдыха во время катания на лодках. Одно время его использовали для хранения грелок, которыми грели ноги зимой те, кто катался по льду пруда на коньках.
До «Зала на Острову» можно добраться на пароме, сегодня восстановлена паромная переправа, пристань находится у подножия Гранитной террасы (арх. Л.Руска 1809 г.). В 1850-е годы Пристань была украшена гальванопластическими статуями «Боргезский боец» и «Дискобол», дошедшие до нашего времени.


На другом берегу Большого пруда виднеются красно-кирпичные корпуса павильона Адмиралтейство (арх. В.И.Неелов), построенного так же при Екатерине II. Название не случайно: в нижнем этаже центрального корпуса хранились лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду. К XIX веку здесь собралась целая коллекция гребных судов разных стран мира. В двух боковых корпусах Адмиралтейства содержались водоплавающие птицы (утки, лебеди), а так же фазаны и павлины, поэтому корпуса назывались Птичными домиками.
На глади Большого пруда привлекает внимание один из памятников воинской славы-Чесменская колонна (арх. А.Ринальди). Она воздвигнута по указу Екатерины II в честь морских побед русского оружия в Русско-Турецкой войне 1768-1774 годов (Хиосского, Митиленского, Чесменского).

В 1850-1852 годах при Николае I на небольшом мысе Большого пруда был воздвигнут еще один памятник воинской славы павильон «Турецкая Баня» (арх. И.А.Монигетти) в честь победы в Русско-Турецкой войне 1828-1829 годов. Павильон своим обликом напоминает турецкую мечеть с высоким минаретом и куполом с рельефными орнаментами.
В Царском Селе были воздвигнуты Морейская колонна, Кагульский обелиск и Орловские Триумфальные ворота по проекту А.Ринальди, ставшие так же памятниками воинской славы. Орловские ворота были установлены в честь избавления Москвы графом Г.Г.Орловым от чумы. К памятникам воинской славы относятся и ворота «Любимым моим сослуживцам», построенные в 1817 году по проекту В.П.Стасова. В Пейзажном парке появились павильоны: Концертный зал (Д.Кваренги), Кухня-Руина (Д.Кваренги), Скрипучая Беседка (Ю.М.Фельтен) и другие, но самой известной достопримечательностью пейзажного парка является фонтан «Девушка с кувшином» или «Молочница», устроенный при Александре I.

Фигура Молочницы украсила фонтан в 1816 году она была исполнена известным скульптором П.П.Соколовым на сюжет басни Ж.Лефонтена «Молочница, или Кувшин с молоком». Статуя была воспета многими поэтами, так два стихотворения с одинаковым названием «Царскосельская статуя» вышли из под пера А.С.Пушкина и А.А.Ахматовой. Ахматова написала свое произведение в 1916 году, спустя 100 после установки статуи.
С Царскосельской статуей связана легенда, гласящая о том, что вода, изливающаяся из ее разбитого кувшина волшебная. Стоит ее испить и в вас поселится талант, а Муза станет вашей постоянной спутницей. Туристы традиционно наполняют водой из фонтана пустые бутылки. В 1910 году Царское село отмечало 200-т летний юбилей, тогда парк и дворец официально стали называть Екатерининскими.

Александровский парк с его прекрасными павильонами и Александровский дворец созданы были при Екатерине II. Дворец, построенный по проекту Д.Кваренги, был пожалован державной бабушкой любимому внуку Александру к его бракосочетанию с великой княжной Елизаветой Александровной (баденская принцесса Луиза-Мария–Антуанетта). У Дворца были разные августейшие владельцы, но если интерьеры изменялись в зависимости от их вкусов, то внешний облик дворца оставался неизменным.
Великий князь Александр Павлович, для которого дворец строился, став императором переселился в Большой (Екатерининский) дворец. Затем здесь поселился его брат Николай Павлович, после него будущий император Александр III, а после Николай II. Последний российский император, родившийся в Царском Селе, любил эту загородную резиденцию. Он жил в Александровском (Новом) дворце со своим семейством осенью и зимой.

С 1905 года дворец стал местом постоянного пребывания императорской фамилии. Здесь с февраля 1917 года, отрекшийся от престола Николай II, его супруга, наследник и дочери находились под домашним арестом до 1 августа, когда по распоряжению Временного правительства они вышли в парк под конвоем для отъезда в Тобольск.
Недалеко от Александровского дворца, на островке, расположенном в центре пруда, находится небольшой павильон-Детский домик (арх. А.М Горностаев), построенный в 1830 году для детей императора Николая I. До Великой Отечественной войны в них сохранялась детская мебель.

В XIX веке на остров можно было приплыть на небольшом пароме, а в конце столетия и на лодке. Здесь проводили последние дни своей жизни дети императора Николая II. Во второй половине XIX века на острове были захоронены несколько любимых императорских собачек. Места захоронений отмечали небольшими надгробиями, два из которых сохранились до наших дней. В настоящее время Детский Домик, разрушенный в годы Великой Отечественной войны, находится в стадии консервации.

Как если зданиям прекрасным
Умножить должно звезд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Царское Село
М. В. Ломоносов

К югу от Санкт-Петербурга расположен небольшой город Пушкин, названный так в честь знаменитого русского поэта, жизнь которого была тесно связано с этими местами. До 1918 года город назывался Царским Селом, и именно с этим названием связаны самые яркие страницы истории города.

С Царским Селом связано множество воспоминаний о днях расцвета и заката династии Романовых. Царское Село находится в 25 км к югу от центра Петербурга. Это маленький городок с двумя огромными дворцами, вокруг которых разбиты парки. Царское село — летняя царская резиденция и литературный символ России.
Несмотря на то, что на протяжении двух веков Царское Село являлось парадной летней резиденцией российских императоров, происхождение названия этого города не имеет ничего общего с русским словом "царь". Царскосельские земли до 1772 года принадлежали шведам, а на месте будущих царских резиденций находилась Сарская мыза, т. е. мыза на возвышенном месте? которую Петр I в 1710 году подарил своей жене Екатерине Алексеевне. После того как шведы были изгнаны с завоеванной территории, Сарскую мызу стали называть Сарским Селом. В 1717 году началось строительство каменного дворца в Царском Селе, и финское название было заменено. С годами скромная мыза превратилась в блестящую загородную резиденцию русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы.

В 1702 году через Сарицхофф, в направлении Дудергофского погоста, бежали отступавшие шведы, преследуемые русскими войсками под предводительством Б.П.Шереметьева и П.М.Апраксина, освобождавшими край от 100-летнего владычества иноземцев.
С 1703 года Сарская мыза стала принадлежать генерал-губернатору освобожденного края А.Д.Меньшикову, который с 1708 года с помощью Конторы конюшенных дел начал вести здесь планомерное хозяйство, заселяя усадьбу и окрестные земли артелями плотников и «пашенными крестьянами, зажиточными, добрыми и хозяйственными». А.Д.Меньшиков владел усадьбой до 1710 года. 24 июня 1710 года Петр I подарил Сарскую мызу вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. Этот день и является официальной датой основания Царскою Села.
Так же, как Петр смог увидеть в тонких болотах будукщй Санкт-Петербург, так и Екатерине на месте скромного поместья представилась пышная резиденция. В данном случае «быть по сему» произнесла супруга Императора. Это был поступок в духе Петра и подстать самым величественным его замыслам.
Первый дворец, «каменные палаты о 16 светлицах» был построен в 1724 году И.Браунштейном по повелению Екатерины Алексеевны на месте уцелевшей от военных действий усадьбы первого хозяина поместья. Расширение Сарской мызы повлекло за собой увеличение количества дворцовых служащих. Рядом с резиденцией начала создаваться слобода. Постройки, располагавшиеся в непосредственной близости к Императорскому дворцу, образовали сначала Садовую, а в последствии Служительскую (ныне Среднюю) и Малую улицы. В 1728 году имение перешло к цесаревне Елизавете Петровне. До ее восшествия на престол в 1741 году единственной значительной постройкой в Царском Селе была Знаменская церковь, созданная в 1734 году архитекторами М.Земцовым и И.Бланком.
С 1741 года Царское Село стало официальной резиденцией русских монархов. Этому обстоятельству способствовало удачное географическое расположение города, близость к столице, Финскому заливу, живописная местность на высоте 120 метров над уровнем моря, благоприятная роза ветров, свежий воздух, сухое место, чистые водные источники, здоровый климат. Тут никогда не случалось эпидемий чумы, холеры или иных опасных массовых заболеваний, часто поражавших другие местности. С этого времени и началось строительство дворцового ансамбля, гидросооружений и обычных городских жилых домов. Множество выдающихся архитекторов и художников, знаменитых резчиков по камню и дереву, самых лучших кузнецов и камнетесов трудились здесь над созданием дворцов и парков.
Итальянское барокко, античные и готические, египетские, китайские и древнерусские мотивы — все причудливо переплелось в этом удивительном городе.

Французский дипломат, современник императрицы Елизаветы, назвал Екатерининский дворец драгоценностью, которой не хватает только футляра. И в самом деле, это величественное здание, выполненное в стиле русского барокко, поражает своей блистательной пышностью. В дворцово-парковом ансамбле Пушкина оно выделяется своей масштабностью, нарядным сочетанием цветов — белого, небесно-голубого и золотого — и прихотливостью архитектурных решений.

Окончательно свой блестящий облик, с некоторыми изменениями сохранившийся до наших дней, Екатерининский дворец обрел благодаря обер-архитектору двора Б.-Ф. Растрелли.
Указ о перестройке старого здания был подписан Елизаветой 10 мая 1752 года, а уже 30 июля 1756 года Растрелли представлял свое творение императрице и иностранным послам.
Перестраивая дворец, Растрелли сохранил его основные элементы. В протяженном (свыше 325 метров) фасаде здания можно выделить "средний дом", то есть центр дворца, подчеркнутый тремя выступами — ризалитами. "Средний дом" декорируют атланты и кариатиды, декоративные маски (маскароны) на фронтонах и над окнами, картуши и другие лепные украшения. В 1756 году скульптуры, маскароны и картуши были вызолочены, что придавало дворцу особый блеск.
От центральной части дворца отходили симметричные флигели, соединенные галереями, которые Растрелли органично включил в общий план дворца, создав полноэтажные корпуса. Над северным корпусом возвышались пять позолоченных куполов Дворцовой церкви, а над южным, где находилось парадное крыльцо, высился большой позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. По проекту Растрелли был окончательно оформлен и Парадный двор, въезд в который украшают позолоченные ворота, изготовленные по рисунку архитектора на Сестрорецком заводе.
Не меньшей роскошью отличалось внутреннее убранство Екатерининского дворца. Созданную Растрелли Парадную анфиладу из-за обилия золоченой резьбы прозвали "золотой". Анфиладное расположение залов Растрелли использовал и в других дворцах, но только в Екатерининском длина Парадной анфилады была равна протяженности всего здания.
В интерьерах дворца выделяется Картинный зал, стены которого украшены 130 живописными полотнами западноевропейских художников. Эта коллекция была приобретена в 1754 году специально для оформления зала. Сразу за Картинным залом раньше располагалась знаменитая Янтарная комната.

Искусно организованный водный ландшафт, продуманно спланированные регулярные и пейзажные парки дополнили и обогатили общую картину Царской резиденции. К созданию этого великолепия приложили свою руку, умение и сердце многие выдающиеся художники и зодчие. Здесь творили И.Браунштейн, А.Квасов, С.Чевакинский, Ф.Растрелли, В.Неелов и сыновья, Ч.Камерон, Д.Кваренги, В.Стасов, А.Менелас, И.Монигетти, Ф.Валериани. Это далеко не полный перечень знаменитейших имен и фамилий.
Городские постройки не уступают дворцово-парковому ансамблю. Город завораживает геометрической строгостью улиц, напоминающих аллеи регулярного сада. Поражает роскошь дворцовых фасадов, монументальность соборов и храмов. Весь облик города создает особую атмосферу чистоты, ясности, спокойствия, светлой радости. Здесь жили и работали М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, А.Н.Толстой, О.Д.Форш, А.Р.Беляев, П.П.Чистяков, И.Е.Репин, Н.К.Рерих, В.М.Васнецов.
Навсегда связано с Царским Селом имя А.С.Пушкина, запечатленное в известных всему миру царскосельских памятниках и названиях улиц.
Екатерина I завещала Царское Село своей дочери цесаревне Елизавете. Елизавета так полюбила эту резиденцию, что, едва взойдя на престол, поручила архитектору Михаилу Земцову составить проект увеличения и перестройки Екатерининского дворца.
Екатерина II также предпочитала Царское Село всем другим загородным резиденциям. В ее царствование был построен Александровский дворец, а к Екатерининскому дворцу пристроены Агатовые комнаты, Камеронова галерея и Великокняжеский корпус. Парки Царского Села были расширены и украшены множеством новых зданий и памятников в честь сподвижников императрицы.
Строительство в Царском Селе, заброшенное в годы правления Павла I, продолжилось при Александре I и Николае I. Именно по решению Александра в 1810 году был открыт Лицей, который навеки стал символом Царского Села и воплощением памяти о юных годах Александра Пушкина.
Кроме дворца, им была создана великолепная Воскресенская церковь, грот, украшенный различными раковинами, огромными "шумовыми", витыми и маленькими различных цветов. В Царском Селе был даже висячий сад. В новой части Царскосельского парка Растрелли построил павильон Монбижу, в переводе с французского — "моя драгоценность", "моё сокровище". Монбижу использовали для отдыха и обедов после охоты, вот почему павильон часть называли Охотничьим.

К юго-западу от Большого Императорского дворца находится район, именуемый Софией. 1 января 1780 года был издан указ Екатерины II за номером 14958 «об учреждении Санкт-петербургской губернии из семи уездов». В нем говори лось, что «...при Селе Царском, по правую сторону новой дороги Новгородской, а по левую к Порхову идущей, устроить город под названием София». Город получил свой собственный герб: на красном фоне — изображение двуглавого орла, в лапах которого якорь и горящий факел. Это были знаки устойчивости и порядка: горящий факел говорил об освещенном пути, а якорь — об обретенном покое. В Софию предполагалось переселить всех жителей дворцовой слободы, но заселялась она, в основном, купцами, промышленниками, духовенством и военными.
Софию планировали и перестраивали согласно указу Императрицы: «...расположить улицы, соответствуя дорогам ближнего сада, чтобы делали оным вид...». Планировка города была поручена придворному архитектору Ч.Камерону. Документы свидетельствуют, что архитектор сделал чертежи не только отдельных домов, но и целых улиц. Фактически это был проект архитектурного обрамления царскосельского Екатерининского парка. Для района, прилегающего к парку, архитектор создал специальную «большую модель», а для остальной части города — «малую». Площадь и часть города, прилегающая к парку, должны были застраиваться домами по «большой модели», а остальная часть Софии — по «малой»

В начале ХVIII века в России было распространено строительство по типовым проектам. Еще во времена основания Санкт-Петербурга зодчий Д.Трезини создал первые «образцовые» чертежи жилых домов. Позже проектированием таких домов занимались А.Квасов, В.Гесте и другие архитекторы. Во время работы над своим планом Ч.Камерон разработал типовую ячейку жилого дома. Соединяя вместе такие ячейки, можно было создавать здания любой протяженности. Иногда ячейки соединялись произвольно, а потому многие дома в Софии имеют неправильные очертания.
29 августа 1808 года, по указу Александра I, образовался единый город под названием Царское Село. В связи с решением Императора архитектор В.И.Гесте разработал план реконструкции Царского Села. Естественно, он включал в себя и район Софии.
Ко второй половине ХIХ века это был по тому времени благоустроенный европейский город с железнодорожным сообщением, качественно устроенными водопроводом и канализацией, телеграфом, телефоном, радиостанцией. В городе было 14 тысяч жителей, имелся госпиталь на 150 мест, была устроена богадельня на 40 человек. Городовая Ратуша, полицейское управление, две пожарные команды обеспечивали и поддерживали образцовый порядок. В Царском Селе впервые в Европе появилось электричество.
Шло время. В Александровском дворце с 1905 года постоянно жил последний российский самодержец Николай II. Именно по его инициативе талантливые зодчие В.А.Покровский, С.С.Кричинский, В.М.Максимов, С.Ю.Сидорчук, С.А.Данини, А.Р.Бах возвели целый комплекс культовых, воинских, просветительских, административных и жилых зданий и сооружений. Они обогатили городской пейзаж постройками в древнерусском и классическом стилях.

В 1917 году, после ареста, Николай вместе со своей семьей был переправлен из Царского Села в Тобольск, а оттуда — в Екатеринбург, где семья императора и сам император были расстреляны. На этом закончилась история Царского Села как резиденции российских императоров.
Царское Село в дореволюционное время было образцовым городом, в котором внедрялись передовые достижения науки и техники. От Царского Села к Петербургу и Павловску протянулась первая в России железнодорожная линия (построенная для удобства императорской семьи). В городе было проведено электричество, устроен водопровод и канализация. Была построена уменьшенная копия петербургского Гостиного Двора, а также многочисленные виллы. После революции эти виллы были превращены в детские дома, а город получил соответствующее название — «Детское Село». В 1937 г. город был назван «Пушкин» в ознаменование столетней годовщины со дня смерти поэта. Сейчас дворцовый комплекс вновь называется Царское Село, и многим улицам возвращены их старые названия. Однако сам город по-прежнему называется «Пушкин».
Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

А. Пушкин

После падения монархии город превратился в музей, сохраняющий память о своем былом величии.
Во время оккупации (с сентября 1941 г. по январь 1944 г.) нацисты разграбили дворцы, а во всем городе не осталось ни одного дома, пригодного для жилья. Немцами в екатерининском дворце были похищены паркеты, живописные плафоны, картины и другие предметы. 57 залов дворца были разрушены. Когда прогнали фашистов, первое оконное стекло было вставлено в окно комнаты Пушкина в Лицее. После десятилетий реставрационных работ оба замка выглядят так же, как до войны, но многие павильоны до сих пор не восстановлены, так как это требует значительных усилий и больших денежных затрат.

Царское Село — город Пушкин сегодня уже заявил о себе как о городе высокой культуры. Его скверы, бульвары, удивительные здания, очаровательные сады и парки, необыкновенная аура — все способствует творчеству, вдохновению. Его история, во многом загадочная и еще ждущая новых открытий, манит не только историков. Она заинтересует любого, ведь здесь каждая улица, каждый уголок волнует своей исторической важностью или причастностью к ней.
По утверждению ЮНЕСКО, Пушкин входит в первую десятку городов мира по привлекательности для туристов. В город Пушкин приезжают 9 из 10 туристов, посещающих Санкт-Петербург. Бывшая царская резиденция, насчитывающая более 300 памятников архитектуры, истории и культуры, славится далеко за пределами России свои дворцами, парками, соборами и княжескими особняками.
Самый яркий праздник города — Международный Царскосельский Карнавал, который соединяет интересы жителей города и делового мира. Царскосельский Карнавал был впервые проведен в июне 1996 года. Царскосельский Карнавал принят в Ассоциацию европейских карнавальных городов. В 2000 году делегация Санкт-Петербург-Пушкин получила флаг карнавального движения и с этого момента Пушкин стал карнавальной столицей мира. С 27 мая по 3 июня 2001 года в Санкт-Петербурге проходила ХХ1 Международная конвенция карнавальных городов Европы и YII Царскосельский Карнавал.
Многие международные мероприятия стали для Пушкина уже традиционными и ежегодными:
Международный Царскосельский фестиваль " Город муз", в котором принимают участие представители из более чем 20-ти зарубежных стран; Международный фестиваль " Царско-сельская осень", в рамках которого проходит Международный фестиваль детского хорового искусства.
В числе первых в Европе Пушкин подписал Уольбергскую хартию устойчивого развития городов и является участником 5 федеральных международных программ по ее реализации. К 300-летию Санкт — Петербурга в Пушкине будет построен Международный культурный центр.
Растет известность Царского Села как международного центра культуры и туризма.
В 2000 году г. Пушкин — единственный город в России награжден флагом почета Европы.

Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
как бы дремотою объят,
И белокрылые виденья,
На тусклом озера стекле,
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле..

И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров — И сад темнеет, как дуброва,
И при звёздах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой...

Поедем в Царское Село!

Свободны, ветрены и пьяны,

Там улыбаются уланы,

Вскочив на крепкое седло…

Казармы, парки и дворцы.

О.Мандельштам.

1.Введение

Царскому Селу, его дворцам и паркам посвящены десятки, если не сотни работ. О Царском Селе написано много и в разных жанрах.

Более двух веков Царское Село являлось резиденцией российских монархов, одним из самых привлекательных пригородов Санкт-Петербурга. Это, несомненно, " крупнейший бриллиант в ожерелье" городов-спутников Северной Пальмиры. Возникший как парадная резиденция русских императоров, ансамбль дворцов и парков Царского Села складывался и развивался при участии выдающихся зодчих на протяжении более полутора веков.

История Царского Села изучена по периодам правления членов Семьи династии Романовых. Особое внимание было уделено периодам правления Екатерины I, Елизаветы, Екатерины II, Александра I, Николая II.

Во времена царствования этих Монархов наблюдалось наиболее бурное развитие, как Царской резиденции, так и самого города Царское Село.

Целью данного реферата является попытка описать историю Царского Села с момента становления и до сегодняшних дней.

2. Рождение и развитие Царского Села (1710-1796).

История этого места уходит в глубь веков, ко времени переписи новгородских земель, отмеченных в "Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины" 1501 года. На картах, составленных для Царя Бориса Годунова, поместье имеет название Сарица. Документальные шведские карты называют поместье

"Sarishoff ", то есть Сарицкий господский дом, местечко, или как говорили новгородцы, " мыза « с господским домом. Финны, одно время проживавшие здесь, употребляли название Saari- mois - возвышенное место. Позднее название трансформировалось сначала в Сарицкую и Сарскую мызу, затем в Саарское и Сарское село и наконец стало Царским Селом. Это название как нельзя лучше подходило для будущей Императорской резиденции. Одно время (в 1724 году) село называлось Благовещенским по имени церкви, заложенной в присутствии Петра I на месте нынешней Знаменской церкви, но это название не прижилось, и до 1917 года оно именовалось Царским Селом.

В 1702 году через Сарицхофф, в направлении Дудергофскоого погоста, бежали отступавшие шведы, преследуемые русскими войсками под предводительством Б.П. Шереметьева и П.М. Апраксина, освободившими край от 100-летнего владычества иноземцев. Первое упоминание о местности, в которой возникло Царское Село, относится к августу 1702 года. Во время наступательных действий на Ижорской земле Петр I писал командовавшему здесь П. Апраксину, чтобы не жег селения, которые "самим же нам строить придется ". Апраксин в ответ сообщил: " …теперь накрепко запретил жечь от Сарской мызы к Канцам ".

С 1703 года Сарская мыза стала принадлежать генерал-губернатору освобожденного края А.Д. Меньшикову, который с 1708 года с помощью Конторы конюшенных дел начал вести здесь планомерное хозяйство, заселяя усадьбу и окрестные земли артелями плотников и " пашенными крестьянами, зажиточными, добрыми и хозяйственными ". А.Д. Меньшиков владел усадьбой до 1710 год

24 июня 1710 года Петр I подарил Сарскую мызу вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. Этот день и является официальной датой основания Царского Села. С этого времени Сарскую мызу включили в разряд дворцовых земель и начали застраивать.

Так же, как Петр смог увидеть в топких болотах будущий Санкт-Петербург, так и Екатерине на месте скромного поместья представилась пышная резиденция.

В данном случае "быть по сему" произнесла супруга Императора. Это был поступок в духе Петра и подстать самым величественным его замыслам.

Первый дворец "каменные палаты о 16 светлицах", был построен в 1724 году И. Браунштейном и Ф. Ферстера по повелению Екатерины Алексеевны на месте уцелевшей от военных действий усадьбы первого хозяина поместья.

Это небольшое двухэтажное здание с характерной для начала ХYIII века симметричной планировкой и высокой мансардной кровлей не отличалось пышностью отделки: лишь рустовка на углах и скромные белые наличники оживляли выкрашенные суриком фасады. Внутри " палат" было несколько парадных комнат, отделанных полированным алебастром, или обитых кожей с золотым тиснением, или затянутых шелковыми обоями. " Верхний парадный зал " украшали камины, наборный паркет, зеркала, гобелены и картины.

В этот же период, благодаря строительству плотины на ручье Вангазя, образовалось озеро и два канала: Большой, являвшийся границей сада и получивший в дальнейшем название Рыбного, и малый - на месте современных Нижних каскадных прудов, то есть было начато устройство водной системы будущего ансамбля.

Одновременно со строительством дворца расширялся и благоустраивался сад, заложенный еще в самом начале XYIII века на небольшой площади в восточной стороне усадьбы. Автором первоначальной планировки Царскосельского сада принято считать садового мастера Яна Розена, а его осуществлением руководил опытный мастер Иоган Фохт. Прежняя композиция сада была полностью переделана, за исключением Рыбного канала и Большого озера, которому придали регулярную форму шестигранника.

Участок сада около дворца, представлявший пологий склон, был превращен в пять уступов, соединенных деревянными и каменными лестницами, и получил название Верхнего сада. Уступы располагались параллельно фасаду дворца. Середину второго уступа заняли цветники, ограниченные по сторонам боскетами.

В середине третьего уступа находились так называемые огибные дороги, то есть деревянные каркасы, к которым привязывались ветви деревьев, посаженных рядом. По мере роста деревьев образовывались зеленые коридоры или галереи, в местах пересечения которых устраивались деревянные беседки. По сторонам огибных дорог также, как и на втором уступе, были размещены боскеты.

Четвертый, самый широкий уступ, был отведен двум одинаковым прямоугольным водоемам, какое-то время служившим садками для рыбы. По пятому узкому уступу проходила широкая дорожка.

Далее располагалась плоская территория, получившая название Нижнего сада. Он имел трехлучевую планировку аллей, пространство между которыми было занято плодовыми деревьями и ягодными кустами. Скульптуры в саду еще не было.

За Рыбным каналом была посажена роща из берез, получившая название Дикой рощи, вошедшая в состав сада площадью 30 гектар. Известно, что до середины XYIII века убранство сада было чрезвычайно скромным., Царское Село не входило в число перворазрядных царских резиденций.

С западной стороны дворца на площади в одну квадратную версту был устроен Зверинец- место для царской охоты. В огороженный участок леса специально загонялись лоси, зайцы и другие животные. Такого типа зверинцы существовали при многих загородных усадьбах того времени.

Расширение Сарской мызы повлекло за собой увеличение количества дворцовых служащих. Рядом с резиденцией начала создаваться слобода. Постройки, располагавшиеся в непосредственной близости к императорскому дворцу, образовали сначала Садовую, а в последствии Служительную (ныне Среднюю) и Малую улицы.

Скромный дворец того времени, с разбитым возле него садом, не имел еще значения парадной царской резиденции и являлся загородным поместьем Екатерины I.

Резкие изменения в облике Царского Села произошли в середине XYIII века.

В 1728 году имение перешло к цесаревне Елизавете Петровне. Восшествие на престол Елизаветы, дочери Петра I, вызвало подъем национального самосознания в России, скинувшей мрачное иго бироновщины. В искусстве и особенно в архитектуре утвердился приподнято-торжественный и монументальный стиль русского барокко, как нельзя лучше соответствовавший идее возвеличивания могущества государства, и прежде всего абсолютной власти.

Вершиной развития стиля России стал царскосельский ансамбль. Здесь, как и во многих других архитектурных комплексах в Петербурге и его окрестностях, начались работы по коренному переустройству с целью расширения и художественного обогащения. Ярким отражением этих общих веяний явилась строительная деятельность на территории Царского Села: одни замыслы сменяют другие - еще не достроенные здания переделываются, чтобы достигнуть еще большей монументальности и роскоши. * Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь отстроен, прежде чем доведен до состояния, в котором находится теперь *, - писала впоследствии Екатерина II , унаследовавшая после смерти Елизаветы вместе с короной и царско-сельскую резиденцию.

Множество выдающихся архитекторов и художников, знаменитых резчиков по камню и дереву, самых лучших кузнецов и камнетесов трудились здесь над созданием дворцов и парков.

В 1743 году архитектором М. Земцовым разрабатывается широкая программа реконструкции Царскосельского дворцово-паркового ансамбля. После смерти М.Г. Земцова 28 сентября 1743 года работы по сооружению дворца полностью перешли к А.Квасову - ученику ведущего архитектора.

Однако занятость архитектора на строительных объектах, значительно удаленных от Петербурга, заставила передать работы в Царском Селе П.А. Трезини, а затем С.И. Чевакинскому, который внес существенное дополнение в композиционное построение.

От проекта императорской резиденции, разработанного Квасовым, в натуре ничего не сохранилось, однако деревянная модель Царскосельского дворца осталась. В ней он использует свою излюбленную композицию, неоднократно повторенную в его постройках, - пышный центральный ризалит, соединенный протяженными более низкими галереями с двумя боковыми.

К 1748 году основные работы были закончены.

С конца 1748 года строительство царско-сельской резиденции возглавил обер-архитектор двора Бартоломео Франческо Растрелли. Крупнейший русский зодчий придал Царскосельскому дворцу тот парадный окончательный вид, который снискал ему мировую известность.

Как добраться : электричкой от Витебского вокзала до станции Царское Село. Автобусом от метро «Московская».

Выходные дни в Екатерининском дворце : вторник и каждый последний понедельник месяца.

Пушкин – один из живописнейших пригородов Санкт-Петербурга. Сюда стоит ехать, прежде всего, чтобы посмотреть великолепный Екатерининский дворец, в котором находится Янтарная комната. Но дворец – не единственная достопримечательность города. Для туристов не меньший интерес представляет Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин, Александровский дворец и парковый ансамбль. В парке расположено множество построек, которые гармонично вписываются в нерукотворную красоту, созданную природой.

Предлагаю не вдаваться в подробности истории города, а больше обратить внимание на то, каким он предстает перед посетителями сейчас. Для того, чтобы окунуться и насладиться городом сполна, стоит отметить, что Царское Село или Пушкин – уникальное место. Здесь на протяжении веков сплетались судьбы великих литераторов, царей и зодчих. Именно здесь, Пушкин начал свою творческую деятельность, учась в Царскосельском лицее. Здесь находятся резиденции Екатерины I и Николая II. Так осмотрим же город скорее!

Если вы прибыли в город на электричке, вам придется проделать небольшой путь до дворцово-паркового ансамбля. Благо, найти его в городе не сложно. По всему городу висят указатели, которые направляют туристов в правильном направлении. По городу часто курсируют городские автобусы, у многих из них конечная остановка как раз напротив местной достопримечательности. Вы можете воспользоваться ими. Билет на проезд стоит не дорого, в пределах 15 рублей. Дорога на автобусе у вас займет 10 минут. Любители пеших прогулок могут добраться от вокзала до парка пешком. Весь маршрут занимает минут 30 умеренным шагом. При этом у вас будет возможность прогуляться по жилой части города и увидеть немало интересного.

Если вы решили воспользоваться маршруткой или автобусом, чтобы добраться до Пушкина – вы приедете прямо к главном входу в парк.

Весь ансамбль состоит из двух парков: Александровский парк, в котором главным сооружением является Александровский дворец, предназначенный для сына Павла I – Александра. В дальнейшем, этот дворец станет любимой резиденцией Николая II. Вход в этот парк бесплатный. В парке находится великолепное озеро и множество красивых мостиков, перекинутых через небольшую речку. Здесь приятно гулять в хорошую погоду и наслаждаться уединением и красотой природы. Наверное, прогуливаясь именно по этим местам, Пушкин создавал многие свои произведения. Нельзя не вдохновиться многовековыми дубами, склонившимися около воды или блестящей, отражающей солнечные лучи морской гладью.

Александровский парк. Башня

Небольшая гора в парке с которой открывается хороший вид

Второй парк дворцово-паркового ансамбля больше привлекает внимание туристов. Здесь более суетно. Это Екатерининский парк с его многочисленными постройками и статуями, разбросанными по всей территории. Вход в парк до 18 часов платный и составляет для взрослых 200 рублей. Центральная постройка здесь — Екатерининский дворец. Он считается высочайшим шедевром барокко. Я советую вам посетить его, несмотря на большие очереди на вход. Внутри восстановлен интерьер дворца: шикарные комнаты, отделанные золотом, царская утварь, многочисленнее картины. Здесь находится известная на весь мир Янтарная комната, которая была полностью разграблена в годы войны. Сейчас она восстановлена.

Внутреннее убранство Екатерининского дворца

К дворцу примыкает Царскосельский лицей, который также можно посетить и посмотреть в каких условиях учился Пушкин.

Интересен и сам парк, примыкающий к дворцу. Обязательно прогуляйтесь по нему. По парку разбросаны уникальные постройки. Здесь вы найдете и китайскую деревню, с характерными домиками с резной крышей, царские бани, турецкий хамам с минаретом, небольшой Эрмитаж и многое другое. В центре парка находится озеро, по которому можно прокатиться на лодочке или переправиться на другой берег с помощью паромной переправы. По всему парку растет большое количество цветов, которые распускаются начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью. Приятно гулять по парку и зимой, когда природа спит. В это время здесь есть своя прелесть.

Под крышей галереи собраны бюсты великих мыслителей

По озеру можно покататься на настоящей галере

Интересен тот факт, что во время войны дворец и парк были полностью уничтожены. Все, что сейчас мы можем наблюдать и чем мы можем любоваться в этих местах создано благодаря реставраторам, которые сумели доподлинно восстановить уникальные творения и постройки.

Посетив Пушкин, я рекомендую вам не ограничиваться только дворцово – парковым ансамблем, а прогуляться по всему городу. Город небольшой, с низкими постройками, которые характерны для многих пригородов Петербурга. Но на его улицах царит определенный дух, который позволяет окунуться в те далекие времена, когда здесь проживали цари и литераторы.