Шлюпы открытие и благонамеренный александра 1. Глава II. Северные экспедиции. Другие действующие лица

Начало экспедиции на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный»

4 (16) июля 1819 г. в южные полярные широты для исследования Северного Морского пути от Берингова пролива в Атлантический океан отправилась русская экспедиция на двух шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный». Шлюпом «Открытие» командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев, «Благонамеренным» командовал капитан-лейтенант Глеб Семёнович Шишмарёв.

На шлюпе «Открытие» всего личного состава при отплытии было 74 человека, а на «Благонамеренном» - 83 человека.

4 (16) июля 1819 г. шлюпы вышли из Кронштадта и, зайдя в Копенгаген, 29 июля (10 августа) пришли в Портсмут.

После того как из Лондона были привезены закупленные секстаны, хронометры и другие навигационные и физические приборы, а также провизия, шлюпы 26 августа (7 сентября) вышли в море.

Проводя постоянно научные наблюдения, русские моряки пошли далее к мысу Доброй Надежды, а отсюда без стоянок через океан до порта Джексон (Сидней) в Австралию.

Этот переход оказался очень тяжёлым не только из-за очень сильных штормов, которые пришлось перенести шлюпам, но главным образом вследствие разницы в их скорости - шлюпам было очень трудно держаться вместе.

В Австралии исследователи провели ряд экскурсий во внутренние районы, познакомились с жителями и природой страны. Ф. Штейн, исследуя Синайские горы, описал их геологическое строение, ископаемые богатства и сернистые источники. Экспедиция собрала богатую коллекцию растений и птиц. Направляясь к Берингову проливу, суда прошли западнее архипелага Фиджи, где Шишмарёвым были открыты коралловые острова, не обозначенные ранее на карте и названные им островами «Благонамеренного».

13 (25) мая 1820 г. на параллели 33° северной широты корабли пошли разными курсами: «Открытие» - в Петропавловск на Камчатке, «Благонамеренный» - в Уналашку. Встречу назначили в заливе Коцебу, куда оба судна должны были прибыть в середине июля.

В течение лета 1820 г. шлюпы занимались гидрографическими работами в Беринговом и Чукотском морях. Зимой 1820-1821 гг. они ходили на отдых в Сан-Франциско и на Гавайские острова, а лето 1821 г. опять плавали в Беринговом и Чукотском морях.

15 (27) октября 1821 г. оба шлюпа вышли из Петропавловска на Гавайские острова, куда «Благонамеренный» пришёл 24 октября (5 ноября), а «Открытие» - 26 октября (7 ноября). Выйдя из Гонолулу 20 декабря (1 января), шлюпы, обогнув мыс Горн и зайдя в Рио-де-Жанейро и Копенгаген, 2 (14) августа 1822 г. вернулись в Кронштадт.

Плавание на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» продолжалось три года и четыре недели.

Главная цель экспедиции Васильева - открытие на севере прохода из Берингова пролива в Атлантический океан - не была достигнута из-за непроходимости встреченного сплошного льда. Васильев, пройдя у берегов Америки за Ледяной мыс, был вынужден возвратиться, достигнув широты 70°41" и долготы 161°27"; а Шишмарёв у северного берега Азии не мог пройти далее мыса Сердце-Камень. Кроме трудного плавания в Ледовитом океане, деятельность экспедиции ограничилась несколькими съёмками в Беринговом море и открытием там же острова Нукивок и по восточную сторону Каролинского архипелага группы из 16 островов, названной по имени шлюпа Благонамеренный.

Лит.: Есаков В. А., др. Русские океанические и морские исследования в XIX - начале XX в. М., 1964. Из содерж.: Экспедиция М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарёва; Заметки об архивных источниках по истории Русской Америки // История Русской Америки (1732-1867). Т. 1. Основание Русской Америки (1732-1799). М., 1997; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// militera . lib . ru / explo / ira / prebibl . html ; Шишмарёв Глеб Семёнович [Электронный ресурс] // Герои земли Тверской. 2011. URL : http://www.tver-history.ru/articles/3.html .

См. также в Президентской библиотеке:

Северный морской путь // Территория России: коллекция .

Основной целью экспедиции на шлюпах “Открытие” и “Благонамеренный” было попытаться пройти из Тихого океана в Атлантический через Ледовитый океан, безразлично в каком направлении - на восток или на запад.

Шлюпом “Открытие” командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев, “Благонамеренным” командовал капитан-лейтенант Глеб Семенович Шишмарев, принимавший до этого участие в кругосветном плавании на “Рюрике” в 1815-1818 годах.

Шлюп “Открытие” был того же типа, что и “Восток”, а шлюп “Благонамеренный” того же типа, что “Мирный”, со всеми достоинствами и недостатками этих шлюпов.

Снабжены эти суда были одинаково с “Востоком” и “Мирным” (вплоть до сигнального устройства Бутакова), с той лишь разницей, что все запасы для экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева были рассчитаны на два года, а для экспедиции Васильева-Шишмарева на три года. Кроме того, на “Благонамеренный” был погружен в разобранном виде баркас, предназначенный для прибрежных исследований.

На “Открытии” всего личного состава при отплытии было 74 человека, а на “Благонамеренном” 83 человека. Кроме того, на “Благонамеренном” возвращались на родину два жителя острова Уналашка и три жителя Камчатки, привезенные в Петербург “Рюриком”.

После того как из Лондона привезли закупленные секстаны, хронометры и другие навигационные и физические приборы, а также провизию, шлюпы 26 августа вышли в море. В Рио-де-Жанейро “Открытие” и “Благонамеренный” прибыли 1 ноября.

Этот переход оказался очень тяжелым не только из-за очень сильных штормов, которые им пришлось перенести, а главным образом вследствие разницы в их скорости шлюпам было очень трудно держаться вместе.

10 февраля 1820 г. плававший на “Благонамеренном” лейтенант Алексей Петрович Лазарев записал: “...шлюп “Открытие” под одним грот-марселем уходил вперед. Между тем ветер крепчал, а мы к нашим парусам не могли ничего прибавить, ибо и так уже несли их не по ветру. В 10 ч. утра “Открытие” ушел вперед...” Шлюпы разлучились и встретились только у берегов Австралии.

16 февраля “Благонамеренный” стал на якорь в Сиднее. 18 февраля туда пришел и шлюп “Открытие”.

В Сиднее шлюпы простояли до 15 марта. За это время были произведены кое-какие исправления, запасена провизия, проверены хронометры.

Выйдя из Сиднея, 24 марта согласно предписанию суда расстались: шлюп “Открытие” направился в Петропавловск, “Благонамеренный” - в Сан-Франциско. Однако из-за ветров, мешавших следовать в желаемом направлении, уже 5 апреля шлюпы снова соединились. 7 апреля “Благонамеренным” были усмотрены и положены на карту одиннадцать низменных коралловых лесистых островов, названных островами Благонамеренного. Хотя впоследствии выяснилось, что эту группу островов уже видели другие мореплаватели, но все же первые точные определения географических координат и описание жителей островов были сделаны русскими моряками.

13 мая 1820 г. на 29° с. ш., согласно приказанию Васильева, суда разделились. Шлюп “Открытие” отправился в Петропавловск, куда пришел 4 июня, “Благонамеренный” пришел на Уналашку 3 июня.

В Русской Америке шлюпы в течение лета 1820 г. занимались гидрографическими работами в Беринговом и Чукотском морях. Зимой 1820/21 г. они ходили на отдых в Сан-Франциско и на Гавайские острова, а лето 1821 г. опять плавали в Беринговом и Чукотском морях

15 октября 1821 г. оба шлюпа вышли из Петропавловска на Гавайские острова, куда “Благонамеренный” прошел 24 октября, а “Открытие” - 26 октября. Выйдя из Гонолулу 20 декабря, шлюпы, обогнув мыс Горн и зайдя в Рио-де-Жанейро и Копенгаген, 2 августа 1822 г. вернулись в Кронштадт. Плавание продолжалось три года и четыре недели.

Самый длительный переход под парусами (от Рио-де-Жанейро до Сиднея) продолжался 85 дней.

Этот день в истории:

28 января 1821 года русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый континент – Антарктиду, крупнейшее географическое открытие последних двух столетий. Об этой экспедиции было написано очень многое и ее подробности известны достаточно широко.

Но гораздо меньше людей знает о другой русской экспедиции, которая началась одновременно с походом «Востока» и «Мирного». В тот же день 16 июля (3 июля по старому стилю) 1819 года.

Сегодняшний рассказ о ней…

Экспедиция капитана Васильева была назначена для исследований в Северном полярном море и, особенно, для отыскания прохода чрез Берингов пролив в Атлантический океан.

Шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный», порученные в команду капитанов Васильева и Шишмарева, под главным начальством первого, снабжены были всеми запасами одинаково с отрядом, назначенным в Южное полярное море. Большая часть провизии обоих судов помещалась на «Благонамеренном», на котором, между прочим, находились и части разобранного бота, назначавшегося для описи отмельных берегов.

3 июля 1819 года отряд капитана Васильева вышел из Кронштадта. Следуя вместе со шлюпами «Восток» и «Мирный», заходили они в Копенгаген и Портсмут, из которого капитан Васильев отправился 30 августа. Чрез десять дней прошел он параллель Гибралтара, а 20 сентября немного севернее тропика получил NO пассат, который иногда отходил до OSO и вообще дул неровно. Пробыв почти две недели в полосе переменных ветров, продолжал он плавание к берегам Бразилии, сперва с SO пассатом, а потом с прибрежным NO, и 1 ноября бросил якорь в Рио-Жанейро. На другой день прибыл туда и отряд капитана Беллинсгаузена.

Чрез три недели капитан Васильев последовал далее, направляясь к мысу Доброй Надежды. Пользуясь крепкими западными ветрами, прошел он меридиан этого мыса 24 декабря в расстоянии 12 миль.

Отсюда шлюпы продолжали плавание с теми же W и NW ветрами к порту Джаксону, куда прибыли в половине февраля следующего 1820 года.

Освежив команды и сделав новые запасы провизии и воды, отсюда вышли в половине марта, и 23 апреля перешли экватор в долготе 172° О. На этом переходе со шлюпа «Благонамеренный» открыли группу из шестнадцати лесистых обитаемых островов, названную именем этого судна и определенную в широте 8 7 S и широте 162 O¹.

Михаил Васильевич Васильев (1770 – 23.06.1847). С 1835 года – вице-адмирал.

13 мая капитан Васильев отрядил шлюп «Благонамеренный» на остров Уналашку за толмачами для северных американцев, назначив ему местом соединения зунд Коцебу. 4 июня капитан Васильев прибыл в Петропавловский порт, а 3-го капитан Шишмарев - на Уналашку.

В конце июня капитан Васильев вышел из Петропавловского порта. 14 июля прошел Берингов пролив в виду американского берега, а 16-го прибыл в зунд Коцебу и соединился со шлюпом «Благонамеренный», который прибыл туда пятью днями прежде. Не получив на Уналашке толмачей, капитан Шишмарев взял там четыре байдары с гребцами. На пути к зунду Коцебу проходил он чрез то самое место, где по карте назначен остров Ратманова (открытый капитаном Коцебу в первое его путешествие), однако его не видел, хотя доходил потом до самого восточного мыса Азии.

Глеб Семенович Шишмарев (1781 – 22.10.1835) С 1829 года – контр-адмирал

18 июля капитан Васильев с обоими шлюпами вышел в море. Следуя вдоль американского берега к северу, 29-го достиг он широты 71°6" N, долготы 166°8" W и встретил здесь льды. Хотя он и не считал эти льды сплошными, но, не имея при себе хорошего баркаса или другого небольшого судна для исследований на малых глубинах прибрежья и стесняемый туманами, решил возвратиться.

31 июля взяли курс к югу. Зайдя к острову Св. Лаврентия и поручив окончание съемки его берегов капитану Шишмареву, капитан Васильев пошел отсюда к берегам Америки, от которых, однако, скоро возвратился по причине уменьшения глубины моря. 19 августа прибыл он на остров Уналашку, осмотрев на пути острова Павла и Георгия. Чрез три дня пришел туда и шлюп «Благонамеренный».

Этим ограничивалась первая попытка плавания в Полярном море. Убедившись в необходимости иметь при отряде малое парусное судно, капитан Васильев отправился в Ново-Архангельск, где он считал удобнейшим собрать бот из членов, имевшихся на «Благонамеренном», и где потом надеялся получить толмачей для сношения с жителями полярных берегов Америки. В половине сентября оба шлюпа прибыли в Ситху.

Поручив лейтенанту Игнатьеву построение бота, капитан Васильев 27 октября с отрядом своим отправился в порт С.-Франциско. Здесь он прозимовал, и в половине февраля (1821 года) вышел в море, чтобы на островах Сандвичевых запастись свежею провизиею. На пути к этому архипелагу капитан Васильев, как и многие другие, напрасно искал острова Maria Laxara, назначаемого на картах Арросмита.

Простояв в гавани Гонолулу с 25 марта по 7 апреля, оба шлюпа отправились в Ново-Архангельск и, прибыв туда около половины мая, нашли бот совершенно уже готовым² и толмачей приисканными. 30-го того же месяца, взяв с собою и новопостроенный бот, капитан Васильев отправился в море.

12 июня прибыли на остров Уналашку. На этом переходе, между прочим, оказалось, что бот не в состоянии держаться со шлюпами, почему «Открытие» принужден был иметь его у себя на буксире.

По краткости остававшегося времени для плавания в Полярном море, капитан Васильев почел за лучшее отделить шлюп «Благонамеренный», поручив капитану Шишмареву исследование берегов Азии к северу от Берингова пролива и отыскание там прохода в Атлантический океан, или, в случае неудачи, опись Чукотской земли; а сам хотел описать берег между Бристольскою губою и Нортоновым заливом, потом идти на север вдоль берегов Америки и искать с этой стороны северного прохода. Бот остался при капитане Васильеве.

Повторив еще раз определение островов Павла и Георга, капитан Васильев поручил лейтенанту Авинову, командовавшему ботом, снять берег между мысами Невенгамом и Дерби,и потом соедениться с ним, к 20 июля, у о. Стюарта (в Нортоновом заливе); если же там не найдет шлюпа, или работы не будут к тому времени кончены, то идти прямо в Петропавловский порт. Сам же Васильев, с его шлюпом, отправился в Нортонов залив и на пути туда, 21 июля открыл остров Нунивок, съемки которому однако не имел времени сделать, ибо торопился в Полярное море. Продолжая путь к северу, 20-го останавливался у мыса Дерби, и не найдя там бота, отправился далее. 31-го увидел мыс Лизбурн.

Следуя вдоль берега с туманом и переменными ветрами, 3 августа достиг он широты 70°40" N в долготе 161°27" W и здесь опять встретил сплошной лед от W через N до NO. Желая осмотреть ледяной мыс, спустился он ниже и 4 августа определил его в широте 70°33" N. Выдержав потом жестокий шторм, в продолжении которого шлюп едва не раздавило окружавшим его льдом, капитан Васильев направился к югу и 9-го вышел из Ледовитого моря, миновав мыс Лизбурн.

Отсюда заходил он еще раз к мысу Дерби и к острову Стюарта, где узнал от жителей, что они никакого судна не видели, и направил путь в Камчатку. 8 сентября прибыл в Петропавловский порт. Тут нашел он и бот лейтенанта Авинова, который в продолжении этого времени описал часть берега от мыса Невенгама к северу, но был принужден прекратить работы прежде окончания их по той причине, что в команде его стала показываться цинга, притом и самый бот имел дурные качества.

Между тем капитан Шишмарев, следуя от Уналашки к северу, 4 июня увидел неизвестный до того берег, которого, однако, по малой глубине не мог осмотреть подробнее (впоследствии оказалось, что это был мыс Румянцова, лежащий при входе с юга в Нортонов залив). Описав северный берег острова Св. Лаврентия, капитан Шишмарев заходил в залив того же имени на материке, а потом продолжал плавание близ берегов Азии. Часто встречая льды и противные ветра, 21 июля спустился он к американскому берегу и положил якорь близ мыса Мульграва в широте 67° 34´ N. Сделав здесь запас дров из выкидного леса, на другой же день снова пустился он к берегам Азии, но льды опять не допустили его туда и заставили обратиться на север. Августа 1-го шлюп находился в широте 70°13" N, а 4-го увидели мыс Сердце-Камень. Встречая постоянные препятствия ото льда, бурь и противных ветров, капитан Шишмарев решился идти отсюда в Мечигменский залив, в котором надеялся подкрепить команду свежими запасами.

Получив в этом месте от Чукчей все нужное, в половине августа перешел он к острову Св. Лаврентия для окончания съемки его северного берега, а оттуда направил курс в Камчатку и 21 сентября прибыл в Петропавловский порт, определив на пути остров Св. Матфея, открытый лейтенантом Синдом.

Соединивши здесь отряд свой, капитан Васильев стал готовиться в обратный путь и в половине октября вышел в море, намереваясь следовать вокруг мыса Горна.

Через три дня по выходе, во время тумана, шлюпы разлучились, и «Открытие» пошел к острову Овайги - месту условленного рандеву. Сопутствуемый до 30° N широты крепкими северными ветрами, прибыл он в гавань Гонолулу 27 ноября и нашел тут шлюп «Благонамеренный», прибывший тремя днями ранее.

20 декабря шлюпы отправились отсюда и, пройдя без особенных приключений жарким поясом, в половине февраля достигли широты 57° S в долготе 281° О. Здесь выдержали они четырехдневный шторм от SW, сопровождаемый мрачностью и снегом.

Пройдя меридиан мыса Горна 18-го числа, стали держать к северу и в половине марта прибыли в Рио-Жанейро.

Кончив к 5 мая все неизбежные после длинного перехода поправки в такелаже и корпусе шлюпов и сделав новые запасы воды и провизии, отправились далее. 19 мая вошли в полосу пассата и ровно через месяц после того вышли из пределов NO. В начале июля отряд прошел Британским каналом и, остановившись на пять дней в Копенгагене, 2 августа 1822 года прибыл в Кронштадт.

Этой экспедиции мы обязаны исследованием значительной части берегов Америки, именно от мыса Невенгама до Нортонова залива, весь этот обширный залив, и потом от мыса Лизбурна до мыса Ледяного³; также некоторой части берегов Азии, до мыса Сердце-Камень. Главнейшая же цель - северный проход - разумеется, и не могла быть достигнута⁴.

Несколько сведений о произведенных этой экспедицией описях помещено в «Хронологической истории всех путешествий Берха, ч II, стр. 1-20.

_______________________________________________________________________________________________________________________

¹ Впоследствии оказалось, что эта группа та же, что и острова «Пейетер», незадолго пред тем открытые. См Доп. к разбору Атласа Южного моря, соч. адмирала Крузенштерна.

² Размеры этого бота не показаны, но по журналу видно, что он углублялся около 4 футов и потому, вероятно, был не более 40 или 45 футов.

³ Замечательно, что съемка берега между мысами Лизбурном и Ледяным, сделанная капитаном Васильевым, совершенно сходствует со съемкою, произведенною там же со шлюпа «Блюссом» капитаном Бичи.

⁴ Шканечн. пут. журналы, донесения начальника отряда и записки капитана Шишмарева.

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Открытие" (1819-1822)

Звания и имена Примечания

Командир, капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев

Скончался в 1847 г. Вице-Адмирал, Генерал-интендант
Лейтенант Александр Авинов Скончался
Лейтенант Павел Зеленой Скончался в 1829г., кап. 2 ранга и командир корабля.
Роман Бойль Скончался
Мичман Иван Стогов
Мичман Роман Галл Скончался в 1822г., в обратном плавании, в Рио-Жанейро.
Гардемарин кн. Григорий Пагава Скончался на службе на корабле, капитан-лейтенант
Штурман Михаил Рыдалев Скончался в Астрахани, полковник,части мнспекторов штурманов.
Шт. помощник Алексей Коргуев Скончался на службе.
Шт. помощник Андоей Худобин Скончался на шл. Моллер на пути из Камчатки в Кронштадт.
Лекарь Иван Ковалев
Астроном Павел Тарханов Скончался в 1839г. Астроном при Сибирской обсерватории
Живописец Емельян Корнеев
Нижних чинов.............68

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Благонамеренный"


Д. ЩЕРБАКОВ,
академик


Ф. Ф. Беллинсгаузен.



М. П. Лазарев.


В 1819 году 4 июля с Малого Кронштадтского рейда, провожаемые огромным количеством людей, в далекое плавание вышли две русские морские экспедиции. Первая из них, состоявшая из шлюпов «Восток» и «Мирный», направлялась в Южную полярную область, чтобы разрешить вековую загадку о существовании легендарной Антарктиды.

Вторая - в составе шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный» - шла дл я исследований на Север.

К этому времени трудами ученых многих стран были получены сведения об общем облике земной поверхности. Были выявлены контуры пяти материков. Неизведанными оставались лишь полярные области.

Поэтому русские исследователи решили заняться их изучением.

Веками волновала человечество легенда о южном материке. Известный английский мореплаватель Джемс Кук в 1772 году организовал экспедицию в южные моря на кораблях «Резольюшн» и «Адвенчер». Но он не смог пробиться сквозь тяжелые льды далее 71 градуса 10 минут южной широты.

И Кук решил, что южный материк недосягаем. Он писал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, не доступных для плавания...

Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне».

Доказать ошибку Кука смогли только русские моряки.

Мысль о необходимости дальнейшего изучения южно-полярных морей поддерживали многие русские моряки: В. М. Головнин, Г. А. Сарычев, И. Ф. Крузенштерн и другие.

Они неоднократно выступали против выводов Кука.

Но только в двадцатые годы прошлого столетия под влиянием прогрессивной общественности царское правительство вынуждено было согласиться на посылку двух экспедиций: северной полярной и южной антарктической. Наибольший успех был достигнут южной экспедицией, которая вошла одной из ярчайших страниц в историю исследования нашей планеты под названием «Первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева».

По своим качествам «Восток» и «Мирный» были плохо приспособлены для далекого и тяжелого плавания.

Начальником экспедиции и командаром «Востока» был назначен участник первого русского кругосветного плавания Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. «Мирным» командовал тридцатилетний, но уже считавшийся одним из лучших моряков русского флота, Михаил Петрович Лазарев. Под его руководством были проведены все подготовительные работы.


Путешественников встретили ледяные горы.


Личный состав отбирался в экспедицию из добровольцев. Желающих пойти в трудное плавание было очень много. Особенно тщательно подбирались офицеры. Экипажи были укомплектованы опытными и хорошо знающими свое дело отечественными моряками. Прогрессивные офицеры русского флота и ученые всеми силами помогали в организации экспедиции.

Виднейшие русские специалисты составили для экспедиции четыре инструкции, в которых, помимо детальной и подробной постановки задач, приводились разнообразные ценные советы по проведению научно-исследовательских работ, а также по сохранению здоровья экипажей шлюпов.

«Не оставляйте без замечания ничего, что случится вам увидеть где-нибудь нового, полезного или любопытного»,- требовала инструкция. Руководителю экспедиции была предоставлена полная инициатива.

Русская антарктическая экспедиция оправдала все возложенные на нее надежды. Русские моряки на небольших парусных судах совершили кругосветное путешествие, побывали в местах, которые еще не посещались судами.

КОЛЬ СКОРО НАСТУПИТ УДОБНОЕ ВРЕМЯ В СЕМ ГОДУ, ОН ОТПРАВИТСЯ ДЛЯ ОБОЗРЕНИЯ ОСТРОВА ГЕОРГИЯ, А ОТТУДА К ЗЕМЛЕ САНДВИЧЕВОЙ, И. ОБОШЕД ЕЕ С ВОСТОЧНОЙ СТОРОНЫ, ПУСТИТСЯ К ЮГУ И БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ СВОИ ИЗЫСКАНИЯ ДО ОТДАЛЕННОЙ ШИРОТЫ СКОЛЬКО МОЖНО БЛИЖЕ К ПОЛЮСУ...

Из инструкции морского министра, данной Ф. Ф. Беллинсгаузену перед выходом в плавание.

16 января 1820 года русские исследователи впервые подошли к шестому континенту. Так, в этот день, считающийся датой открытия Антарктиды, русские исследователи разрешили задачу, которую Кук считал неразрешимой.

Только спустя сто с лишним лет здесь вновь побывали люди - норвежские китобои.

Русские моряки не только еще три раза достигали берегов Антарктиды, но и обошли этот материк. Кроме Антарктического материка, экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева открыла 29 островов и одну коралловую мель, уточнив положение еще нескольких островов.

Отважные русские моряки провели в плавании 751 день, из них - 535 дней в Южном полушарии, 100 дней плавание протекало во льдах. Шесть раз они заходили за Южный полярный круг. За время экспедиции русские моряки собрали богатейший научный материал, характеризующий антарктическую область.

Значительный научный интерес представляют наблюдения за льдами, течением. Участник экспедиции астроном Симонов провел серию ценнейших наблюдений, которые до него в Южном полушарии никогда не проводились.

За время плавания в суровых условиях Антарктики русская экспедиция потеряла всего три человека. Два матроса сорвались в шторм с мачт при работе с парусами, а один умер от болезни, которой он болел уже давно.

По продолжительности плавания в столь отдаленных высоких южных широтах, по протяженности обследованных районов, по настойчивости и упорству в достижении намеченных целей русская антарктическая экспедиция до сих пор не имеет себе равных.

Научный подвиг первой русской антарктической экспедиции вызвал восхищение не только в России, но и за рубежом. Крупный немецкий специалист в области полярных стран Петерманн писал, что «...имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба и Магеллана».

— ваш проводник мире масштабного моделирования!

На днях будучи занят повседневными делами по дому, я одним ухом слушал фильм «Короли ледовых аэродромов» из цикла «Крылья Отчизны» Андрея Разбаша. Он посвящен летчикам работающим на Антарктическом континенте. Помимо всего прочего, в фильме вскользь описывалась русская экспедиция Крузенштерна — Лазарева на шлюпах «Мирный» и «Восток».

Именно наши соотечественники первыми доказали фактическое существование Антарктического континента. В результате экспедиции было открыто много сопредельных земель — малых и больших островов. Наши предки внесли огромный вклад в развитие географической науки своими деяниями.

Обо всем этом написано достаточно много. И при наличии желания, мой уважаемый читатель, вы и сами можете узнать подробности этого опасного путешествия.

ТОГДА О ЧЕМ Я СЕЙЧАС ПИШУ?

Все дело в том, что прозвучавшее с экрана монитора словосочетание «шлюп Мирный» затронуло одну из самых важных струнок в моей душе. И имя этой струне — увлечения родом из детства .

Наверное, каждому в его детстве чудились далекие страны, неизвестные земли. Не знаю, как сейчас, а тогда в Союзе нас к этому исподволь подводили через прекрасную литературу, обожаемый мною до сих пор киножурнал «Клуб Путешественников» Юрия Сенкевича, замечательные детские фильмы.

Но мне с этим повезло еще больше. Я рос на Севере Сахалина — месте, приравненном к районам Крайнего Севера. Очень далеко от цивилизации. Северное море, короткое лето, тайга и медведи. Прочувствовать быт первооткрывателей далеких Северных и Южных земель мне было очень просто.

С товарами народного потребления было достаточно сложно. Все основывалось на завозе с материка. Но так или иначе, в нашем главном детском магазине с достаточно прямым названием «Романтик», появились сборные модели из картона. Их было совсем не много. Я до сих пор помню их названия. Это были корабли «Память Азова», «Ингерманланд», «Шлюп Мирный» и «Ракетный крейсер».

Создание этих картонных моделей стало уникальной возможностью для моей фантазии. Мы по многу раз мастерили эти корабли с моим другом детства, Олегом Байрактарьяном. И данный шлюп мне сильно запомнился. Хотя бы потому, что он у меня получался. И сейчас, порывшись в памяти, я смогу извлечь оттуда образы этих творений.

Но это все прошлое..

А ЧТО СЕЙЧАС?

Честно признаться я не помнил ничего, что указывало на производителя этих моделей из картона. Помнил только форму упаковки. И то, что это была профессиональная печать. А не какой-то самиздат.

Вооружившись этими знаниями я набрал в поисковой строке нужный запрос. И после недолгих изысканий я нашел требуемое. После того, как воспоминания схлынули как волна обратно в море, я детально все осмотрел.

Да, именно эту модель я и собирал. Я нашел и отсканированные страницы этого издания, и подготовленный одним энтузиастом документ в формате А4. Его можно зарядить в печать на заранее подобранной бумаге — и детали готовы к работе.

БУМАЖНЫЕ/КАРТОННЫЕ МОДЕЛИ

Хочу упредить вопросы пытливых коллег, не знакомых с бумажным моделированием. Модели из картона имеют разный уровень деталировки, как и пластмассовые модели. Можно найти как самые простые модели, так и крайне сложные в исполнении. Это в основном прерогатива моделей парусников. Потому не спешите считать бумажное моделирование занятием недостойным опытного моделиста.

Может оказаться что создать хорошую модель из картона/бумаги вам окажется значительно сложнее, чем высокодетализированную пластиковую модель.

При этом модели из картона доступны значительно большей аудитории. Ведь распечатать раскрой на бумагу, купить нужной толщины картон и клей ПВА намного проще, чем купить просто хороший набор от Хасегавы или даже Звезды. Потому бумажные/картонные модели очень популярны во всем мире. И были очень популярны в СССР. Я лично помню, что такие раскрои печатались в ЮТ — Для умелых рук. И во многих других журналах для энтузиастов моделирования и конструирования.

Лично у меня сейчас нет компрессора. А потому я лишен возможности заниматься любимым хобби. И когда эта возможность снова появиться — неизвестно.

Потому я решил всерьез задуматься о начале работ над бумажными моделями. И шлюп «Мирный» будет первой из них.

С любимых воспоминаний начинать легче.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Шлюп «Мирный» — 20-пушечное одно-дечное(одна нижняя палуба) трёхмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, заложенное в 1818 году на Олонецкой верфи, как вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду, решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу». При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке под руководством корабельного мастера И. П. Амосова и командира «Мирного» М. П. Лазарева.
Корпус судна в кормовой части удлинили наделкой штульцев, на форштевне поставили княвдигед, устроили дополнительную обшивку дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Вторую обшивку тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на судах военно-морского флота.

Главная энергетическая установка парусная, судно несло 10 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель и крюйс-брамсель) и 5 косых парусов (фор-стаксель, фор-стеньги-стаксель, кливер, бом-кливер и бизань). Шлюп имел 1 руль из дуба.

Вооружение состояло:

Из 10 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) карронад с длинной ствола 7 калибров, установленных в батарейной палубе (опер-деке). Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание ручное ядрами или картечью. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° до 880 метров. Масса карронады 305 кг.
Из 10 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) пушек с длинной ствола 22 калибра, установленных на верхней палубе. Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°, а дальность стрельбы не превышала 2 км. Масса пушки 2,1 тонны.

4 июля 1819 года экспедиция покинула Кронштадт. Обогнув Европу, корабли через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки. От Рио-де-Жанейро они взяли курс на юг. Без лоций, без маяков, в туманы и штормы шли они по неисследованным водам, стремясь проникнуть как можно дальше за Южный Полярный круг. Стоял декабрь — самый теплый месяц южного полушария.
В декабре 1819 года шлюпы были в районе острова Южная Георгия. Продвигаясь к югу, экспедиция открыла ряд неизвестных островов, названных именами офицеров «Востока» и «Мирного»: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. 15(27) января 1820 года «Восток» и «Мирный», пробиваясь сквозь тяжелые льды на 69°25′ южной широты, оказались вблизи Антарктического материка. В этот знаменательный день русскими моряками была открыта Антарктида. Продвигаясь далее, экспедиция еще пять раз почти вплотную подходила к краю материка: 20 января (1 февраля), 5(17) и 6 (18) февраля 1820 года, когда они находились от шельфового ледника берега Антарктиды всего в 1,5 — 2 милях и, наконец, 12(24) и 13(25) февраля 1820 года.
В начале марта погода стала ухудшаться. Нужно было дать отдых командам и пополнить запасы провизии. Решили покинуть высокие широты и направиться в Сидней. Стремясь по пути обследовать более широкую полосу Индийского океана. После месяца стоянки в Сиднее шлюпы снялись с якорей и отправились в район островов Туамоту. К востоку от острова Гаити экспедиция открыла группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. На обратном пути в Сидней был открыт еще ряд островов и в их числе остров Восток, названный так в честь флагманского корабля экспедиции. После отдыха и ремонта шлюпов экспедиция покинула берега Австралии и снова возобновила свои попытки достигнуть берега Антарктиды. В этот этап плавания она трижды подходила к ее обледеневшим берегам: 28 декабря 1820 (9 января 1821), 15(27) января, когда открыла землю Александра I, и, наконец, 21 января (2 февраля) 1821 года. Кроме земли Александра I, 8(20) января 1821 года был открыт остров Петра I. В двадцатых числах января экспедиция, обследовав Южные Шетландские острова, направилась снова в Рио-де-Жанейро, откуда после ремонта шлюпов вышла в обратный путь.
23 июля 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» встали на якорь на Малом Кронштадтском рейде.

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ






Шлюп «Мирный»: Модель из картона: Инструкция по сборке

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

СОДЕРЖИМОЕ ЭСКИЗОВ












Шлюп «Мирный»: Модель из картона: Полное содержимое эскизов

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

Принципы работы над моделью из картона достаточно просты. Требуется распечатать раскрой в нужном масштабе на плотной матовой бумаге. Возможно даже использование хорошей фотобумаги. Далее, используя инструкцию, нужно наклеить на картон требуемой толщины детали остова корабля. Он должен быть достаточно прочным.

А затем, опять же следуя инструкции, вы вырезаете детали из бумаги, и склеиваете их в определенные узлы. Потом все это соединяется вместе.

При необходимости я позже сделаю несколько статей правилах и методах работы над бумажными моделями.

По большому счету, можно сделать модель какой угодно сложности. Просто требуется выдумка и изобретательность.

Бумажное моделирование позволяет вам взглянуть на масштабное моделирование пластмассовых моделей совсем под другим углом. Это своеобразная переоценка ценностей. Так что советую вам, если и не регулярно, то хоть несколько раз за свою карьеру моделиста делать масштабные модели из картона/бумаги.

Все представленные выше фотографии раскроя подготовлены для печати в формате А4. Они перекомпонованы в соответствии с новыми требованиями. Можете смело их распечатывать на принтере. И делайте свои модели из картона/бумаги.